2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Дизайн и цветовое решение интерьера



Дизайн и цветовое решение интерьера


Понятие интерьера. Особенности интерьера.

Интерьер (interior с фр.); архитектурное и художественное оформление внутреннего помещения.

Дизайн (desaign с англ.); построение, создание внешнего вида изделия, здания, интерьера.

Интерьер складывается из социальных и этических знаний человека. Первый интерьер возник в каменном веке вместе с человеком.

История дизайна

Чарльз Макинтош основатель стиля «модерн». Он создал «Школу Искусств» в городе Глазго, его знаменитые работы отличались неординарностью и были многофункциональны (стул на который вешались сюртуки). Модерн по определению Макинтоша; «удар хлыста». В стиль «модерн» была внесена идея японского максимализма. Сейчас идет тенденция к плавным линиям, т.к. стиль себя изжил, направление к природности, эпоха требует отказаться от вычурных форм.

Мис ван дер Роэ, Людвиг; немецкий архитектор и дизайнер, в основе его творчества это гармония форм. Мелкие дома, офисы, банковские сооружения, мебель. Он внес новое в дизайн, его идея; нестатичность (постоянное изменение). Архитектор смело экспериментировал с бетоном, стеклом, металлом. Первым стал совмещать металл и стекло, высотные здания из бетона.

Гропиус; соратник Мис ван дер Роэ архитектор и дизайнер. С его именем связано становление дизайна. Гропиуса больше волновали социально-экономические проблемы, развивал идею дешевого жилья. Среда должна строить человека и защищать его. Гропиус был далек от идеи «модерна».

Петер Беренс (1868-1940), немецкий архитектор, дизайнер, создавал гравюры на дереве, тяготел к простым, чистым формам. Ле Карбюзье родился в Швейцарии, придумал железобетонные конструкции, много занимался мебелью. Позднее появился стиль «хай-тек» - использование старых предметов в мебели, отрицание роскоши и богатства, простота форм и ясности.

Особенности интерьера

1. Индивидуальное видение гармонии (от педантичного порядка до хаоса).

2. Интерьер может быть активным, пассивным и нейтральным.

3. Интерьер бывает национален.

4. Интерьер отличается по половым признакам.

5. Интерьер отличается возрастными особенностями.

6. Интерьер отражает финансовые возможности.

7. Назначение помещения в интерьере (жилое, офисное, производственное, общественное учреждение: учебное, библиотека и т.д.).

Эргономика и эргономические показатели окружающей среды. Производственная эстетика.

Внешняя среда, окружающая человека на производстве, влияет на организм человека, на его физиологические функции, психику, производительность труда.

Проблемами приспособления производственной среды к возможностям человеческого организма занимается наука эргономика.

Эргономика; от греческих слов ergon; работа, nomos; закон. Эргономика изучает систему «человек; орудие труда; производственная среда» как единый процесс и ставит своей задачей разработать рекомендации по его оптимизации.

Оптимизация этого процесса предполагает поставить человека в наиболее благоприятные условия при выполнении функциональных задач. Она включает разработку научно обоснованных организационно-технических требований и решений к орудиям и процессам труда, окружающей среде с учетом особенностей человека: физических, психологических и антропометрических.

Для оценки качества производственной среды используются следующие эргономические показатели:

1. гигиенические; уровень освещенности, температура, влажность, давление, запыленность, шум, радиация, вибрация и др.;

2. антропометрические; соответствие изделий антропометрическим свойствам человека (размеры, форма). Эта группа показателей должна обеспечить рациональную и удобную позу, правильную осанку, оптимальную хватку руки и т.д., предохранять человека от быстрого утомления;

3. физиологические; определяют соответствие изделия особенностям функционирования органов чувств человека. Они влияют на объем и скорость рабочих движений человека, объем зрительной, слуховой, тактильной (осязательной), вкусовой и обонятельной информации, поступающей через органы чувств;

4. психологические - соответствие изделия психологическим особенностям человека. Психологические показатели характеризуют соответствие изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека, возможностям восприятия и переработки человеком информации.

В последнее время все больше внимания уделяется проблемам эстетики сферы труда и перестройки производственной среды на эстетических началах.

Важное значение для улучшения условий труда имеет производственная и техническая эстетика. Производственная эстетика включает планировочную, строительно-оформительскую и технологическую.

Планировочная эстетика включает структуру, размеры, размещение и взаимосвязь помещений. Она должна разработать кратчайшие пути перемещения людей, транспортных средств, создать условия для внедрения прогрессивной технологии и повышения производительности труда.

