2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Бизнес-планирование как форма экономического управления



Бизнес-планирование как форма экономического управления


Сущностью предпринимательской деятельности, в соответствии с действующим в настоящее время законодательством, может считаться ее направленность на получение прибыли, которая служит показателем безубыточности деятельности фирмы и в то же время является стимулом для ее развития в рыночных условиях. В условиях перехода к рыночной экономике наиболее важным представляется финансовый аспект деятельности фирмы, который, наконец-то, перестает быть «игрой с цифрами» и становится главным показателем успеха. Вследствие этого финансовым вопросам правления здесь будет уделено более пристальное внимание, в том числе, в третьей главе данного исследования.

Таким образом, финансовый раздел можно считать ключевым в бизнес-плане. Однако, поскольку в условиях переходной экономики еще нельзя говорить о стабильном уровне инфляции, может сокращаться и сам период планирования. В зарубежной практике оптимальным считается период, равный трем годам. У нас долгосрочное планирование сегодня, в принципе, представляется нереальным, но и при использовании подобных среднесрочных планов предприниматели должны быть готовы к их ежегодной или еще более частой корректировке.

Основное требование к финансовому плану; он не должен расходиться с данными других разделов бизнес-плана. Любые несоответствия здесь недопустимы, они могут свидетельствовать о некомпетентности разработчика, недобросовестности подхода как к составлению плана, так и к самой предпринимательской деятельности.

Финансовый план должен представлять достоверную информацию относительно достигнутых и ожидаемых результатов деятельности фирмы, которые принесут ей определенную прибыль. По этим данным составляют свое мнение не только эксперт, но и инвестор или заимодавец.

Конечно, любой финансовый прогноз и план не обеспечивает стопроцентной гарантии достижения намеченного, но даже простая нерадивость его составления увеличивает риск предпринимательства, в результате чего и вероятность получения внешних займов может сводиться к нулю. Рисковать своими средствами, очевидно так же нецелесообразно.

Структура финансового плана состоит из плана доходов и расходов, предусматривает балансовый отчет, прогноз прибылей и убытков, отчет о движении денежных средств, график достижения безубыточности. Финансовое планирование в целом следует осуществлять, постоянно соотнося прогнозные и фактические данные системы бухгалтерского учета. Это позволит контролировать степень выполнения запланированного, а значит, и систему управления в целом.

Балансовый отчет необходим для оценки величины и динамики изменений стоимости активов, величины чистого оборотного капитала, ликвидности активов, оборачиваемости товарных запасов. Все это в свою очередь позволяет оценить надежность предприятия и его финансово-экономический потенциал.

Прогноз прибылей и убытков дает возможность определить прибыльность проекта.

Отчет о движении денежных средств имеет большое значение для выбора оптимального варианта привлечения собственных или заемных средств, эффективного вложения временно свободного капитала. Необходимость роста производства, инвестиций в качество продукции может снизить ликвидность предприятия. Этот документ дает возможность вовремя заметить возникновение такой ситуации и принять соответствующие меры.

Баланс доходов и расходов включает такие разделы, как: доходы и поступления (суммарная прибыль, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества компании; доходы от продажи продукции и услуг, по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других фирм, от операций с валютой; амортизация основных фондов и нематериальных активов; налоги и платежи, относимые на издержки производства и обращения и на финансовые результаты, прирост устойчивых пассивов; прочие доходы и поступления); расходы и отчисления (инвестиции; прирост оборотных средств; выплата доходов по ценным бумагам; погашение ссуд банка; отчисления в резервный фонд компании, на социальное развитие и материальное поощрение, а также вышестоящей организации; взносы в экологический, благотворительные и межотраслевые внебюджетные фонды; прочие отчисления и расходы); взаимоотношения с бюджетом (платежи и налоги в бюджет; ассигнования из бюджета). В связи с этим, баланс доходов и расходов позволяет установить предельные цифры расходования средств и спланировать необходимую сумму поступления средств, проследить динамику изменения прибыли от продажи продукции и услуг в течение всего срока реализации проекта по месяцам и кварталам.

