2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Концепция предпринимательского управления



Концепция предпринимательского управления


Термин "предпринимательство" был введен в научный оборот Кантильоном в 17 веке, хотя он использовался экономистами и раньше. Несмотря на более, чем двухсотлетнюю историю, до сих пор отсутствует единство взглядов на понятия "предпринимательство" и "предприниматель". Среди множества существующих сейчас подходов можно выделить два основных. Первый, традиционный, связывает предпринимательство с бизнесом. Он основан на том, что слово предприниматель происходит от французского глагола "intreprendre", что означает предпринимать, предпринять, взять на себя, пытаться. Поэтому под предпринимательством понимается создание нового бизнеса, чаще всего, малого. Предпринимателем называют человека, который создает и управляет собственным бизнесом на первых этапах существования организации либо этапах ее преобразования и развития.

Позднее эти взгляды трансформировались. В 1980-е годы, когда крупные компании осознали необходимость гибкости как условия выживания и сохранения своих позиций, наметилась тенденция к децентрализации внутри компании, созданию предпринимательских подразделений (отделений), разработки дивизиональных структур, внутреннему предпринимательству, появлению новых требований к менеджерам, которые должны были стать предпринимателями внутри крупной компании. Возникли понятия внутреннее и внешнее предпринимательство.

Новый нетрадиционный подход, который начал формироваться в эти годы, состоит в более широком понимании предпринимательства. По утверждению П. Друкера "Предприимчивость - скорее тип поведения, чем личностная характеристика". Предпринимательство стало рассматриваться как способ мышления, стиль поведения, образ жизни.

На чем основан этот подход? По определению, предприниматель- это:

- новатор, генератор новых идей, подходов;

- человек, который берет на себя риск;

- человек, который ищет и находит новые возможности;

- созидатель, человек, создающий что-то новое, основатель нового дела.

В этом случае предпринимателем называют человека, который обладает способностями изыскивать возможности, часто не имея денег и других ресурсов (помещения, людей, оборудования), для реализации новых идей, новых проектов, программ, используя нетрадиционные пути и методы. Но такие люди есть не только в бизнесе. Это значит что предпринимательство распространяется не только на бизнес, но и другие сферы деятельности, такие как образование, наука, культура, здравоохранение.

Предпринимательской организацией может быть любая организация как коммерческая, так и некоммерческая: университеты, правительственные учреждения, муниципальные органы власти, общественные организации и т.п. Это может быть вновь создаваемая и уже существующая организация любого размера: малая, средняя, крупная.

Главными отличительными признаками предпринимательской организации являются: гибкость, адаптивность, динамизм, способность к непрерывным изменениям и обновлению.

Предпринимателем можно быть в любой сфере, если проявлять инициативу, выступать с новыми идеями, самостоятельно принимать новые нестандартные решения, находить возможности для их осуществления, уметь организовать их выполнение.

Такое понимание и определение предпринимательства и пред-принимателя легло в основу подхода, получившего название пред- принимательское управление. Этот подход формируется как одна из наметившихся на пороге 21 века тенденций в управлении, одна из новых разрабатываемых концепций, наряду с другими новыми подходами, например, виртуальным управлением.

Термин "предпринимательское управление" начал использоваться в зарубежной литературе по менеджменту примерно в середине 80-х годов. В частности, в книге П.Друкера "Предпринимательство и инновация", опубликованной в 1985 году, в известном учебнике Мескона М.Х "Основы менеджмента" (середина 80-х годов) и др.

Основными причинами разработки этого подхода является все более усиливающийся динамизм изменений во внешней и внутренней среде организации, который предъявляет новые требования к управлению. В условиях неопределенности, динамизма и нестабильности принимаемые решения становятся все более и более предпринимательскими, то есть непредвиденными, нестандартными, неожиданными, непривычными, направленными на реализацию новых возможностей, связанные с риском.

Это предъявляет новые требования к руководителям, менеджерам, управленческому персоналу. Формирование предпринимательского мышления становится основой управления организацией, а предпринимательство - философией управления, которую можно выразить в словах "Меньше менеджмента, больше предпринимательства". Формируется новый тип менеджера - менеджер-предприниматель вместо менеджера-администратора.

