2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Концепция прогноз-стратегия-план как основа процесса реформирования системы планирования



Концепция прогноз-стратегия-план как основа процесса реформирования системы планирования


В условиях рыночной экономики прогнозирование внешней среды имеет очень большое значение, так как определяет условия деятельности предприятия на рынке. Его элементами являются:

- общеэкономический прогноз (политика правительства в области налогообложения и кредитования, в области ценообразования, инвестиционная политика и т.д.);

- научно-технический прогноз (структурные сдвиги в экономики, технологические «прорывы»);

- прогноз конъюнктуры рынка (общий объем потребления, прогноз доли рынка, прогнозирование спроса на конкретные товары);

- прогноз поведения конкурентов (возможность появления новых товаров, потенциальные конкуренты, финансовая стабильность конкурентов);

- прогноз поведения поставщиков (прогноз предложения сырья, материалов и динамика цен на них, финансовая стабильность традиционных поставщиков и возможность появления новых).

Прогнозы внешней среды являются базовыми и в большей части разрабатываются элементами рыночной инфраструктуры и государственными учреждениями. Практика западных фирм показывает, что только крупнейшие корпорации могут позволить себе разработку такого рода прогнозов, причем не всех, а только тех, которые являются специфическими для данной фирмы. Особенностями взаимоотношений предприятия и территории, которые также необходимо учитывать при прогнозировании, является развитие производственной и социальной инфраструктуры, насыщение регионального рынка продовольственными и промышленными товарами для населения, а также рациональное использование региональных ресурсов с учетом проведения необходимых экологических мероприятий.

Наполнение стратегического плана конкретным цифровым материалом происходит при помощи прогнозирования внутренней деятельности предприятия (внутренней среды), которое является его собственной прерогативой, охватывая два уровня:

- верхний (агрегативный) – это прогнозирование наиболее общих комплексных показателей для выработки базовой стратегии развития предприятия и стыковки всех прогнозов;

- нижний (функциональный) – прогнозирование показателей для более тщательной проработки функциональных стратегий и обоснования комплексных показателей.

Таким образом, прогнозирование деловой среды предприятия позволяет перевести качественные характеристики предполагаемой деятельности в определенный набор показателей. Вместе с тем, многовариантность расчетом прогнозов позволяет выбрать наиболее эффективные стратегические альтернативы, поэтому прогнозирование в данном случае выступает еще как механизм корректировки возможных траекторий развития предприятия.

Процесс планирования на предприятии следует рассматривать как систему, включающую в себя долгосрочное (более 5 лет), среднесрочное (3 –5 лет) и краткосрочное (1-2 года) планирование. В разрезе горизонта планирования стратегический план разрабатывается с различной степенью детализации.

Очевидно, что долгосрочный стратегический план носит более концептуальный характер и содержит решения относительно сферы деятельности и выбора основных направлений развития. Среднесрочный стратегический план более количественный, поскольку он отражает деятельность предприятия в ближайшей перспективе. Важнейшими его составляющими являются детальная хронологизация проектов, разбивка по продуктам, наличие конкретных инвестиционных и финансовых показателей. Граница между долгосрочным и среднесрочным стратегическим планом достаточно условна, поскольку главным критерием горизонта плана является неопределенность деятельности.

Краткосрочный стратегический план по своему экономическому значению и содержанию фактически является стратегическим бизнес-планом, детализируя выбранную стратегию по срокам, ресурсам и исполнителям. В отличии от среднесрочного и тем более долгосрочного стратегического плана, такой план обладает достаточно высокой определенностью и соответственно меньшей гибкостью, являясь конечным руководством к действию.

С точки зрения организации процесса планирования на предприятии возможны три основные схемы:

1. «Снизу – вверх» (децентрализовано);

2. «Сверху – вниз» (централизовано);

3. Интерактивно (во взаимодействии).

Необходимо выделить основные принципы функционирования системы стратегического планирования на предприятии.

- Во-первых, должен быть реализован принцип системности, т.е. стратегическое планирование должно охватывать все сферы деятельности предприятия, все тенденции, изменения и обратные связи.

- Во-вторых, должен быть реализован принцип непрерывности, обеспечивающий своевременную корректировку разрабатываемых стратегических планов и их согласованность с текущими и оперативными планами предприятия.

- В-третьих, должен быть реализован принцип гибкости (адаптивности), который во взаимодействии с принципом непрерывности придает процессу планирования способность менять свою направленность при возникновении непредвиденных обстоятельств.

- В-четвертых, должна быть обеспечена взаимоувязка разрабатываемых стратегических планов данного предприятия с прогнозами, разрабатываемыми по вертикали (регион, экономика в целом) и по горизонтали (предприятие – поставщики и потребители продукции).

- В-пятых, в процессе выработки стратегического плана должны быть учтены возможности применения принципиально новых технологий, т.е. возможных «технологических прорывов».

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что методологический подход к планированию в современных условиях основывается на концепции единого процесса «прогноз – стратегия – план». При использовании данной концепции необходимо решить две задачи. Первая заключается в том, чтобы выделить и формализовать требования к прогнозам и планам по виду, составу и структуре информации, формам ее представления в органы планирования и управления. Вторая задача определяет необходимость методического обеспечения разработки прогнозов и планов, ориентирование их на определенные показатели системы планирования. Эта задача должна решаться в рамках одной методики с использованием специальных методов и приемов, учитывающих специфику развития объекта планирования.

Поэтому в сложившихся условиях в качестве первоочередных задач выдвигается разработка новых методологических подходов и овладение практическими навыками стратегического планирования на основе изучения зарубежного опыта и анализа работ отечественных исследователей.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Инновационный банковский менеджмент - насущная задача для российский коммерческих банков
Некоторые психологические аспекты предпринимательского управления нововведениями
Обучающаяся организация в системе менеджмента знаний
Выбор стратегии изменения
Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты
Вернуться к списку публикаций