График достижения безубыточности отражает проектную динамику выручки и полных затрат на производство и реализацию продукции, тот уровень продаж (то есть безубыточный), при котором выручка от произведенной и реализованной продукции покрывает все расходы. График показывает и степень воздействия на выручку и затраты таких факторов, как объем реализации, цены, себестоимость продукции.

В финансовом плане находят (во всяком случае должны найти) отражение внешние факторы, влияющие на финансовые показатели предприятия: динамика объемов реализации из-за меняющегося спроса, цен на сырье и материалы, возможное снижение производительности труда и др.

Баланс активов и пассивов отражает распределение активов, пассивов и чистого капитала, что обычно осуществляется по стандартной форме (независимо от размеров фирмы). План-баланс характеризует финансовое состояние фирмы на конец планируемого периода, и анализ его позволяет «сделать выводы об устойчивости ее финансового положения в конкретный период времени» [1].

Активы включают в себя: основные средства (землю, оборудование и др.), с учетом необходимых амортизационных отчислений; оборотные - в виде денежных средств, ценных бумаг, товарных запасов, авансовых выплат и др., которые могут быть обращены в деньги; а также отдельные нематериальные активы (патенты, авторские права).

К пассивам относят обязательства: долгосрочные (закладные, кредиты банковские и в форме оборудования) и краткосрочные (счета кредиторов, различные векселя, задолженности по зарплате, невыплаченные налоги и др.).

Чистый же капитал составляют: нераспределенная прибыль, собственный или иной капитал. Все эти статьи должны быть отражены в специальной форме баланса, которая сегодня утверждена Министерством финансов и должна неукоснительно соблюдаться.

Баланс может составляться ежегодно, ежеквартально или даже ежемесячно; в зависимости от требований банка (или иного кредитора), а также от желания и технической возможности исполнителя. В принципе, наличие компьютера и соответствующих программ, что уже далеко не редкость, позволяют удовлетворить даже самого «привередливого пользователя».

Анализ баланса можно осуществлять при исчислении оборотного капитала; как разности между объемом оборотных средств и краткосрочными обязательствами. Отрицательное значение величины оборотного капитала свидетельствует о неликвидности предприятия. При этом необходимо руководствоваться тем, что его величина должна иметь достаточно высокое положительное значение. Более точный и содержательный анализ ликвидности производится с использование коэффициентов текущей или срочной ликвидности, значение которых, по рекомендациям специалистов, должно быть не ниже 2,0.

Дополнительную информацию о финансовом состоянии дел на предприятии также может дать сравнение текущих и прошлых балансов с тем, чтобы вовремя отслеживать существенные отклонения. Но это реально лишь для предприятий, имеющих определенный опыт работы в сфере предпринимательства, когда в наличии есть его результаты. Очевидно, что начинающему предпринимателю следует использовать иные методы.

В сущности, «перед предпринимателем стоят одновременно две цели, часто входящие в противоречие друг с другом: извлекать прибыль и вовремя платить по счетам». Они находят свое отражение в двух других важных документах: отчете о прибылях и убытках и отчете о движении денежных средств [2].

Отчет о прибылях и убытках позволяет проанализировать эффективность функционирования фирмы на определенном временном отрезке с помощью вычитания суммы расходов из величины полученных доходов и таким образом определить прибыльность или убыточность деятельности. «Прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия» [3].

Первую информацию, которую любому предпринимателю необходимо получать это определить точку безубыточности, за которой предприятие начинает получать прибыль - с помощью проведения соответствующего анализа. Практика показывает, что рост продаж может вводить в заблуждение особенно начинающих предпринимателей, и это не обязательно приводит к увеличению прибыли, а значит, таит в себе угрозу банкротства.

Безубыточный уровень продаж определяется при суммировании постоянных (не меняющихся от объема продаж) и переменных затрат. Постоянные затраты, как правило, известны, сюда входят административные и управленческие расходы, заработная плата, арендная плата и некоторые другие выплаты. Переменные же затраты при прогнозировании могут быть неизвестны, поэтому точку безубыточности можно рассчитать с помощью деления объема постоянных затрат на валовую прибыль, выраженную в процентах от продаж.

