2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — К вопросу построения успешно управляемых организаций



К вопросу построения успешно управляемых организаций


Конкурентная способность и эффективность экономики страны и региона во многом определяются построением большого количества организаций, состоянием процессов управления в этих организациях.

Понятие «организация» является ключевым понятием теории управления. В первоначальном смысле оно обозначает конструкцию или устройство, т.е. то, что создается заранее и чем можно управлять.

В словарях термин «организация» имеет более широкое толкование:

1) Организация как процесс, направленный на формирование новых и качественное совершенствование ранее созданных и функционирующих систем любого типа. Организовать - значит либо создать систему вновь, либо улучшить ее состояние в процессе функционирования в соответствии с меняющимися внутренними и внешними условиями.

2) Организация как состояние. В этом случае под организацией понимается организованность или организованное состояние объекта управления. Организованность характеризует наличие определенного порядка или степень упорядоченности системы в ее устройстве и функционировании. Порядок - способ соединения отдельных частей в одно целое и последовательность их действий. Порядок направлен на обеспечение целенаправленной взаимосвязи элементов, слаженности, режима, устойчивости организации и ее последовательного развития. Организационный порядок закрепляется в правовых, административных (документированных правилах) и морально-этических нормах (недокументированных правилах). Повышение организованности представляет собой основной резерв повышения конкурентной способности и эффективности. В хорошо организованной системе каждый ее элемент необходим для поддержания и функционирования целого и вне целого не существует. Хорошо организованные системы успешно управляемы.

3) Организация как вид системы, различающийся с точки зрения порядка по целям деятельности и содержанию правил. Например: коммерческая организация, социальная организация, бюджетная организация, головная организация, координирующая организация, общественная организация, политическая организация, формальная организация, неформальная организация и т.п. В данном случае в основном подчеркиваются правовые ограничения на деятельность организации.

С точки зрения эффективного управления для создания инструментов управления, разработки приемов, способов и методов управления наиболее интересным является старое толкование организации как объекта, на который оказывается управляющее воздействие.

В современной теории менеджмента организация рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (или целей). Группа людей может считаться организацией при соблюдении нескольких обязательных правил:

- наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы;

- наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены группы;

- наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Таким образом, организация существует тогда, когда в ней имеется как минимум два человека, которые характеризуются главным - совместной целенаправленной деятельностью. Именно она и определяет сущность организации, ее инструменты управления, приемы, способы и методы управления.

С этой точки зрения интересным, на наш взгляд, является определение организации как систематизированного, сознательного объединения действий людей, преследующих достижение конкретных целей, поскольку, производя материальный или информационный продукт, а также услуги, участники организации постоянно определенным образом выполняют необходимые действия, сопровождающие материальные, финансовые и информационные потоки, межличностные взаимодействия.

Исходя из потребности представления организации как конструкции или устройства, задаваемых заранее для осуществления целесообразных действий, той конструкции, на которую можно воздействовать с помощью управления, организацию можно понимать как состояние действий двух и более людей, направленных на достижение общих целей и сопровождающих материальные, информационные и финансовые потоки, межличностные взаимодействия.

В практике управленческой деятельности в плановой экономике сложилось представление об организации как процессе, направленном на формирование новых и качественное совершенствование ранее созданных и функционирующих систем. По существу, понятие «организация» стало использоваться взамен понятия «управление». Учитывая тот факт, что в условиях плановой экономики и централизованного управления выбор конкретного руководителя на уровне предприятия был достаточно ограниченным, понятие «организация» закрыло собой поле понятия «оперативное управление производством».

Если организацию рассматривать как заранее создаваемую конструкцию отношений между ее участниками, то организатор - это человек, создающий такую конструкцию, т.е. специалист очень высокой квалификации.

С точки зрения представлений об организации как процессе организатор-человек, осуществляющий оперативные вмешательства в существующую организацию, предписанную вышестоящими органами управления. Это энергичный человек, разрабатывающий оперативные планы работ, выдающий задания, осуществляющий контроль и устраняющий срывы и сбои. Без его вмешательства организация не функционирует. В справочной литературе организатор - работник, организующий мероприятия, работу, или руководитель, организующий работу коллектива, производства.

Организовать означает либо создать организацию вновь, либо значительно улучшить состояние существующей системы в процессе ее функционирования. Таким образом, понятие «организация» трансформировалось в текущее оперативное вмешательство руководителей в ход различного рода процессов. Отсутствие внимания к самой организации как к важному явлению привело к консервации на длительный период упрощенных, традиционных, стихийно сложившихся, неосознаваемых организационных схем управления с неизменной организованностью.

Таким образом, при построении эффективных конкурентоспособных организаций следует исходить из представлений об организации как состоянии системы.

Чтобы управлять организацией, изменяя целенаправленно ее организационный порядок, необходимо ее анализировать на экономическом уровне, который отражает поведение персонала как в производстве товаров, так и в управлении. В этом случае теорию организации нужно рассматривать как часть экономической теории, которая описывает поведение людей в процессах потребления, производства, распределения и обмена. Это позволяет изучать через поведение людей фактически сложившийся и конструировать рациональный организационный порядок.

Учитывая вышеизложенное, условно организации можно подразделить на два типа: 1) успешно управляемая организация, в которой принята и постоянно развивается устойчивая конструкция поведения всех видов персонала; 2) неуспешно управляемая организация, в которой наблюдается только процесс оперативного вмешательства в сложившиеся обстоятельства.

В первом случае организация отличается высокой степенью организованности, она эффективна и конкурентоспособна. Во втором случае организация функционирует со значительными нереализованными резервами (потерями), неэффективна и неконкурентоспособна.

На основании наблюдений за практикой деятельности различного рода организаций и изучения литературных источников можно сформулировать конструктивные признаки успешного или неуспешного управления, заданные в устройстве конкретной организации. Эти признаки могут быть установлены с помощью экспресс-диагностики организации путем наблюдения за работой ее управленческого персонала и изучения организацион-но-регламентирующей и организационно-нормирующей документации.

Вышеперечисленные конструктивные признаки успешного управления представляют собой характеристики состояния организованности, которые можно наблюдать в функционирующей организации. Важно определить наиболее доступные и эффективные пути построения успешно управляемой организации. Эта проблема решается с помощью построения научных моделей организаций, что составляет вопрос дальнейших исследований.







Интересное:


Корпоративное управление в России - тенденции и закономерности развития
Подготовка менеджеров во Франции
Об одном из подходов к проектированию организационной структуры муниципального управления
О подготовке предпринимателей для инновационной деятельности
Цели и задачи менеджмента банковских услуг
Вернуться к списку публикаций