Строительно-оформительская эстетика решает вопросы освещения, окраски стен, потолков, полов и других элементов, озеленения, художественно-эстетической обстановки в помещениях. Технологическая эстетика предусматривает подбор и размещение оборудования, проходов, коммуникационных линий и т.п.

Правильное решение комплекса вопросов производственной эстетики благоприятно воздействует на организм человека, исключает причины травматизма и профессиональных заболеваний, повышает производительность труда и культуру производства.

Освещение естественное и искусственное и его применение в интерьере

Освещение воздействует на организм человека и выполнение производственных заданий. Правильное освещение уменьшает количество несчастных случаев, повышает производительность труда.

Исследования показывают, что при хорошем освещении производительность труда повышается примерно на 15%. Неправильное освещение наносит вред зрению работающих, может быть причиной таких заболеваний, как близорукость, спазм, аккомодация, зрительное утомление и других болезней, понижает умственную и физическую работоспособность, увеличивает число ошибок в производственных процессах, аварий и несчастных случаев.

Освещение, отвечающее техническим и санитарно-гигиеническим нормам, называется рациональным. В помещениях используется естественное и искусственное освещение. Естественное освещение предполагает проникновение внутрь солнечного света через окна и различного типа светопроемы.

Естественное освещение часто меняется и зависит от времени года и суток, а также от атмосферных явлений. На освещение влияют местонахождение и устройство зданий, величина застекленной поверхности, форма и расположение окон, расстояние между зданиями и др.

Естественное освещение; наиболее благоприятное для человека, однако оно не может в полной мере обеспечить необходимую освещенность производственных помещений. Поэтому в практической деятельности широко используют искусственное освещение. Самым распространенным видом искусственного освещения является электрическое освещение. Виды электрического освещения: неоновые светильники, лампы накаливания, галогенные лампы, точечные светильники. 60 Вт; универсальное освещение.

ЛБ; лампы белого цвета. ЛС; лампы синего цвета.

Расположение искусственного освещения:

1) Потолочное освещение;

2) Настенное (общее) освещение;

3) Местное освещение (торшер, бра);

а) если общая комната; освещение может быть по периметру и в отдельных местах комнаты. Матовый светильник дает меньше света, чем небольшая лампа с отражением.

б) освещение рабочего места (не меньше 60 Вт). Галогенное; офисное освещение. Яркие источники света вызывают раздражение.

В спальне основное освещение; прикроватное, днем; естественное освещение. В спальне; пара точечных светильников, т.е. местное освещение. В ванной; галогеновый свет предпочтительнее. Растровый светильник; решетка + отражающая поверхность получается рассеянный свет. Низкий потолок можно зрительно поднять, направив на него свет.

Цветовые контрасты и оптические иллюзии в интерьере

Оптическая иллюзия; явление, при котором видимые качества предметов не соответствуют действительности.

Гладкокрашеная комната кажется больше и просторней. В ней ярко различают все пропорции. Вертикальные полосы делают комнату выше. Горизонтальные полосы создают впечатление низкого помещения. Пестрота вызывает ощущение беспорядка, беспокойства и уменьшает комнату. Клетчатый потолок делает помещение ниже и давит, клетчатый пол придает помещению статичность, что хорошо.

Если помещение все в клетку или в полоску это вызывает агрессию, оказывает постоянное раздражающее действие, воздействует на сенсорное восприятие и ведет к расстройству психики, если потолок темнее чем пол, то помещение становится ниже. Если темные стены и светлый потолок, то помещение кажется выше. Протяженные помещения кажутся короче, если стена впереди имеет яркую окраску.

Контрастные сочетания относятся к элементам, создающим ощущение пространства, так как они кажутся материальными.

Контрасты могут создавать:

- различные цвета (контрасты в пестром тоне, например, путем использования дополнительных цветов; синий, оранжевый);

- различные яркости (контрасты светлых и темных участков, например, в экстремальном случае черно-белый контраст).Особенно раздражающими могут быть контрастные цвета на полу (ковры) и на стене, находящейся в поле зрения (в рабочей комнате), так как они могут вызывать мигание глаз и ощущение неуверенности;

- различные насыщенности (контрасты в силе цвета, например, серый - красный). Воздействие цвета сильно зависит от окружающей обстановки. Например, желтый цвет на черном фоне кажется светящимся, а на белом - теряет свою яркость. Образцы цвета лучше всего оценивать на сером фоне. Подобные контрасты в насыщенности цвета очень важны в помещении, так как они позволяют расставлять акценты и выделять центры внимания в помещении. Но их не следует использовать для отделки больших поверхностей.