В некоторых случаях расчеты приводятся с помощью графического их представления, что позволяет наглядно увидеть возможность получения прибылей, а равно и несения убытков. На графиках также могут найти отражение «наихудшего», «наилучшего» и «наиболее вероятного» вариантов плана.

Если баланс предоставляет так называемую статическую картину деятельности фирмы, то увидеть ее в динамике позволяет отчет о прибылях и убытках. При этом важным инструментом финансового планирования выступает соответствующий прогнозный отчет. Качество же прогнозирования часто определяется опытом предпринимательской деятельности. По мнению более опытных руководителей, для сравнения запланированного и реализованного следует руководствоваться цифрой, равной 20%. Вносить коррективы можно в случае, если расхождение между планируемыми и фактическими данными превышают данное значение (даже ненамного).

Все доходы, а тем более расходы, дабы уберечься от дальнейших неожиданностей, должны быть четко зафиксированы. Некоторые авторы рекомендуют использовать такой прием, как умышленное занижение планируемой прибыли и завышение расходов, что не всегда приносит пользу. Больший успех гарантирует тщательное и реальное планирование, контроль за которым следует осуществлять не реже, чем раз в квартал, чему способствует использование стандартных форм. В некоторых случаях, особенно неопытному предпринимателю может быть рекомендовано применять те же «стандартные» градации данных: максимум, минимум, наиболее реалистичные.

Все приводимые в отчете цифры должны быть обоснованы и обладать здоровой долей консервативности, особенно, в отношении планируемых доходов. И чем меньше расхождение между планируемыми и фактическими показателями финансовой деятельности, тем более эффективным может считаться общее управление фирмой.

Форма отчета о прибылях и убытках содержит данные о: себестоимости продаж (куда включается и стоимость товарных запасов); чистой выручке; валовой прибыли (получаемой как разница между чистой выручкой и себестоимостью без учета косвенных затрат); об общих и прочих расходах фирмы; получаемой прибыли; уплачиваемых налогах и вычислении итога; чистой прибыли или убытка.

Прогноз объемов продаж, план доходов и расходов, баланс активов и пассивов фирмы разрабатываются для первого года помесячно, для второго - поквартально, для третьего, четвертого и пятого - в целом за год.

Прогнозные показатели должны быть обоснованы, в том числе, и результатами маркетинговых исследований, а принятые допущения; детализированы. Конечно, достигнуть прогнозов большой точности в условиях переходной экономики не представляется возможным, равно как и предсказать уровень инфляции. Это не удается даже крупным предприятиям, у которых есть возможности проведения исследований, касающихся изменений на макроэкономическом уровне. Но при относительно стабильной инфляции прогнозные оценки должны быть близки фактическим, и анализ отклонений предполагает выявление их причин.

Отчет о движении денежных средств демонстрирует эффективность управления финансами и осуществляется путем вычета из суммы денежных поступлений величины фактических расходов. Это не менее важный инструмент финансового анализа, чем два предыдущих, и даже некоторые авторы рекомендуют его использовать в первую очередь, особенно для вновь организуемых предприятий.

Данный отчет позволяет решать следующие задачи: определить объем средств, необходимых для развития предприятия; сроки, в которые в них возникнет потребность; сориентироваться относительно источников их получения. Для новых, а равно развивающихся предприятий, «прогнозный отчет о движении денежных средств укажет, где успех, а где; крах» [4]. Если отсутствие прибыли (достижение ею отрицательного значения за счет неденежных расходов) в целом неблагоприятно сказывается на деятельности фирмы, то «неликвидность; это убийца даже рентабельного предприятия» [5]. Отчет о движении денежных средств отражает только кассовые сделки, но с его помощью, более результативно, чем при составлении отчета о прибылях и убытках, можно оценить эффективность использования кредитных средств, особенно при краткосрочном планировании. Преимущества данного вида финансового анализа состоит в возможности использования большего числа вариаций планирования, а значит и их выбора.

