2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Конфликт как существенная характеристика социальных взаимодействий в условиях инноваций



Конфликт как существенная характеристика социальных взаимодействий в условиях инноваций


Социальные инновации - это процессы, в результате которых происходят существенные и необратимые изменения во взаимодействии между людьми, группами, что способствует формированию новых связей и отношений между ними, направленных на удовлетворение новых духовных и интеллектульных потребностей, новых норм, порождению организаций и связей более высокого уровня развития.

Таблица № 2. Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности в организационно - управленческой и социально - психологической сферах.

№ п/п

Группа факторов

Факторы, препятствующие инновационной деятельности

Факторы, способствующие инновационной деятельности

1

2

3

4

1.

Организационно- управленческая сфера

- Устоявшиеся оргструктуры;

- Излишняя централизация;

- Жестко иерархический принцип построения организации;

- Преобладание вертикальных потоков информации;

- Ведомственная замкнутость;

- Трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий;

- Жесткость в планировании;

- Ориентация на сложившиеся рынки;

- Сложность согласования интересов участников.

- Гибкость оргструктуры;

- Децентрализация;

- Матричная структура построения организаций;

- Преобладание горизонтальных потоков информации;

- Некоторая автономность во взаимодействии с другими структурами;

- Индикативность в планировании, допущение корректировок;

- Ориентация на проблемные направления и формирование групп под них;

- Высокая степень согласованности всех субъектов инновации.

2.

Социально-психологическая сфера

- Сопротивление у субъектов, функции и статус которых могут быть изменены;

- Сопротивление субъектов, которые вынуждены будут перестраивать устоявшиеся способы деятельности;

- Сопротивление нарушениям стереотипов поведения, сложившихся традиций, норм;

- Боязнь неопределенности, опасения наказания за неудачу;

- Сопротивление всему, что поступает извне (синдром чужого изобретения).

- Моральное поощрение, общественное признание;

- Обеспечение возможностей для творческой реализации субъекта.

(Таблица заполнена диссертантом на основании указанной работы [21, с.23].)


Социальные инновации сопровождаются процессами обострения противоречий и конфликтов, это закономерная форма и содержание взаимодействия между людьми и социальными группами.

"Процесс" - есть последовательность состояний как во времени, так и в пространстве. Термин "последовательность" здесь употребляется условно как синоним слова "перечень", т.е. последовательность элементов системы. Более того, можно предположить, что система задает лишь возможность процесса, но никак не его наличие.

Под "системой" мы будем иметь в виду совокупность элементов объекта исследования и внешней среды, связанных между собой входными и выходными воздействиями. Эта совокупность рассматривается как единое целое, определяемое преобразованиями входных воздействий в выходные, как некоторая совокупность подсистем и как элемент более крупной системы [6, с.96]. Учитывая временность, нестабильность многих моментов, в такой системе существенной характеристикой ее управления является ситуационный характер. Он относится к самым различным деятельности людей. Система, характеризующаяся ситуационным характером управления, открыта для воздействия внешних и внутренних факторов.

Под воздействием мы будем иметь в виду способ отражения среды в объекте (вход как стимул), реакция - способ отражения объекта в среде (выход как реакция). Эти реакции не могут быть в полной мере объяснены на основе имеющихся в научном арсенале средств, а именно на основе теоретических моделей, описывающих уже известные функционирующие механизмы и развитие социальных систем и организаций. В целях раскрытия природы ситуационных реакций организации на воздействия необходимо рассмотреть подходы некоторых ученых к социальной организации.

Под организацией следует понимать способ объединения некоторого множества индивидов для достижения определенных целей [9, с.119], основной функцией которого является повышение упорядоченности действия с учетом локальных множеств его членов в жизненно важных для него сферах [10, с.40].

Итак, процессы деятельности имеют сложный, противоречивый характер, в них часто возникают различного рода нарушения (разрывы), выступающие для субъекта в качестве проблем, которые требуют решения. Воздействия на эти процессы вызывают неоднозначные, порой необъяснимые и неожиданные реакции. В результате разрывов возникают процессы или деятельности особого типа - нестабильные, кратковременные, индуцированные этими разрывами и попытками их устранить. Такие ситуационные системы деятельности представляют собой относительную целостность лишь с точки зрения данных разрывов и воздействия на них и лишь на период их осуществления. Однако они обладают большой сопротивляемостью при попытках их ликвидировать и высокой динамичностью развития. Чаще всего ситуационные системы деятельности не устраняют возникающих разрывов, компенсируя их лишь частично. Они-то и могут оказывать сопротивление, либо содействовать регулирующим и развивающим воздействиям на организацию. Их отличительные особенности заключаются в привязанности к данной ситуации, в единстве и единообразии направленности разрозненных, "в предельном случае некоординируемых человеческих действий, относительная самостоятельность на некотором промежутке времени" [5, с.84]. Критической зоной развития этих процессов, когда происходит резкая смена межиндивидуальных и межгрупповых связей и отношений, сопровождающаяся возрастанием психологической напряженности и конфликтности, могут выступать периоды, связанные с осуществлением инноваций.

