2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Критерии эффективности автотранспортного обслуживания сельского хозяйства



Критерии эффективности автотранспортного обслуживания сельского хозяйства


Современные исследования по проблеме управления эффективностью в основном ведутся на стыке теории экономической эффективности и управления производством. Исходным пунктом статистического изучения эффективности производства является решение методологических вопросов количественного измерения и обоснование системы показателей для решения оперативных и тактических вопросов при управлении текущими процессами деятельности предприятия. Выбор измерителей системы показателей эффективности производится с помощью качественной меры – критерия эффективности.

Критерий является мерой качественного содержания явления, процесса, состояния и отражает их сущностные моменты. Количественная определенность этой меры - это показатель, который служит для наиболее точного выражения критерия.

В связи с тем, что критерий является основным признаком, который характеризует подходы к измерению и оценке эффективности, то показатель является измерителем для определения уровня эффективности.

Построение критерия эффективности осуществляется по принципу ее измерения и оценки. - посредством сопоставления, соотношения, сравнения эффекта (результата) и затрат (ресурсов) различными способами.

В экономической литературе при определении содержания критерия эффективности общественного производства в качестве результата и затрат применялись различные элементы. При этом с точки зрения применения затрат рассматриваются два варианта: "ресурсный" и "затратный". Сущность ресурсного варианта состоит в сопоставлении результата производства с объемами примененных основных элементов процесса труда, а затратного варианта в соотношении соответствующего результата с потребленными (затраченными) ресурсами.

"Ресурсный" вариант более приемлем, если рассматривать эффективность как способность предприятия использовать свои потенциальные возможности для достижения определенных экономических и социальных целей, а "затратный" вариант применяется, когда внимание фиксируется на эффективности осуществляемых (потребленных) затрат. Наиболее привлекательным для нашего исследования является "затратный" вариант, так как этот подход описывает оперативное управление транспортным подразделением.

Функция критерия заключена не в том, чтобы констатировать необходимость получения максимально полезного эффекта на единицу затрат, главное - он должен указать, что именно для процесса производства будет этим максимальным эффектом, приходящимся на единицу затрат.

По мнению ряда отечественных экономистов, сквозным критерием экономической эффективности во всех звеньях народного хозяйства и на всех стадиях научно-технического прогресса выступает экономия затрат. Этот критерий модифицируется в показателях эффективности, отражающих специфику каждого звена соотнесенную к произведенным затратам и результатам. Так для уровня народного хозяйства – прирост национального дохода, а для уровня предприятий – прирост прибыли. Этот критерий характеризует эффективность посредством соотношения между результатами и затратами, максимизируя результаты производства на рубль примененных затрат или потребленных ресурсов.

По мнению ряда экономистов, наиболее распространенными в экономической практике могут быть такие критерии как: прибыль, минимум производственных и трудовых затрат, минимум транспортных расходов, минимум потерь продукции при ее транспортировке, максимум продукции (услуг) определенного качества.

К критериям предъявляются такие требования как:

- соответствие критерия поставленной цели, в частности, для транспортного обслуживания сельскохозяйственного производства могут быть следующие критерии: минимум расстояния перевозки продукции, минимум транспортных расходов в расчете на одну тонну перевезенной продукции, снижение транспортной составляющей в себестоимости продукции, минимум потерь продукции при транспортировке, предельный размер транспортных издержек;

- адекватность выбранных критериев при сравнении вариантов;

- соответствие критерия среде функционирования предприятия (правовая среда,

- законодательная, ресурсная, производственная, технологическая, информационная, экологическая) и действующим ограничениям ( законы управления, профессиональные ограничения, временной фактор).

Академик, д.э.н. В.Р. Боев, д.э.н. В.А. Свободин в методических рекомендациях по определению эффективности сельскохозяйственного производства указывают на то, что “критерием экономической эффективности является получение таких финансовых результатов хозяйственной деятельности, которые позволяют обеспечить расширенное воспроизводство". Применение данного критерия для определения эффективности сельскохозяйственного производства диктуется острой необходимостью восстановления и обновления основных фондов.