Денежные средства в фирму обычно поступают от продаж (оказания услуг); при предоставлении кредитов покупателям (оптовикам) необходимо указывать время поступлений от его погашений, то есть превращений обязательств в кассовую наличность. Сюда же входят и статьи погашения задолженностей по внешнему кредиту. Данные вопросы финансовой деятельности не получают своего широкого освещения в других документах, и именно отчет о движении финансовых средств оказывается способным эффективно поддерживать ликвидность, учитывать необходимость осуществления крупных выплат, с чем изредка приходится встречаться любому предприятию.

Планирование движения денежных средств позволяет вовремя выявить возникновение перерасходов, их причины и скорректировать отдельные показатели, отыскивать пути экономии средств. Однако это не исключает важности контролирования всех поступлений и необходимых выплат, так как отрицательное сальдо может появиться в результате просчетов. Общей рекомендацией здесь может быть пожелание ориентации на достижение кассовой прибылью своего положительного и устойчивого значения.

Прогнозирование и сравнение его результатов с фактическими данными о расходовании средств позволяют своевременно выявить причины возникающих или могущих возникнуть проблем, причем не обязательно негативного характера. Таким образом могут быть определены и перспективы развития компании.

Степень детализации этого отчета не имеет строгих рекомендаций, важно, чтобы он соответствовал актуальными задачам планирования и самому бизнес-плану, был удобным в пользовании и понятен тому, кто будет его анализировать. Современное программное обеспечение позволяет осуществлять этот подраздел планирования и анализа весьма эффективно, в удобные временные параметры.

Стабильность деятельности компании во многом обусловлен уровнем анализа отклонений фактических результатов деятельности от прогнозных отчетов о прибылях и убытках и отчетами о движении денежных средств. Как показывает практика, не только некомпетентность руководства в вопросах управления может явиться причиной банкротств, а прежде всего мелкие недочеты и небрежности, которые суммируются в процессе жизнедеятельности фирмы. Выявлять же и вовремя их устранять позволяет именно анализ отклонений.

Планированию необходимо учиться, в том числе на практике, то есть, стремиться не только грамотно планировать, но и выполнять намеченное неукоснительно. Анализ отклонений реальных показателей от запланированных помогает снижать затраты и увеличивать прибыль, а значит, реально способствует повышению эффективности предпринимательской деятельности, это один из доступных и действенных инструментов ее контроля.

Важно понимать, что любые отклонения, будь то положительные или отрицательные, требуют своего изучения. При этом положительные отклонения не обязательно свидетельствуют о перспективах развития, равно как и отрицательные; сулить потери. Дополнительным инструментом финансового контроля может служить так называемый анализ отклонений на текущую дату, с помощью которого отслеживается динамика «финансовых скачков» и предпринимаются действия по их «сглаживанию». Более опытные бухгалтеры обычно владеют общей информацией о том, какие данные следует включать в этот анализ, но выбор остается за тем, кто планирование осуществляет.

На основе трех вышеназванных документов фирма может производить общий финансовый анализ своей деятельности, в том числе определять направление дальнейшего финансирования, исходя из собственного потенциала и возможностей получения внешних займов: путем акционирования, банковских кредитов, лизингового финансирования и т.п.

Среди наиболее важных разделов бизнес-плана выделяется управление рисками. Значимость этого раздела объясняется тем, что инвесторы и кредиторы, другие партнеры хотят знать, с какими проблемами, трудностями может столкнуться фирма, как собственник и менеджеры предполагают выйти из рисковой ситуации, насколько эффективны внутрифирменные подходы к минимизации ущерба. От знакомства с различным формами проявления рисков часто зависит экономическое и финансовое положение предприятия, а порой и его существование. Несмотря на то что риск сопровождает любой вид бизнеса и им, можно сказать, «пронизана» рыночная экономика, в зарубежной практике его не принято выделять в качестве самостоятельного раздела бизнес-плана. Чаще всего управление рисками связывают со страхованием кредитов либо с определением эффективности проекта.