Предпринимательское управление - это управление в условиях неопределенной и нестабильной внешней среды, характеризующееся стремлением к изменениям, поиском новых возможностей и высокой степенью риска в их реализации.

Предпринимательство из гениальной импровизации превращается в систематическое предпринимательское управление, имеющее свои особенности.

Цель предпринимательского управления можно сформулировать как постоянный поиск новых возможностей: в одном случае - для получения прибыли, в другом - для реализации новых идей, инноваций, в третьем - для развития организации, в четвертом - для умножения богатства общества и т.п.

Для достижения этой цели предпринимательское управление, как и любой другой вид управления, предполагает систематическую деятельность по реализации функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля. Особенность предпринимательского управления состоит в изменении роль функций и соотношения между ними.

Возрастает роль предвидения, стратегического представления, собственного видения руководителя-предпринимателя. Меньшая роль отводится систематическому планированию, особенно в малых органи-зациях. Организация как деятельность, требует больших усилий по реализации новых идей. Стимулирование направлено на поощрение инициативы, предприимчивости, новаторства, генерации новых идей, поиска новых возможностей. Большое значение имеет контроль за изменениями внешней среды и систематический анализ новых возможностей.

Важную роль в предпринимательском управлении играет лидер. Руководитель ведет организацию за счет силы своей личности, активной позиции. Руководитель может управлять либо с помощью концентрации личной власти в своих руках, либо, используя врожденное умение вести за собой, обаяние личности, харизму.

Воодушевляющее лидерство направлено на развитие творчества у людей, работающих в предпринимательской организации. Предприниматель - лидер должен обладать способностями не только видеть вещи с новой нетрадиционной точки зрения, но и сделать так, чтобы и другие увидели их такими. Для него важно умение распознавать перспективу и возможности там, где другие видят хаос и противоречия. Ему нужно обладать способностями для отыскания, распределения и удержания под контролем ресурсов, часто принадлежащих другим. Предприниматель должен уметь создать команду высшего руководства, которая дополнила бы его собственные навыки и способности.

Организационная культура предпринимательской организации, ее ценности также имеют особенности. Для нее характерны атмосфера творчества, инициативы, самостоятельности, активности, возможности рискованных действий, позитивного восприятия изменений и особый тип людей с нетрадиционным мышлением: новаторов и созидателей.

Организация рассматривается как сообщество предпринимателей, ориентированных на поиск новых возможностей, изменения, риск, неожиданность, нестандартность ситуаций и решений, творчество. Создание такой атмосферы требует фундаментальных изменений в мышлении всех работающих в организации и, особенно, менеджеров.

Процесс принятия решений характеризуется поиском активных возможностей, предвидением проблем, творческим поиском альтернатив, сознательным риском. Реализуются дерзкие, смелые решения, часто основанные на интуиции, а не на рациональном расчете. Принимая решения, менеджеры-предприниматели не ищут безопасных ситуаций, а часто, напротив, рискуя, идут навстречу опасности.

Важное значение в предпринимательском управлении имеют новизна и скорость получения информации, которые позволяют определить новые возможности. Велика также роль личных связей, использование которых порождает этические проблемы. Однако, бесспорно, что создание, поддержание и развитие предпринимательской сети оказывает существенное влияние на успех деятельности предпринимательской организации.

Предпринимательское управление как новая концепция управления организациями имеет особое значение для России. Процесс перехода к рыночной экономике сопровождается изменениями во всех сферах деятельности, созданием частных организаций, развитием конкуренции, ростом числа малых организаций. В условиях неизвестности, неопределенности и динамизма использование нетрадиционных решений и нестандартных методов, направленных на поиск новых возможностей, позволит организации быстро адаптироваться и гибко реагировать на происходящие изменения.


Смирнова В.Г. к.э.н., доцент







Интересное:


Геосоставляющий компонент комплекса маркетинга
Современные концепции маркетинга
Некоторые особенности современной конкуренции
Мотивационные условия успешной реализации управленческих решений
Цели и задачи менеджмента банковских услуг
Вернуться к списку публикаций