2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Дискуссионные вопросы теории современного менеджмента



Дискуссионные вопросы теории современного менеджмента


Проведение в России радикальной экономической реформы, направленной на формирование рыночной модели хозяйствования, способствовало распространению в российском обществе множества понятий, давно известных в странах с рыночной экономикой, но прежде почти не использовавшихся у нас ни в научном обороте, ни в практической деятельности. Одним из них является понятие «менеджмент».

Сегодня с менеджментом принято связывать большинство важнейших мировых достижений в области экономики, социального прогресса. Их основой является прежде всего успешный менеджмент деловых предприятий. По оценке П. Друкера, примерно 80% их конечных результатов обеспечивается за счет качественного, высокопрофессионального менеджмента. Поэтому совершенно естественно выглядит необходимость внедрения в отечественную практику последних достижений в данной области, адаптация их применительно к России.

При этом большое значение имеет обращение не только к практическому опыту, но и к науке менеджмента, которую мы рассматриваем как особую отрасль общественного разделения труда, занимающуюся обобщением и производством новых знаний в области подготовки и реализации управленческих решений, воздействия на коллективы людей во имя достижения общих целей, стоящих перед современными организациями.

Ключевую роль в этой науке имеет выяснение сущности и содержания понятия «менеджмент». Между тем обращение к многочисленным литературным источникам приводит к выводу: при всем богатстве истории зарубежной экономической и управленческой мысли мы не обнаруживаем единой трактовки сущности и содержания данной категории. Имеется множество определений, в каждом из которых делается акцент на том или ином аспекте.

Так, в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение и административные навыки, орган управления, административная единица. В английском издании «Международного справочника по менеджменту» дается следующее толкование: менеджмент – эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый, человеческий) для достижения заданных целей с максимальной эффективностью. Среди определений с другими акцентами можно привести такие: менеджмент – сложная система взаимозависимых предметов, ценностей, дисциплин и методов, развиваемых для преодоления бесчисленных и различных по своей величине проблем и сложностей, которые присущи той или иной деятельности; менеджмент – деятельность, направленная на наиболее рациональное осуществление целей и задач бизнеса [1]. Не находя особого смысла в цитировании бесчисленных дефиниций менеджмента, обратимся к истокам этого термина.

«Менеджмент» – английское слово, производное от глагола, который в свою очередь возник из латинского существительного «manus» (рука). Изначально у американцев это слово вошло в обиход для обозначения особого умения объезжать лошадей, править ими. Позднее оно приобрело иное значение, которое на русский язык дословно можно перевести как организовывание, заведование, управление.

Термин «менеджмент» имеет сложный смысл. По мнению П. Друкера, нюансы, которые нужно учитывать при его рассмотрении, делают его достаточно трудным для понимания. Он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какие-либо другие языки, включая английский язык Британских островов [2]. В западной литературе термин «менеджмент» употребляется и в широком и узком смысле слова. В первом случае он распространяется на различные виды управления и является нейтральным понятием. Во втором случае он рассматривается как особая культура управления организациями.

Для понимания сущности менеджмента является важным приведение его к понятию управления. С точки зрения всеобщей науки управления – кибернетики – управление представляет собой способ взаимодействия систем, при котором одна система (субъект управления) оказывает определенное воздействие на другую систему (объект управления) с целью вызвать соответствующую ответную реакцию, необходимую для адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Поскольку последние непрерывно изменяются, управление является важнейшим способом выживания любых систем – неживой природы, живых организмов и человеческого общества. Однако понятие «менеджмент» относится лишь к социальным системам.

В нем много положений, имеющих универсальное значение для управления социальными системами. В литературе существует точка зрения, в соответствии с которой разные виды управления в обществе можно рассматривать как менеджмент [3]. С нашей точки зрения, представление о том, что менеджмент - явление «всеобщее», не совсем правильно. Менеджмент - только одна из культур управления, порожденная определенным типом социальных систем.

Уже в глубокой древности люди объединяли свои усилия, чтобы достичь целей, недостижимых в одиночку. При этом возникала потребность организовать совместные действия – распределить задачи, скоординировать труд. Способы организации совместных действий изменялись вместе с изменением устройства жизнедеятельности в обществе - на смену охотничьему племени пришло скотоводческое племя, сменившееся затем деревенской общиной, и т.д. Становление капиталистических общественных отношений, замена ручного труда машинным производством привели к рождению нового способа коллективных действий, и здесь уже правомерно применение понятия «менеджмент». Менеджмент в современных условиях представляет собой адекватный рыночной системе хозяйствования способ организации совместных действий людей.