Предполагается, что любая система реагирует на воздействия не вся в целом, а какой-то своей частью. Причем в области воздействия в процессах, структурах, в качестве одной из возможных форм и проявляется ее реакция, моделирующая воздействие. Возникает побочная ситуационная структура, значимая для обеих внешних позиций.

Под ситуацией мы будем иметь в виду конфигурацию определенных социальных компонентов, взаимосвязанных в данный момент развития организации. Ее основные составляющие [4]:

- элементный состав;

- способы взаимодействия;

- взаимодействие элементов объекта и среды в рамках системы;

- их новые значения и представления для участников ситуации.

Учитывая, что социальные инновации представляют собой очень сложный, часто неопределенный по своему исходу, насыщенный неожиданными ситуациями на промежуточных участках, трудно прогнозируемый процесс, исследование инноваций, особенно на микроуровне, требует особых технологий, которые включали бы в себя основные характеристики инноваций. А так как центральным звеном в социальных инновациях является субъект, то включение самого субъекта и его действия в исследование конфликтов является основной задачей инновационных технологий исследования, в которых субъект, находящийся в конфликте, может занимать функцию исследователя и обучающегося [4].

Обобщая основные взгляды и некоторые подходы разных авторов к инновационным процессам, можем зафиксировать следующие положения:

1. Процессы в общественном производстве могут быть традиционные и инновационные.

2. Инновационная деятельность разделяется на "технико-технологическую" и "социальную".

3. Различные факторы (технико-экономические, юридические, организационно-управленческие, социально-психологические и прочие) могут способствовать или препятствовать инновационной деятельности.

4. Инновациям присущи такие основные характеристики, как:

- высокий риск и высокая степень неопределенности;

- гибкость форм;

- обострение противоречий и конфликтов;

- наличие побочного, неопределенного продукта (результата), удовлетворение новой потребности;

- переход на новый уровень развития системы.

В центре социальных инноваций находится человек, что и определяет социальную направленность процессов. Итак, мы можем отметить, что инновационный процесс характеризуется такими признаками как неопределенность в достижении цели, высокий риск, обострение конфликтов, гибкость форм, удовлетворение новой потребности и переход на новый уровень развития системы.

Учитывая сложившуюся ситуацию на пространстве бывшего Советского Союза, можно констатировать, что политики, принимающие важные государственные решения, да и общество в целом, сопротивляясь или принимая социальные инновации глобального характера, к конфликтам были не подготовлены.

От инновации к консервации: инноватор в практике.

Есть особый слой в обществе (примерно, от 15 до 20%), которые всегда рвутся вперед в завтрашний день. Их не устраивает сегодняшнее состояние. Необходимо отметить, что именно они наименее защищены и уязвимы. Позиции таких людей очень четко прописаны в работе художника начала ХУ1 века А.Дюрера - “Четыре апостола”. В ней образно раскрываются преобразования, которые происходят с инновационно - ориентированным человеком. Первая позиция – духовная. Она заключается в том, что человек безвозмездно, думая о всем человечестве, исходя из самых лучших побуждений, борясь со злом и будучи недовольным тем, что творится, высказывает (излагает) свою идею. Она обязательно связана с теми будущими благами, которые ожидает все общество или даже человечество: счастье, благополучие, мир и так далее. Это привлекает людей или не привлекает. Появляются противники и сторонники. Некоторые говорят: “да, эта идея хорошая, давайте объединимся”. И тут появляется вторая позиция - это методист. Его функция выявить, действительно ли эта идея новая, а если и новая то для кого? Может для конкретного человека, а может для группы, организации, общества или в человеческом масштабе? Он как методист ее сравнивает, вычленяет ее плюсы и минусы, выгоды и риски. Иногда новое заключается в том, что появляется ясное понимание того, что было ранее. Третья позиция – сугубо прагматическая – появляется – управленец (менеджер). Его функция заключается в том, чтобы найти средства, разработать технологию, для реализации идеи и получения прибыли. Он реализует идею, собирает людей и т.д. Делает все. Что необходимо для того, чтобы запустить производственный процесс. Если методист, в основном должен обладать аналитическим складом ума, то менеджер должен быть хорошим организатором и руководителем. Как только появляется реальный продукт, оцененный в обществе, его необходимо защищать, так как инновация - вещь хрупкая и требует защиты. На этом этапе защита появляется - это политик. Его функция защищать политическими средствами идею и производство, иногда криминального характера. Итак, четвертая позиция - этот политик и вторичный идеолог, который защищает идею на уровне власти. Власть присоединятся к инновационной идее.

