2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Конфликт как существенная характеристика социальных взаимодействий в условиях инноваций



Конфликт как существенная характеристика социальных взаимодействий в условиях инноваций


Изменения, к которым стремиться общество и каждый мыслящий человек, обычно отождествляют с социальными инновациями. Социальные инновации или «инновационный поток» (Н.И.Лапин), в котором оказалось наше общество вынуждает исследователей заново обратиться к этому феномену. Необходимо выявить, что же не учитывается современниками, осуществляющими эти процессы?

Ясно, что продуктивными эти изменения могут стать лишь постольку, поскольку они будут совпадать с глубинными и длительными тенденциями развития человечества, когда они будут способствовать разрешению противоречий и конфликтов, трагично обострившихся в стране, надолго выпавшей из общего исторического движения.

Одним из первых ученых на Западе, попытавшихся осмыслить инновационную деятельность, был экономист и социолог Дж. Шумпетер [21, с.89]. Он выделяет четыре основные разновидности нововведения:

1.Новое, еще неизвестное в сфере потребления, благо, либо новое качество известного блага.

2. Новый, более эффективный метод производства известной продукции, не связанный с научным открытием.

3. Открытие новых возможностей сбыта известной продукции.

4. Реорганизация производства, ведущая к подрыву установившейся монополии.

С этого времени (1911 г.) появилось множество научных работ. Подводя итог дискуссии (1985 г.), американский социолог П. Друкер выделил следующие основные источники нововведения:

1. Внезапное изменение ситуации: чей-то неожиданный успех (неудача) либо какой-то импульс извне и, как реакция на это, появление нововведения.

2. Выявившееся противоречие:

а) между реалиями жизни,

б) между реальностью и ожиданиями людей,

в) между ценностями и ожиданиями потребителя,

г) в ходе какого-либо процесса.


Таблица № 1. Различия инновационного и стабильного процесса.


№ п/п

Характеристика процесса

Инновационный процесс

(Рутинный) Стабильный процесс

1.

Конечная цель

Удовлетворение новой общественной потребности

Удовлетворение сложившейся общественной потребности

2.

Пути достижения целей

Многочисленны и не определены

Немногочисленны, известны оптимальные

3.

Риск при достижении цели

Высокий

Низкий

4.

Период образования связи от конца к началу процесса

Длительный

Короткий

5.

Тип процесса

Дискретный

Непрерывный

6.

Управляемость (возможность планирования)

Низкая

Высокая

7.

Планы

Долгосрочные, возможна их корректировка

Краткосрочные, имеющие характер директив, заданий

8.

Развитие системы, в рамках которой осуществляется процесс

Переход на новый уровень развития

Сохранение данного уровня развития

9.

Взаимодействие со сложившейся системой интересов участников процесса

Вступает в противоречия

Основывается на них

10.

Степень совпадения интересов участников процесса

Низкая

Высокая

11.

Распределение сфер ответственности

Перераспределяются

Стабилизируются

12.

Формы организации

Гибкие, со слабой структуризацией

Жесткие основанные на нормах и регламенте


(Таблица заполнена в соответствии с указанной работой [21, с.21]).

3. Изменившиеся требования какого-либо процесса производства или потребления.

4. Лакуны (ниши) в структуре производства, рынка.

5. Изменение в структуре народонаселения.

6. Изменение в общественном сознании (мнении, настроении).

7. Новое знание (открытие, изобретение, рационализация) как импульс нововведения.

За более чем семидесятилетний период в анализе нововведений можно увидеть поворот от технократического к социальному видению этих процессов. То есть в анализ нововведений включаются такие элементы, как общественное сознание, ценности и ожидания, мнения и настроения.

Исследователи отмечают, что "инновационные процессы - вне зависимости от их формального определения - рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение конкретных общественных потребностей".

А.И. Пригожин в своей работе [19, с.29] дает следующее определение нововведению. "Нововведение есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, поселение, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы. Последние могут быть чисто материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т.е. предмет нововведения, будь то станок или обряд, форма отчетности или сырье. Нововведение же суть процесс, т.е. переход некоторой системы из одного состояния в другое". В этом определении уже проводится различие между нововведением - переходом (процессом), составляющим основной предмет инноватики как научной дисциплины, и новшеством, как конкретным результатом, продуктом этого процесса. В новшестве как продукте (результате) в "свернутом " виде содержится процесс инновации, который и является предметом научной дисциплины.