Принцип оформления; соблюдение пропорций.

Как бы ни были важны контрасты, не безразлично, какие площади занимает цвет в помещении. Так, синяя картина в желтой рамке оказывает совершенно иное воздействие, чем желтая картина в синей рамке. Речь идет о цветовых пропорциях.

Принципы создания цветовой гармонии

Полярные цветовые пары и их психологическое воздействие на человека. Цвета по знакам гороскопа

Цветовая пара

Ощущение

желтый-синий ультрамарин

напряженность, эффект движения, активное воздействие, в интерьере не должно быть много

оранжевый - зелено-синий

ритмическая полярность между излучением и замкнутостью

красный; сине-зеленый

энергия спокойствия, жизнеутверждение, импульсивность

пурпурный; цвет зеленых листьев

ощущение жизнеутверждения

фиолетовый; лимонно-желтый

тяжесть и легкость

желтый, оранжево-золотистый средне-фиолетовый

разряжает, способствует контактам

тепло-коричневый; бирюзово-голубой

создает праздник, теплоту, общительность, изобилие, вызывает ощущение блестящего солнечного света

бежево-охристый; разбеленный ультрамарин

впечатление земляного, теплого, сухого, ощутимого

голубой темно-коричневый; холодный

земляной, статичный, скромный, молчаливый

темно-коричневый скрасна; красновато-голубой

активизирующий, жесткий, стабильный

вишневый; холодно-зеленый

возбуждает, жар, близость опасности, громкость

вишневый, красный; разбеленый серовато-зеленый

укрепляет, создает впечатление мощности, напоминание о крови и эротичный

красновато-фиолетовый; оливковый

возвышает, олицетворяет достоинство, пышность, представительство и отдаленность

сиреневый; серовато-зеленый, холодный

нежность, слабость, отдаленность, сдержанность

темно-фиолетовый; желтый

мистический, беспокойный, претенциозный, ощущение глубины

желто-зеленый; темно-сиреневый

очаровывает, меланхоличный, пьянение, слабость, создается впечатление терпкого запаха

ультрамарин; желто-оранжевый

углубляет, вызывает серьезность, настраивает на философию, кристаллизует

кобальт синий; песочно-золотой

стремление к уюту, обостряет восприимчивость, небесная даль, ясность, тишина

серовато-зеленый; розовый

абстрагирует, создает впечатление воды, льда, и холода

зелено-приглушенный; сиреневый

стремление к естественности, прохлада, покой

темно-зеленый; сиреневый

уверенность порыва, безопасности, надежда

желто-зеленый; сиреневый разбеленный

нежность, задушевность, мягкость, бережность, умиротворение

желтый; светло-фиолетовый

веселость, способствует общительности, ясности ума порождает скромность, освежает и уводит от проблем


Серый и белый, черный в больших помещениях гасят раздражение. Черный помогает сосредоточиться. Серый вызывает усталость, депрессивный цвет, отгорожение от общения, неустроенность, внутренняя замкнутость. Если много синего цвета, то подчеркивается дистанция между людьми. Светло-синий это направляющий и уводящий в пространство цвет. Сине-зеленый; изменчивость, движение. Оттенки красного; стимулирующие раздражители. Оранжевый; теплый, уютный. Желтый; контактный. Чисто-зеленый; требовательный, освежающий. Оливковый; успокаивающий, смягчающий. Желто-зеленый ; раскрепощающий. Все тона зеленого успокаивают. Пурпурный - изысканность.

Если Вы заказываете дизайн проект, то обязательно обратите внимание на цветовое решение. Оно не должно входить в диссонанс с Вашим внутренним миром и вызывать негативные чувства (тревогу, беспокойство, раздражительность), иначе Вам будет неуютно в этом помещение, каким бы гениальным ни был дизайнерский проект.

Цвета по знакам гороскопа

Овен - красный

Телец - светло-зеленый

Близнецы - все цвета радуги

Рак - голубой

Лев -оранжевый, желтый, белый

Дева - синий

Весы - темно-зеленый

Скорпион - пурпурный

Стрелец - все цвета

Козерог - белый, черный, лиловый

Водолей - фиолетовый

Рыбы - сине-зеленый

Темперамент и его интерьер

Сангвиник: неприхотлив, полон жизненной энергии, приятен в общении, легковозбудим, эмоционально неустойчив.