Итак, какова функция политика и идеолога? Он вещает об этой инновации с высоких трибун, и оказывает влияние на формирование общественного мнения. Правда в последние десятилетия, такую функцию может взять не просто политик, но и средства массовой информации. Однако, это не имеет значения. Главное – это функция защиты, с целью извлечения уже не только материальной, но и политической выгоды. Самым интересным на этом этапе является то, что инновационный процесс превращается в рутинный и инновация «умирает». И чем сильнее будет власть защитников, тем сложнее будет пробиться новым инновациям. Это связано с тем, что в борьбе за ту идею, на которой был сделан политический капитал, политик будет уничтожать другие идеи, которые еще предстоит реализовывать. И тогда этот политик – идеолог второго ранга, будет ярым врагом других инноваций, за которыми может появиться конкурент в борьбе за власть.

Такова диалектика инноваций, в которых заключена история человеческого развития. С одной стороны, социальные инновации проваливаются, потому, что эта цепочка не проработана, с другой стороны, прорабатывая весь механизм, необходимо прогнозировать «смерть» инновации.

Только понимая весь трагизм обновления и стагнации механизма общественного развития, человек может подготовить себя к сложным и мучительным процессам преобразования в обществе.


Цой Л.Н.


1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Бестужев-Лада И.В. Социальный прогноз и социальное нововведение. // Социологические исследования. 1990. № 8. С.87-93.

3. Дудченко В.С. Методология инновационного консультирования. // В Контексте конфликтологии: проблемы коммуникации и управленческого консультирования. Отв. ред. Дридзе Т.М., Цой Л.Н. М.: Изд-во Институт социологии РАН, 1999.№2.

4. Дудченко В. С. Инновационные игры: методология, теория, практика. – Таллинн: "Валгус" - 1989. Программа инновационной игры. Таллинн.: "Валгус", 1989. С. 43-44.

5. Дудченко В. С. Ситуационные структуры в организации. // Структура инновационного процесса. М.: ВНИИСИ, 1989. С. 82-97.

6. Емельянов С. В., Напельбаум Э. Л. Основные принципы системного анализа. // Проблемы научной организации управления социальной промышленностью. М.: Наука, 1974.

7. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Рос. педагогическое агентство "Москва", 1995.

8. Искусство сделать себя. Под ред. А. Н. Чумакова, З. М. Каримова, Г. А. Пырина.. М.: Ассоциация "Открытый мир", 1992. С. 76-77.

9. Лапин Н. И., Коржева Э. М., Наумова Н. Ф. Теория и практика социального планирования. М.: Политиздат, 1975. С. 197.

10. Лапин Н.И. Социологический анализ организационных систем. // Журнал "Вопросы философии". 1974, № 7. С. 38-49.

11. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1993. С. 204-205.

12. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: «Дело», 1993.

13. Лоуренц Дж.Питер. Принципы Питера. М.: Прогресс, 1990.

14. Лейтц Г. Психодрамма: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс. Универс, 1994. С. 301-311.

15. Макаренко А.С.. О взрыве. // Собрание сочинений. М., 1985. Т. 5.

16. Макаревич В.Н., Авдеева Л.Н.(Цой). Сущность и принципы инновационного обучения в управленческом консультировании. // Социологические методы управленческого консультирования. Материалы Всесоюзной конференции (сентябрь 1990г.). Под ред. В.С. Левина. Тольятти,1990. С. 113-119.

17. Наэм Дж. Психология и психиатрия в США. М.: Прогресс, 1994.

18. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.

19. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Изд-во полит. Литературы, 1989.

20. Рубинштейн С. Л.. Проблемы общей психологии. М..: Педагогика,1973.

21. США: управление наукой и нововведениями. Под ред. М.М. Иванова, С.Р.Колупаевой, Г.Б.Кочеткова. М.:Наука, 1990.

22. Управленческое консультирование. В 2-х томах. - М.: С-Пб.:"Интерэксперт", 1992. – Т.1.

23. Фихте И. Сочинение в двух томах. С-Птб: Мифрил, 1993.Т.1.

24. Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск: РИЦ Красноярского гос. Ун-та, 1996.

25. Цой Л.Н. Проблемы формирования конфликтологической компетенции управленческих кадров: от теории к практике. //Материалы научно-практической конференции "Экстремальные ситуации, конфликты и социальное согласие». М.: Академия управления МВД России и Институт социологии РАН, 1999.

26. Цой Л.Н. Методический взгляд на конфликт: от диагностики к профилактике. // Тезисы и материалы Всероссийской конференции 1-2 июля 1998г. «Конфликтология в трансформирующемся российском обществе: теория и практика.М.: Институт социологии РАН,1998г.

27. Шайхутдинов Р. Конфликтологическая программа построения гуманитарных дисциплин. // Кентавр. М., 1993. №2. С. 37-41.

28. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.

29. Щедровицкий Г.П. Избранные труды.- М.: Школа культурной политики, 1995.

30. Юлина Н.С. Введение в философию: два подхода // Философские исследования. М.,1993. №2.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Теория человеческой мотивации
Геосоставляющий компонент комплекса маркетинга
Некоторые психологические аспекты предпринимательского управления нововведениями
Теория и практика управления развитием миллионого города - конкурентные преимущества
Проблемы управления вертикально-интегрированными комплексами в переходный период
Вернуться к списку публикаций