В российской специальной литературе можно встретить ряд определений термина «менеджмент»: - менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли [4]; - менеджмент представляет собой особый вид управленческой деятельности, направленной на достижение предприятием, действующим в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма [5]; - менеджмент - совокупность методов, принципов, средств и форм управления хозяйственными организациями в целях повышения эффективности их работы [6]. Перечень такого рода определений можно было бы продолжить, но в этом нет необходимости. Им присущ один из двух недостатков, а иногда и оба вместе: а) отсутствует указание на то, что речь идет об управлении в условиях рыночных отношений; б) не раскрывается само содержание менеджмента как организационно-экономического феномена.

По нашему мнению, такого рода недостатки устраняются следующим, предлагаемым нами, определением: менеджмент - это управление деловым предприятием, функционирующим в условиях рыночных отношений, состоящее в планировании его деятельности, ее организации, мотивации персонала, учете и анализе, контроле и оперативном регулировании, обеспечивающее его выживание и получение максимально возможного в данных условиях объема прибыли, достижения высокого уровня рентабельности.

Данное истолкование сущности менеджмента, с нашей точки зрения, отражает лишь одну его сторону – организационно-техническую. Организация совместной трудовой деятельности в обществе образует особую сферу общественных отношений. В экономической теории их принято называть организационно-экономическими и рассматривать в качестве поверхностного слоя производственных отношений или отношений собственности. При помощи менеджмента обеспечивается не только согласование трудовых действий, но и реализация собственности на средства производства. Управление комбинированным процессом труда осуществляется в интересах собственников средств производства непосредственно самими собственниками либо нанятыми ими профессиональными управляющими. Существование различных форм собственности и лежит в основе разнообразия моделей менеджмента. В этом состоит социально-экономическая сторона сущности менеджмента.

В науке об управлении социально-экономическая сторона менеджмента связывается с особого рода отношениями – управленческими. Управленческие отношения многообразны. В их составе можно выделить отношения централизма и самостоятельности, субординации (подчинения, вертикальные), отношения координации (согласования, горизонтальные), отношения инициативы и конкуренции, дисциплины и ответственности.

В качестве сущностного явления менеджмент можно рассматривать с позиции трех различных подходов - процессного, системного и ситуационного.

Процессный подход как более простой исторически был первым. Его всесторонне разработали уже в начале ХХ века классики научного управления. При этом подходе менеджмент рассматривается как циклический процесс разработки и реализации управленческих решений. Содержание данного процесса составляют взаимосвязанные между собой функции. Каждая функция, в свою очередь, представляет собой последовательность процедур управления, составляющих технологию выполнения отдельных функций. Процедуры также могут быть дезагрегированы на более мелкие элементы – технологические операции.

Изучение и обобщение многочисленных отечественных и зарубежных публикаций по проблемам менеджмента позволяет выделить три доминирующих подхода к набору функций управления (менеджмента).

Первый подход базируется на взглядах А. Файоля, предложившего формализованное описание работы управляющих в организациях и выделившего такие характерные для них виды деятельности или функции, как: планирование, организация, руководство, координация и контроль. Состав функций менеджмента, предлагаемый последователями Файоля, отличается включением в них новых элементов или исключением какого-либо из них. Так, Ричард Л. Дафт к основным функциям относит: планирование, организацию, лидерство (руководство) и контроль [7]. В России наиболее распространенным является взгляд, согласно которому в состав функций менеджмента входят: планирование, организовывание, мотивация, контроль, координация [8].

Ярким представителем второго подхода является П. Друкер, положивший в основу функций направления деятельности менеджера, а именно: управление бизнесом, управление менеджерами, управление работниками и работой [9].

Представителями третьего подхода являются Д. Бодди, Д. Бьюкенен, К. Хэйлс, считающие, что менеджмент есть совокупность трех широких областей управленческого труда (блоков) - содержания, процесса и контроля [10]. В блок содержания ими включаются: постановка задач, планирование, побуждение к действиям. Блок процесса представлен такими элементами, как: управление интересами, вовлечение сотрудников в процесс принятия решений, коммуникации. Блок контроля (и обучения) состоит из следующих элементов: противостояние менеджеров и сотрудников в вопросах контроля; сопоставление текущих результатов и целей и внесение коррективов; индивидуальная учеба и обучение организации в целом [см. 10].

