2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Инновационный банковский менеджмент - насущная задача для российский коммерческих банков



Инновационный банковский менеджмент - насущная задача для российский коммерческих банков


Инновации в настоящее время - не просто одно из явлений, определяющих экономический рост, развитие, структурные сдвиги и т.п. Инновации стали сутью современного развития во всех сферах экономики, в том числе и в банковском деле.

Инновации представляют собой внедренные в производство или в сферу услуг новшества в форме объектов, технологий, продуктов, являющихся результатом научных исследований, изобретений и открытий и качественно отличающихся от своих аналогов (или не имеющих аналогов).

Развитие экономики всегда строилось на основе внедрения новых технологий, но в течение длительного времени этот процесс проходил крайне медленно. В условиях современной НТР и особенно в самое последнее время, когда развитые страны вступают в постиндустриальный период, экономическое развитие приобрело качественно новый характер.

Основные его черты определяются следующим: во-первых, постановкой инновационного процесса (создание, распространение и использование инноваций) в центр качественных, количественных и структурных изменений; во-вторых, превращением инновационного процесса в постоянно действующий фактор; в-третьих, беспрецедентно высокой скоростью изменений. На наш взгляд, можно констатировать, что в настоящее время в наиболее развитых странах осуществляется новый тип экономического развития - инновационный как выражение продолжающейся технологической революции. Экономика находится в процессе постоянных изменений - эволюционирующего развития. Этот процесс существенным образом затронул банковскую сферу и как область приложения (объект) инноваций и как фактор, способствующий их внедрению в экономику в целом.

Базисные инновации уже сформировали современный технологический уклад начала XXI века в наиболее развитых странах мира. В основе - микроэлектроника и информатика, составляющие его ядро и в свою очередь образовавшие кластеры, то есть взаимосвязанные технологии производства.

Высокие компьютерные, инновационные технологии являются основой для глобализации финансовой сферы [1]. Активно формирующаяся глобальная финансовая система приводит к столь же глобальной финансовой конкуренции. Для национальных банков складывается принципиально новая внешняя среда деятельности вместе с тем не следует и преувеличивать степень финансовой глобализации, поскольку этот процесс характеризуется противоречивостью и определенной ограниченностью. Изменения глобальной финансовой среды тесно взаимосвязаны с созданием единого информационного поля. Наиболее важные тенденции финансовой глобализации, на наш взгляд, заключаются в следующем: 1) распространение инновационных банковских технологий; 2) конкуренция на новом техническом уровне; 3) изменение структуры банковской сферы - волна слияний.

В нашей экономической литературе идут дискуссии по проблемам инновационного банковского менеджмента. Прослеживаются различные подходы к определению и элементам инновационного банковского менеджмента [2]. По нашему мнению, в инновационном банковском менеджменте следует выделить два аспекта:

во-первых, процесс управления внедрением технических и технологических новшеств;

во-вторых, процесс постоянных изменений в сфере банковской деятельности в соответствии с изменениями среды.

В мировой банковской практике происходят следующие инновационные изменения.

- Изменение структуры и облика банка в целом:

а) «многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов,

б) самообслуживание;

в) дистанционное обслуживание;

г) использование Интернета;

д) высококвалифицированные индивидуальные консультации;

е) телефонные центры.

- Виртуальные банковские и финансовые технологии: управление банковским счетом, наличные расчеты, электронная подпись, заключение договоров, финансовые организации (биржи, банки).

- Рассредоточение и организационное разделение банка на три элемента: распространение услуг, производственная часть и портфельный банк.

- Оптимизация банковской сети: сегментация, изменения в филиалах и филиальной сети.

- Комплексное использование новых информационных и коммуникационных технологий для электронного и смешанного (традиционного и нового) маркетинга. (Клиент сам выбирает форму обслуживания.)

- Структурно-технологическая перестройка мидл- и бэк-офисов. Сбор, хранение и аналитическая обработка внутренней информации. Новые возможности внутреннего контроля и аудита.

- Изменения в квалификации работников: продукт-менеджер, консультант, специалист по трансакциям и консультациям.

- Новые банковские продукты (услуги) на базе новых технологий.

- Новые автоматы самообслуживания (моно- и многофункциональные, информационные) [3].

С точки зрения внутренней среды, на наш взгляд, наблюдается кризис банковского менеджмента в большинстве российских банков. Новые банковские технологии в этих банках находятся на начальной стадии их использования. Лишь немногие банки активно занимаются их внедрением. Пионерами в этом деле являются «Гута-банк», «Автобанк», «Платина», «Визави», «Юнниструм банк» и некоторые другие [4].

Внедрение инновационного менеджмента как последнего слова в банковском управлении - настоятельная необходимость для российских банков, чтобы выжить в международной конкуренции. Новые банковские технологии - шанс для успешной конкуренции.

Ситуация, в которой необходимо внедрять в российскую практику инновационный банковский менеджмент, характеризуется целым рядом направлений влияния внешней среды:

интеграция российских банков в мировую финансовую систему;

внедрение иностранных банков в России;

кризис и реструктуризация банковской сферы;

государственное регулирование параметров коммерческих банков.

Инновационный банковский менеджмент может быть успешно внедрен в российских банках только как часть более широких мероприятий по выработке и применению на практике инновационной стратегии. Примерная инновационная стратегия российского коммерческого банка могла бы быть, по нашему мнению, представлена в виде плана инновационных мероприятий, структура которого представлена ниже.

Стратегический план инновационных мероприятий коммерческого банка

Раздел 1. Стратегия

Аналитическая оценка передового опыта банков различных стран и прогноз их инновационного развития: уточнение приоритетных направлений развития банковской технологии, менеджмента, определяющих борьбу за лидерство.