Дом; просторный, светлый, со сложной анфиладной структурой.

Мебель; скорее декоративная

Цветовая гамма; желтая

Дерево; береза.

Декоративный материал; глина.

Холерик: бодрый, импульсивный, несдержанный, нетерпеливый, склонен к гневу и излишней.

Дом; просторный, лишенный сложных архитектурных конструкций.

Мебель; функциональная.

Цветовая гамма; синяя.

Дерево; ясень.

Декоративный материал; дерево.

Флегматик: медлительный, спокойный, сдержанный, упорный.

Дом; небольшой, прочный, но очень светлый.

Мебель; массивная, стилизованная.

Цветовая гамма; серо-жемчужная.

Дерево; дуб.

Декоративный материал; дерево, сухоцвет, керамика.

Меланхолик: впечатлителен, тревожен, чувствителен, склонен к грусти и депрессиям, скрытен.

Дом; раздробленное пространство, цветовые и световые контрасты.

Мебель; скорее функциональная.

Цветовая гамма; желтая.

Дерево; ясень.

Декоративный материал; акварель.

Особенности оформления офисов

Офис (англ.); контора, канцелярия, служба. Необходим деловой вид.

1. Посмотреть по сторонам света, чтобы солнце не мешало работать, учитывая коридорный тип и освещение.

2. Нужно хорошо представлять структуру будущего учреждения.

3. Определить необходимое оптимальное количество человек для каждой из его служб.

4. Выделить функциональные зоны и продумать их. Нужно чтобы все было взаимосвязано.

Перечень помещений необходимых в офисе:

а) рабочие помещения от дирекции до архива;

б) помещения бытового назначения (столовая, туалеты, душ, спортзал и т.д.);

в) специальные комнаты отдыха;

г) помещения для посетителей;

д) помещение для обслуживания установок, инженерного оборудования.

Ориентация контор на север допускается только с бескоридорной системой планировки. Двухсторонняя коридорная система позволяет обеспечить естественным освещением все рабочие помещения и является типичной для административных зданий.

Выделение отдельного помещения предусматривается начальству, остальным сотрудникам; групповые помещения (в зависимости от рода деятельности). Машинописные бюро, бухгалтерия, чертежные залы. В офисе необходима система эффективного искуственного освещения, система кондиционирования, звукопоглащающее устройство стен, перекрытий, электрическое, телефонное обеспечение, резервные подводки, два мусоропровода (пищевой и бумажный).

Для узких и длинных помещений лучше прозрачные перегородки. Если маленькое помещение, то лучшие цвета это голубой и зеленый, так как эти цвета «раздвигают стены», создают ощущение пространства. Следует применять не более четырех цветов, образующих общую гамму.

Для зоны отдыха; темно-зеленые, спокойные теплые тона, пол зеленый теплый, мебель красно-оранжевая, желтая.

Екатерининский стиль; бордовая гамма цветов с золотым акцентом, применяются гобелены, лепнина, зеркала, мебель с овальными формами и бархатной обивкой.

Советский стиль; спокойная бежевая гамма, в отделке текстурированная древесина, древесно-стружечные плиты, мебель в тон стен с кожаной или суконной обивкой.

Европейский стиль; контрастные цветовые сочетания (например черно-белые), в поверхностях шкафов применяется металл. Широко используется обивка мебели под кожу. Если помещение маленькое, то оборудование небольшое, тонких конструкций. Для приемных; тона светлые, простые и простая мебель. Кабинеты; темная, изысканная мебель.

Классически стол директора располагается в глубине помещения, кресло; с высокой спинкой. В кабинете предусматривается стол для заседаний и место для непринужденной беседы (два кресла + журнальный столик) обычно располагается при входе в кабинет. Под письменным столом желательно иметь тумбочки на колесиках. Овальная мебель убирает официальность, прямоугольная мебель; задает деловой тон. Массивная, темная мебель давит на входящего, пугает.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сформулируйте понятия интерьер и дизайн. В чем заключаются особенности интерьера.

2. Что включает понятие производственная эстетика?

3. Как используется освещение в интерьере?

4. Назовите принципы создания цветовой гармонии.

5. Перечислите особенности оформления офисов.







Интересное:


Процесс подготовки менеджеров во Франции
Научные предпосылки универсальной теории управления
Теория и практика управления развитием миллионого города - конкурентные преимущества
Подготовка менеджеров во Франции
Менеджмент в условиях глобализации
Вернуться к списку публикаций