И.В. Бестужев-Лада пишет, что "нововведение - это такая разновидность управленческого решения, в результате которого происходит существенное изменение того или иного процесса, явления (технического, экономического, политического, социального и т.д.)" [2, с.87-93]. Он дифференцирует социальные процессы в инновации и выделяет их различные аспекты.

Поиск оснований для исследования инноваций И.В. Бестужев-Лада начинает с критического анализа некоторых уже устоявшихся представлений. Так он отмечает, что:

1. Нововведение - не целенаправленный процесс, а побочный продукт какой-либо деятельности, что противоречит утверждению А.И. Пригожина [19]. Он приводит пример, подтверждающий это утверждение. Например, выступление Н.И. Рыжкова (1990 г.) по телевидению, после которого на следующий день исчезли все продукты из магазинов г. Москвы, или запрет на торговлю спиртными напитками - никто ведь не стремился к "очередям позора", разгулу спекуляции водкой и т.д. Однако это результат нововведений.

2. Приведенные примеры заставляют усомниться в прогрессивности многих новшеств.

3. Конечным результатом нововведения может быть не интенсификация функционирования той или иной сферы человеческой деятельности, а ее резкое ухудшение.

Итак, из этого анализа можно выявить следующее:

1. Нововведение сопровождается наличием побочных, непредвиденных последствий.

2. Результатом нововведения может быть резкое ухудшение функционирования той или иной сферы человеческой деятельности.

3. Поставлен вопрос о критерии прогрессивности нововведений.

Различаются инновации, изучаемые общественными науками, - "социальные" инновации, и инновации, изучаемые техническими науками, - "технологические" инновации. "Речь идет о предметах, изучаемых общественными науками, и предметах естествознания и технических наук. Именно в этом контексте, - пишет он, - социальные нововведения противопоставлялись продуктным и техническим" [2, с.91].

Выделяя суть инновационных процессов, В.С. Дудченко [4] отмечает, что "это обновление, перестройка, развитие всех аспектов нашей жизни" и что ростки нового порождаются в противоречиях, преодолении тупиков и разрывов в процессе всей человеческой жизни. В центре социальных инноваций не только процесс, но и сам человек с его способностью и развитием мыслительных процессов. Его работы в основном посвящены технологии порождения инноваций, способствующих формированию у людей новых подходов в ситуации тупиковой, рисковой и неопределенной. Это технология инновационных игр, направленная на изменение, развитие и порождения нового во многих сферах человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, из анализа научных работ видно, что учеными и практиками ведутся попытки определить не только конкретные типы нововведений, но и выявить их разновидности, источники, характеристики, факторы, влияющие на инновационный процесс. Это говорит о том, что нововведения можно классифицировать и систематизировать по бесконечному множеству критериев и оснований. И выбор зависит от цели и задачи исследования.

А так как данная работа посвящена исследованию конфликтов с точки зрения управления, то нам необходимо выявить тот аспект в социальных инновациях, который оказывает существенное влияние на обострение противоречий и порождение конфликтов.

В инновационных процессах нас интересует организационно-управленческая и социально-психологическая сфера. В этих сферах в большей степени есть возможность выявить влияние инноваций на отношения и взаимодействие между людьми и группами в производственной деятельности.

В дальнейшем "нововведения" мы будем называть "инновациями" как устоявшийся термин в литературе.

Необходимо отметить, что специфика социальных инноваций заключается в том, что в центре внимания находится человек, его отношение к миру, познавательные способности, духовные потребности и его действия. Социальные инновации, в большей степени, отражены и сконцентрированы в организационно-управленческой и социально-психологической сферах. В этих сферах можно выделить основные факторы, препятствующие и способствующие инновациям [21].

Для описания инновационных процессов мы будем применять некоторые понятия, значения которых необходимо раскрыть. В широком понимании "социальное" тождественно "общественному" и в этом качестве противопоставляется "естественному" или "техническому". В узком понимании "социальное" тождественно "социологическому", связанному с социальными отношениями, т.е. отношениями людей как членами определенных социальных групп или социальных институтов [2, с.91]. В реальной жизни "социальное" выступает в форме социально-экономического, социально-демографического, социально-психологического и т.д.

Поэтому, употребляя термин "социальное", мы будем иметь в виду, что оно не сводимо только к "социологическому", с другой стороны, мы отделим его от технических (продуктных) и технологических инноваций, а также чисто экономических, экологических, правовых и прочих.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


О подготовке предпринимателей для инновационной деятельности
Методика контурного анализа развития конкурентной среды и уровня монополизации товарных рынков
Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений
Логистическая постановка проблем оптимизации менеджмента
Геосоставляющий компонент комплекса маркетинга
Вернуться к списку публикаций