Раздел 2. Главная цель и конечные результаты

Главная цель - достижение оптимального уровня конкурентоспособности на основе комплекса согласованных технологических, экономических и управляющих мероприятий.

Конечные результаты. Создание банка и банковских систем нового поколения, работающих в режиме так называемого инновационного менеджмента. Суть - нацеливание банка на внедрение новых, более совершенных технологий, продуктов и организационных структур. Ставится задача повысить гибкость и адаптивность к рынку, повысить прибыльность банка.

Раздел 3. Главные стратегические направления

- Автоматизация банковских процессов, переход на новые компьютерные технологии самообслуживания, дистанционное обслуживание, использование Интернета, виртуальные банковские и финансовые технологии.

- Разработка и внедрение новых банковских продуктов (услуг) на базе новых технологий.

- Комплексное использование новых информационных и коммуникационных технологий для электронного маркетинга.

- Совершенствование форм и методов управления, включая внедрение инноваций.

- Изменения в квалификации работников: продукт-менеджер, специалист по трансакциям и консультациям, консультанты (высококвалифицированные индивидуальные консультации клиентов).

Раздел 4. Тактические особенности реализации стратегических направлений

Учет особенностей ситуации в российской банковской сфере.

Раздел 5. Модификация органов и структур управления

- Структурные и функциональные изменения с учетом многоканального обслуживания клиентов, при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов.

- Оптимизация банковской сети: сегментация, изменения в филиалах и филиальной сети.

Чтобы стратегия была осуществлена на практике, необходимо создать специальную группу по внедрению инноваций. Главная ее задача - осуществлять выполнение плана инноваций. Ее основные функции при этом следующие.

- Организовать механизм внедрения инноваций, играя роль центрального связующего звена между всеми участниками.

- Принимать участие в планировании работы банка в целом.

- Организовать оперативные группы по внедрению отдельных инноваций и координировать их работу, оказывать им помощь в решении проблем и в вопросах связи, требовать от них отчеты о ходе работ.

- Собирать периодически оперативные группы для обсуждения возможностей новых технологий и продуктов. Может быть также создана особая группа для инструктажа служащих.

- Поддерживать связь с независимыми специалистами-консультантами. Они могут быть приглашены для отдельных консультаций и разрешения вопросов, а также для постоянной работы в группе.

- Оказывать помощь и давать консультации, выяснять возникающие вопросы, предоставлять информацию.

- Устанавливать контакты между людьми, обеспечивать внутренние связи во всех направлениях.

- Принимать на рассмотрение предложения служащих, доводить их до руководителей более высокого уровня.

- Подавать регулярные отчеты о своей работе руководству и информировать о них служащих.

В целом для российских банков ситуация сложная, поскольку они попали в положение «догоняющего развития» по отношению к более передовым западным контрагентам. Однако имеются и некоторые положительные моменты. В российских банках (как относительно новых и небольших структурах по сравнению с огромными западными банками) в известной мере легче вводить инновации, потому что нет такого сопротивления косной внутренней среды. В старых организациях наблюдается зарегулированность, и они труднее идут на нововведения, особенно связанные с реструктуризацией. Дж. Н. Ландлам отмечает, что «после того, как в организации сложилась окончательная инфраструктура, все ее элементы - политика, методы действия и т.п. - почитаются незыблемыми и оберегаются от посягательств. Опасение потерять стабильное рабочее место вынуждает работников противодействовать принятию рискованных решений. Этот фактор имеет очень большое значение» [5].

В заключение отметим, что новые информационные и коммуникационные технологии преобразуют банковскую деятельность таким образом, что в корне меняется облик современного банка, его инструменты, способы общения с клиентами. Российские коммерческие банки, чтобы в новом веке выдержать конкуренцию и войти в международную финансовую среду, должны активно и быстро внедрять банковские инновации.



1. Мовсесян А. Информационные аспекты транснационализации // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 2. С. 121-129; Михайлов Д.М. Финансовая глобализация как фактор экономического влияния // Вестник Финансовой академии. 1999. № 4. С. 13-23.

2. См.: Уткин Э.А., Морозова Г.И., Морозова Н.И. Нововведения в банковском бизнесе России. М.: Финансы и статистика. 1998; Вестник АРБ. 1999. № 3. С. 79.

3. Более подробно см.: Использование новейшей технологии для обслуживания банковских клиентов: обзор статей французских специалистов Ж. Муте и Ж. Гаспермана / Автор обзора - Л.А. Зубченко // Вестник АРБ: Приложение «Банковское дело: зарубежный опыт. Аналитические и реферативные материалы». М., 1998. № 4. С. 55-56; Истенберг-Шик Г. Многоканальная банковская деятельность - путь к клиенту // Бизнес и банки. 1999. № 43. С. 6-7; Воеводская Н.Д. Новые банковские технологии // Банковские услуги. 1999. № 11-12. С. 15-18; Володина В.Н. Об элементах стратегии разработки новых банковских продуктов (Введение в проблему) // Банковские услуги. 1998. № 10. С. 18-19.

4. Базаря А. Банк на диване (системы «Домашний банк» Автобанка и «Телебанк» Гута-банка) // Банковские технологии. 1999. № 4. С. 61-63; Ванин А., Сумманен К. Банк, который всегда с тобой // Банковские технологии. 1999. № 4. С. 46-52; Коновалова Н. Универсальный сервис, индивидуальный подход. Автобанк // Экономика и жизнь. 1998. № 47. С. 5.

5. Дж. Н. Ландлам. Тринадцать мужчин, которые изменили мир. Пер. с англ. Ростов-на-Дону. 1997. С. 38.







Интересное:


Критерии эффективности автотранспортного обслуживания сельского хозяйства
Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга
Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.
Застарелые болезни управления - препятствие на пути реформ
Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений
Вернуться к списку публикаций