Не вступая в полемику относительно научной обоснованности перечисленных подходов, заметим, что мы разделяем позицию относительно функций менеджмента сторонников первого подхода, поскольку именно он позволяет в полной мере раскрыть содержание управленческого труда, работу по постановке задач и организации деятельности персонала по их безусловному выполнению. Вместе с тем считаем необходимым дополнить состав функций менеджмента такими процедурами, как принятие управленческих решений и учет и анализ хода их выполнения. Поэтому можно говорить о том, что в систему основных функций менеджмента следует включать: подготовку и принятие управленческих решений; организацию реализации принятых решений; мотивацию персонала к выполнению управленческих решений; учет и анализ выполнения управленческих решений; контроль хода их выполнения и оперативное управление или регулирование.

Как видим, основной идеей процессного подхода к понятию и сущности менеджмента является идея интегрированности функций, процедур и операций, с помощью которых обеспечивается формирование и функционирование создаваемых людьми объединений для совместной деятельности.

Системный подход зародился в период широкого распространения во всех областях знаний достижений кибернетики, математического моделирования. При применении системного подхода менеджмент рассматривается как целостное органическое единство субъекта и объекта управления, связанных между собой информационными потоками прямой и обратной направленности – коммуникациями. Образуемая субъектом и объектом управления система взаимодействует с окружающей средой через входы и выходы. Получая из окружающей среды информацию об условиях функционирования, улавливая сигналы об изменении этих условий, предвидя грядущие изменения, субъект управления выбирает модель наиболее адекватной реакции и посредством воздействий на объект управления обеспечивает реализацию данной модели. В составе субъекта и объекта управления выделяют технические и социальные элементы. Важное внимание при системном подходе уделяется категории «цель», рассматриваемой в качестве основы единства субъекта и объекта управления. Модель долгосрочных действий по достижению целей называется стратегией менеджмента. Стратегия определяет строение системы менеджмента.

В последней четверти ХХ столетия сформировался ситуационный подход. Для этого подхода характерно рассмотрение менеджмента в виде множества вариантов поведения, обеспечивающих выживание и эффективное функционирование предприятий и организаций в условиях динамичной, неопределенной окружающей среды.

Менеджмент каждой организации - уникальная, неповторимая модель (система), главное место в которой занимает стратегический анализ, сценарное прогнозирование, выработка мер для неожиданно возникающих чрезвычайных ситуаций.

Менеджмент представляется как развивающаяся модель, проходящая в своем развитии через этапы управления на основе контроля, управления на основе экстраполяции и стратегического управления. Рассматриваются различные варианты стратегического управления - на основе выбора стратегических позиций, на основе ранжирования стратегических задач, управление по слабым сигналам и в условиях стратегических неожиданностей.

Важное значение для понимания сущности менеджмента имеет его сопоставление с близкими по смыслу понятиями, прежде всего с такими, как предпринимательство и бизнес. На ранних стадиях развития капитализма предприниматели-собственники сами управляли своим делом. В конце XIX–начале ХХ века расширение масштабов производства, массовое внедрение новых технологий и технических средств настолько усложнили управленческую деятельность, что возникла необходимость в привлечении профессионально подготовленных специалистов. С этого момента понятия бизнеса и менеджмента разделились. В сегодняшних условиях, на наш взгляд, правомерно частичное отождествление этих понятий, когда под менеджментом подразумевается управление бизнесом. При этом менеджмент должен восприниматься как более широкое понятие, охватывающее помимо управления бизнесом как деятельностью, направленной на извлечение прибыли в процессе использования производственных факторов, также управление некоммерческими организациями.

Для российской науки управления актуален сравнительный анализ понятия менеджмента и управления производством, так как последнее понятие было основным на протяжении всего периода централизованного руководства экономикой. По нашему мнению, неверно усматривать в этих двух понятиях только существенные различия. Как и менеджмент, управление производством можно рассматривать в виде совокупности интегрированных функций, процедур и операций, и в виде системы взаимосвязанных субъекта и объекта управления. Различия этих понятий лежат не в сфере их содержания, а в сфере формы.

В понятии управления производством в сравнении с понятием менеджмента в меньшей степени акцентируются морально-психологические и субъективные аспекты, больший вес придается бюрократическим, формальным процедурам и административным методам руководства. При сравнении этих двух понятий менеджмент воспринимается как понятие, противоположное обезличенному администрированию, как способ управления предприятиями и организациями, функционирующими в рыночной, открытой экономике.