Что касается критерия эффективности автотранспортного обслуживания сельского хозяйства, то выбор его следует производить из расчета необходимости обновления подвижного состава внутрихозяйственного автотранспорта и создания условий для этого. В связи с этим необходимо рассмотреть применяемые в экономической практике критерии и критериальные показатели эффективности автотранспортного обслуживания сельского хозяйства и выбрать приемлемые для решения поставленной задачи.

Современное состояние внутрихозяйственного автотранспорта сельского хозяйства Ставропольского края характеризуется ростом среднего срока эксплуатации автомобилей с 8,5 лет в 1996 г. до 11 лет в 2000 году. По отчетным данным общее наличие внутрихозяйственного автотранспорта края за период 1996 по 2000 год снизилась до 13671 единиц, что меньше 1996 года на 6611 единиц (20282 - 13671), или составляет 67,4%.

Анализ динамики транспортных издержек в себестоимости произведенной сельскохозяйственной продукции указывают на то, что в сравнении с 1996 годом удельный вес транспортных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции в 2000 году увеличился на 2,2% (с 7,6 % до 9,8 %).

Причиной является изменение цен на ГСМ, запчасти и сопутствующие материалы, увеличение расхода топлива и затрат по техническому обслуживанию из-за превышения амортизационных сроков эксплуатации грузовых автомобилей. Одновременно, в результате роста среднего срока эксплуатации автомобилей ухудшается безопасность перевозок, увеличивается их неблагоприятное воздействие на окружающую среду, снижается качество транспортного обслуживания.

При определении эффективности мероприятий по улучшению качества автотранспортного обслуживания в сельскохозяйственном производстве должен присутствовать народнохозяйственный подход, а за критерий эффективности принимаются суммарные приведенные затраты на производство и транспортировку продукции.

Оценка качества автотранспортного обслуживания включает своевременность доставки грузов при сохранении их качества, рациональном использовании автотранспортных средств и технологически и организационно связанных с производственными мощностями цехов растениеводства и животноводства сельскохозяйственного предприятия.

При определении эффективности автотранспортного обслуживания целесообразно учитывать снижение количественных потерь сельскохозяйственной продукции, сохранение ее качества, сокращение затрат при погрузочно - разгрузочных работах и транспортировке продукции, сокращение издержек в основном производстве (внетранспортный эффект).

Внетранспортный эффект отражает изменение сопряженных затрат в основном производстве (растениеводстве, животноводстве) и включает в себя экономию материальных ресурсов, трудовых затрат и денежных средств, сохранность и качество продукции.

В современных условиях повышение эффективности сельскохозяйственного производства сопряжено с проблемами, решение которых напрямую связано с необходимостью наличия собственного транспортного подразделения. Для сельскохозяйственных предприятий функционирующих в условиях рыночных отношений на основе самофинансирования и самоокупаемости и осуществляющих инвестирование, критерий прибыльности является наиболее характерным и близким к таким критериям как производительность, рентабельность, объем выпуска продукции. В тоже время для их транспортных подразделений прибыль не является целью, деятельность внутрихозяйственного автотранспорта направлена на обеспечение условий для реализации потребности предприятия в перевозках.

Качественная оценка эффективности использования подвижного состава предполагает раскрытие ее через совокупность множества понятий и категорий. Она может раскрыта через количественное выражение отдельных сторон выявленного качества, поскольку результативность работы внутрихозяйственного автотранспорта зависит от многих факторов. Эти факторы включают в себя конструктивные особенности подвижного состава; транспортные, дорожные, климатические условия; организацию перевозок, рациональную организацию маршрутов, организацию технического обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава

Количественная характеристика эффективности работы внутрихозяйственного автотранспорта, как и любой другой экономической категории, выражается в стоимостных и натуральных измерителях (показателях). Для измерения и оценки эффективности использования внутрихозяйственного подвижного состава используются такие показатели как объем перевозок, себестоимость перевозок, объем потребленных материальных ресурсов (запчасти и материалы), производительность подвижного состава в тоннах и тонно-километрах и другие показатели.







Интересное:


К понятию качество рабочей силы
Американская модель профессиональной подготовки менеджеров
Критерии эффективности автотранспортного обслуживания сельского хозяйства
Об одном из подходов к проектированию организационной структуры муниципального управления
Геосоставляющий компонент комплекса маркетинга
Вернуться к списку публикаций