В процессе своей деятельности хозяйствующий субъект может столкнуться со следующими видами рисков:

1. Рыночный риск, возникающий в результате ухудшения возможностей получения сырья и различных материалов; повышения их цен; изменения требований потребителей; усиления конкуренции; изменения цен и спроса на продукцию фирмы; потерей позиций на рынке; негативно могут сказаться и неожиданные тенденции в развитии отрасли, трудности в получении банковского кредита, изменения общей экономической ситуации в стране, включая изменения системы налогообложения, валютного курса, повышения или непредвиденного снижения уровня инфляции, социальная нестабильность в стране. Это так называемые внешние риски;

2. К внутренним же относятся:

- срывы планов работ из-за недостатка рабочей силы, нехватки материалов и нарушения сроков их поставки, невыполнения заказчиками и подрядчиками своих обязательств (по объективным и субъективным причинам), ошибок в планировании работ, изменений в руководстве. К этой категории рисков можно отнести слабое управление в целом, перерасход средств из-за срывов планов работ, низкую квалификацию персонала, неправильное составление смет на строительные работы;

- изменение технологии, ухудшение качества производимой продукции и снижение производительности труда;

- прямой ущерб имуществу (транспортные катастрофы, оборудование, материалы, имущество подрядчиков, уничтожение, хищение или порча товара при транспортировке, риск, связанные со стихийными бедствиями), косвенные потери, связанные с демонтажем и передислокацией поврежденного имущества, нарушение графика работ;

- финансовый риск.

В целом для разных сфер предпринимательской деятельности характерны разные уровни и виды рисков.

Таким образом, возможность возникновения рисков весьма широкая: пожары и землетрясения, наводнения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом законодательстве, колебания валютных курсов, непредсказуемость экономической политики правительства и др.

На основе результатов проведенного анализа причин возникновения рисковых ситуаций разрабатывается программа мер по минимизации ущерба от рисков и определяются размеры расходов.

Идентификация риска и ущерб, который он с собой несет, зависит от ситуации, уровня информированности и культурных предпосылок. В связи с этим глубина анализа рисковости дела зависит от конкретного вида и масштабов деятельности. Риск в предпринимательстве можно увязывать с необходимостью принятия решений в условиях недостатка информации, и угроза риска состоит в недополучении (потере) дохода. Перечень рисков весьма обширен, вероятность каждого типа риска различна, неодинакова и сумма убытков, которые они могут вызвать. Поэтому в бизнес-плане требуется хотя бы ориентировочная оценка ущерба для предприятия от наиболее вероятных рисков. Для этого, как отмечает А.Сергеев, необходимо:

- выявить полный перечень возможных рисков;

- определить вероятность возникновения каждого риска;

- оценить ожидаемый размер убытков;

- проранжировать их по вероятности возникновения;

- установить приемлемый уровень риска и отбросить все те, вероятность возникновения которых ниже данного уровня.

Величина риска обычно определяется в процентах от величины потерь, измеряемой в денежных единицах, умноженной на вероятность ее наступления: Р = П х В / 100, (1) где: Р; величина риска; П; величина потерь; В; вероятность потерь.

В конечном счете речь идет об оценке риска, которая требует идентификации проблемных ситуаций, могущих нанести экономический ущерб предприятию, отрасли, региону и государству. Процедуры, связанные с управлением риском, должны быть направлены на уменьшение вероятности возникновения рисковых ситуаций. Они включают следующие виды деятельности:

- оценку надежности основных производственных фондов предприятия;

- ретроспективный анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, организации и т.п., способствующий выявлению причин возникновения кризисных ситуаций;

- осуществление конкретных мероприятий, уменьшающих вероятность возникновения источника непредусмотренных ситуаций;

- финансовая оценка риска, которая позволяет определить экономический ущерб в результате возникновения той или иной непредвиденной ситуации.



[1] Уткин Э.А. Управление фирмой. С. 71.

[2] Дэвид Г. Бэнгз. Руководство по составлению бизнес-плана. С. 71.

[3] Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1998. С.25.

[4] Дэвид Г. Бэнгз. Руководство по составлению бизнес-плана. С. 103.

[5] Там же. С. 104.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516




Интересное:


Конфликт как существенная характеристика социальных взаимодействий в условиях инноваций
Научные парки и технопарки в трансформационной экономике
Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты
Активный и пассивный портфельный менеджмент
Подготовка менеджеров во Франции
Вернуться к списку публикаций