Менеджмент рассматривается как такой тип организации работы трудовых коллективов, при котором в максимальной степени учитываются потребности, проблемы, интересы работающих, как тип управления, обеспечивающий ориентацию хозяйственной деятельности на запросы потребителей продукции и услуг. В менеджмент органически встроен механизм непрерывного обновления и совершенствования. Ему присуща высокая степень восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса.

Менеджмент с учетом российской специфики - это управление производством, переосмысленное с позиций рыночной экономики, современный, более совершенный тип управления, который вобрал в себя все то лучшее, что было в прошлом опыте.

Как уже говорилось в начале статьи, термин «менеджмент» употребляется не только для обозначения самостоятельной области практики, сферы профессиональной деятельности, но и для названия специфической области научного знания. Споры среди зарубежных ученых относительно правомерности считать менеджмент наукой, которые велись в первой четверти ХХ века, завершились всеобщим признанием существования этой науки. Теоретические положения науки менеджмент являются методологической базой управленческой практики. На сегодняшний день менеджмент представляет собой молодую, интенсивно развивающуюся прикладную функциональную науку, важнейшие результаты которой достигаются, как правило, на стыке с множеством областей научного знания. Ученые, занятые в этой науке, изучают, анализируют и обобщают практику управления, пытаются дать объяснение успехам и неудачам в управлении, разрабатывают методику осуществления управленческих функций, процедур и операций, предлагают способы разрешения проблем.

Однако отличительная особенность науки менеджмент заключается в отсутствии единой концепции, устоявшихся теоретических постулатов, а также в определенной субъективности подхода практически к каждой научной проблеме.

Теория менеджмента развивалась в соответствии с изменением управленческих задач, ставившихся перед ней на каждом историческом отрезке. Зародившись в качестве самостоятельной сферы научного знания в конце ХIХ века (в 1881 г. Джозефом Вартоном был разработан первый в истории систематический курс менеджмента для преподавания в колледже), менеджмент к настоящему моменту прошел через несколько этапов в своем развитии - классический этап рационализма и процессного подхода, этап укрепления психологического (поведенческого) направления научных исследований, этап системного подхода, количественных теорий, рыночной концепции управления и стратегического планирования. Сегодня наука менеджмент развивается в рамках нового этапа ситуационного подхода, стратегического управления, концепции организационной культуры.

Российские ученые внесли достойный вклад в развитие мировой управленческой мысли. У истоков российской теории управления стояли теоретики и практики, работы которых были известны не только в России, но и за рубежом - А. Богданов, Н. Витке, А. Гастев, П. Керженцев и др. В последующие годы фундаментальные научные разработки были осуществлены академиками А. Аганбегяном и Д. Гвишиани, широкую известность имели работы Г. Попова и С. Шаталина, проводившиеся на стыке управленческой науки и экономики.

С переходом к рынку возникла острая необходимость в современной методологии менеджмента, учитывающей как характерные черты рыночной экономики и современные мировые достижения в области управления, так и особенности национальной экономики, культуры, психологии. Первым шагом к разработке такой методологии является уяснение самого понятия и сущности менеджмента.

Интенсивная интеграция России в мировое хозяйство создает благоприятные предпосылки для обогащения российской управленческой мысли научными достижениями развитых зарубежных стран. Хорошую основу для науки управления дает обобщение практики адаптации российских предприятий и организаций к условиям переходной экономики. Адекватная оценка этой практики может быть дана лишь с позиций ясного понимания сущностных характеристик менеджмента.


Литература

1. Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией. 17-модульная программа для руководителя. М., 1999; Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. М., 2000; Весник В.Р. Основы менеджмента. М., 2000; Кравченко А.И. История менеджмента. М., 2000.

2. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. М., 1991.

3. Щекин Г. Социальное управление как система // Проблемы теории и практики управления. 1987. № 2. С. 116-118.

4. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. СПб.: Специальная литература, 1999. С. 4.

5. Уткин Э.А. Курс менеджмента. М.: Экмос, 1998. С. 20.

6. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб.: Питер, 2000. С. 20.

7. Ричард Л. Дафт. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. С. 19-23.

8. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева. М.: Инфра–М, 1998. С. 70-75.

9. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента: Учебное пособие. М.: Вильямс, 2000. С. 21-30.

10. Бодди Д., Пэнтон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1999. С. 27-37.







Интересное:


Геосоставляющий компонент комплекса маркетинга
К вопросу построения успешно управляемых организаций
Неполные контракты как метод управления рисками
Некоторые психологические аспекты предпринимательского управления нововведениями
Международный маркетинг - проблемы и перспективы развития
Вернуться к списку публикаций