2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Корпоративное управление в России - тенденции и закономерности развития



Корпоративное управление в России - тенденции и закономерности развития


В российских условиях противоречия в сфере корпоративных отношений традиционно стоят наиболее остро. В результате массовой приватизации в России сложилась своеобразная структура капитала российских акционерных обществ, основанная на распределении мелких пакетов акций среди большого круга мелких акционеров, а также на наличии «эксклюзивных» отношений между крупными акционерами и менеджментом таких обществ. Поэтому достаточно часто возникают парадоксальные ситуации, когда крупные акционеры российских эмитентов заинтересованы не столько в повышении прибыльности бизнеса компании, сколько в сохранении своих специфических отношений с предприятиями (например, контроле за финансовыми потоками или экспортно-импортными операциями). В результате, с точки зрения инвестора, вложение средств в российскую экономику и, особенно, в российские корпоративные ценные бумаги предприятий-эмитентов отдельных отраслей относятся к числу хотя и высокодоходных, но вместе с тем и наиболее рискованных инвестиций.

Вместе с тем важнейшим условием устойчивого роста национальной экономики России является постоянный приток инвестиционных ресурсов. По оценкам экспертов, для достижения в России ежегодного экономического роста в 4 – 5% необходимы инвестиции порядка двух триллионов долларов в течение 20 лет (или 100 миллионов долларов ежегодно). В таких условиях именно корпоративное управление становится одним из ключевых факторов, определяющим уровень рисков инвестиций в корпоративные ценные бумаги российских эмитентов, является проблема корпоративного управления. Это связано с тем, что состояние системы корпоративного управления представляет собой важнейшее обстоятельство, определяющее состояние инвестиционного климата и инвестиционных процессов в стране в целом, поскольку именно положение дел в сфере корпоративного управления в том или ином регионе является одним из ключевых факторов, определяющим предпочтения инвесторов при выборе направлений инвестирования в условиях глобализации экономики.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть основные современные тенденции и закономерности, происходящие в сфере корпоративного управления в России.

1. В России в последние годы наблюдается беспрецедентный рост интереса общества к вопросам корпоративного управления. Проблема корпоративного управления всегда была актуальной для России, особенно актуальность она приобрела со второй половины 90-х гг. Внешними побудительными мотивами для этого стали общемировые процессы, в частности возросший интерес к корпоративному управлению в США (как реакция на волну враждебных захватов контрольных пакетов акций при одновременном усилении институциональных инвесторов и ряда корпоративных скандалов), мировой финансовый кризис 1997 – 1998 гг. и проблемы корпораций стран с развивающими рынками. Основным внутренним побудительным мотивом такого интереса стала необходимость привлечения инвестиций в экономику страны и низкая конкурентоспособность подавляющего большинства российских предприятий на финансовых рынках, обусловленная, в том числе и низким уровнем корпоративного управления в компаниях.

В настоящее время круг участников дискуссий по этой теме не ограничивается только менеджерами, бизнесменами, юристами, финансовыми экспертами и государственными чиновниками. Корпоративное управление стало одной из главных тем, обсуждаемой в стране практически ежедневно. По вопросам корпоративного управления имеются многочисленные журналы, информационные бюллетени, странички в Интернете, по этим проблемам работают консультанты, читаются специальные курсы в высших учебных заведениях. Количество сообщений о семинарах и конференциях, о рейтинговых услугах и инициативах инвесторов растет с каждым днем.

2. Формирование отечественной модели корпоративного управления и моделей российских корпораций. В этой связи, прежде всего, необходимо отметить, что корпоративное управление для России является новацией, внесенной реформами последнего десятилетия, и современная отечественная модель корпоративного управления находится в процессе формирования.

Устойчивые модели российских корпораций также до сих пор не сложились, ни как результат многовековой эволюции, ни как итог научных разработок. Можно выделить два типа отечественных моделей корпораций, которые в настоящее время показывают и лучшие результаты деятельности, и имеют лучшие перспективы. Первый, и основной тип таких корпораций, представляет вариант структур, созданных на национальной базе с использованием наилучшей мировой практики корпоративного строительства – например, НК «Лукойл», НК «Сургутнефтегаз», «Норильский никель». Второй вариант представляют компании со 100% иностранным капиталом (российские отделения транснациональных корпораций и глобальных корпораций) или контрольным пакетом акций у иностранных инвесторов. В их числе ОАО «Вымпелком», российские холдинги, созданные ABB, Nestle, McDonalds, BBH, Coca Cola. В силу низкой доли иностранных инвестиций таких корпораций существенно меньше.

По сути, российская модель корпоративного управления представляет собой «слоеный пирог», приготовленный из элементов различных моделей корпоративного управления, да к тому же взятых из различных эпох. Фактически формально присутствуют компоненты всех традиционных моделей корпоративного управления, известные в мировой практике (англо-американская и германская)2.

Среди ключевых особенностей развития российской национальной модели корпоративного управления 90-х гг. необходимо выделить: перманентный процесс перераспределения собственности в корпорациях, ведущий к концентрации капитала и контроля; инсайдерский характер собственности; сокращение количества мелких акционеров и увеличение долей крупных акционеров; сохранениие относительной распыленности собственности; специфические мотивации многих инсайдеров (менеджеров и крупных акционеров), связанные с контролем финансовых потоков и «выводом» активов корпорации; исполнительные директора обладают огромной властью в корпорациях, большей, чем лишь контроль над повседневными операциями; некоторые компании ввели формальную процедуру оценки результатов работы исполнительных директоров: их работа оценивается с помощью одного критерия – насколько хорошо этот руководитель соблюдает интересы узкого круга контролирующих акционеров компании; слабая или нетипичная роль традиционных «внешних» (рынок ценных бумаг (особенно рынка акций), банкротства рынок корпоративного контроля) механизмов корпоративного управления; советы директоров играют, главным образом, пассивную роль и включают в себя несколько акционеров-аутсайдеров (хотя сейчас ситуация меняется); общие собрания акционеров фактически отстранены от управления обществом; значительная доля государства в акционерном капитале и вытекающие проблемы управления и контроля; слабость институциональных инвесторов (хотя в настоящее время ситуация несколько изменяется); элементы перекрестных владений и формирование сложных корпоративных структур разного типа при отсутствии тяготения к какому-либо типу; отсутствие адекватного финансирования и эффективного мониторинга; активная роль региональных властей как самостоятельного субъекта корпоративных отношений (причем субъекта, действующего в рамках конфликта интересов – как собственник, как регулятор через административные рычаги воздействия, как хозяйствующий субъект); неэффективный и/или выборочный (политизированный) государственный инфорсмент (при сравнительно развитом законодательстве в области защиты прав акционеров).



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Методика контурного анализа развития конкурентной среды и уровня монополизации товарных рынков
Теория человеческой мотивации
Маркетинговая модель мотивации персонала
Обучающаяся организация в системе менеджмента знаний
О специфике российского маркетинга
Вернуться к списку публикаций