2011-10-06 02:49:28
ГлавнаяПедагогика и психология — Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам



Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам


Диалог.

Цель - обретение обучаемыми гуманитарного мышления, которое диалогично по своей природе, обращено на человека как субъекта культуры и ориентировано в конечном счете на смысл.

Сущностные особенности диалога: деятельностная природа, полемический характер, многообразие форм, диалектика основных компонентов.

Характеристика структуры диалога: диалогические отношения, диалогические позиции субъектов диалогического общения, предмет диалога, действие диалога и т.д.

Своеобразие диалога как принципа заключается:

- в сопрягаемости и одновременности действия - воздействия одного партнера на другого и действия отражения как ответного хода:

- в сменяемости позиций воздействующего и отражающего; -во взаимной интеллектуально-волевой активности; -в обменном характере действий. Виды диалога:

1) самокритический, выступающий как форма внутреннего диалога и обеспечивающего самооценку через взаимодействие двух «я»;

2) критический диалог - представляет собой коммуникативно-оценочные действия по отношению к отрицательным или сторонам другого человека, его деятельности, а также многообразия общественной жизни,

3) дискуссия как форма диалога - предполагает управленческое
общение с людьми на основе доводов и аргументов с целью найти истину путем всестороннего сопоставления различных мнений;

4) беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности;

5) публичная речь как диалогическая форма коммуникативной деятельности.

Средства: реализация моделей общения на основе создания ситуаций диалога

А) познавательная модель общения

Б) экспрессивная

В) суггестивная

Г) убеждающая

Д) ритуальная

Нами разработаны сценарии занятий на основе диалоговых ситуаций с использованием взаимопроникающих технологий сотрудничества и педагогической поддержки, которые ориентированы:

- на обретение знаний, имеющих ценностно-смысловое значение для будущих специалистов-менеджеров, воссоздавая модели ситуаций, требующие для их решения проявления общечеловеческих духовно-нравственных качеств личности;

- на реализацию интерактивных моделей деловой коммуникации, развивающих совокупность коммуникативных умений включающих продуктивные процессы чтения, говорения, слушания, письма, позволяя освоить: а) правила коммуникативного этикета, определяющие порядок и протокол деловой коммуникации; б) правила согласования коммуникативного взаимодействия, которые задают тип коммуникации (деловая, общественная, личностная); в) правила самоподачи, самопрезентации, создание ситуаций успеха на основе овладения доминантной техникой самопредъявления, использующую такие элементы как поза, взгляд, темп речи, инициатива в установлении контакта;

- на расширение и обогащение тезауруса будущих менеджеров, являющегося основой восприятия и понимания научных и учебных текстов на иностранном языке

- на обогащение студентами коммуникативных ресурсов как на родном, так и на иностранном языках, включающих тезаурус, коммуникативную технику(установление регулирующих связей и коммуникативную целеполагающую стратегию, способствуя тем самым открытию смысловой сущности слова как личностного концепта, системы концептов, иначе говоря личностной концептосферы, в процессе коммуникации, обеспечивая понимающую способность коммуникантов в ходе педагогического общения.


Метод проектов осуществим на этапе творческого применения освоенного обучаемыми языкового материала в контексте междисциплинарного и межкультурного взаимодействия. Метод проектов суть развивающегося личностно-ориентированного обучения, так как востребует развития умений: а) интеллектуальных, а именно творческих; работать с информацией; генерировать идеи, находить не один , а несколько вариантов решения проблемы просчитывая прогноз последствий того или иного решения; б) коммуникативный: вести дискуссию, находить компромиссы с собеседником, лаконично излагать свою мысль.

Е.С. Полат предложена общедидактическая классификация проектов, реализуемых в процессе обучения иностранным языкам школьников: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные. В основе классификации лежит доминирующий в проекте вид деятельности. Типология проектов, представленная Е.С. Полат позволяет также дополнить тип проекта такими признаками как: предметно-содержательная область реализации проекта, характер координации (в соотнесении с телекоммуникационными проектами); характер контактов (внутренний, региональный, международный); количество участников проекта и его продолжительность.

Нами использовался авторский вариант метода проектов, предполагающий осуществление студентами ряда междисциплинарных мини-проектов соотносимых с подготовкой курсовых работ профессиональной направленности, выполняемых на двух языках (родном и иностранном (английском) языке) с целью подготовки двуязычного дипломного проекта, защищаемого на английском языке.

Применение коммуникативных технологий личностно-ориентированной направленности на наш взгляд требует психологического сопровождения, использования тестирования, с ориентацией его на самооценочные характеристики, позволяющие педагогу выявить показатели индивидуально-психологических различий будущих менеджеров и степень их психологической грамотности, проявленной в различных коммуникативных ситуациях. Данные представляются в карте личностных особенностей студента и дополняются показателями рейтинга личностно-ориентированных языковых достижений.

Карта индивидуально-технологических особенностей личности студента как субъекта общения представлена в виде своеобразной психограммы включающей:

- психологические особенности - темперамент;

- психические состояния - тревожность, стресс, депрессия;

В психограмму личности как субъекта общения включается также социально-психологический блок:

- коммуникативные отношения, установки на общение, ценностные ориентации в общении;

- коммуникативные умения - синтез общепсихических, социально-психологических и социально-профессиональных качеств личности.

Оговорим, что базовым, определяющим своеобразие психограммы личности, является темперамент, точек система его свойств.

Карта составляется на основании тестовых методик определения психологических свойств темперамента (B.C. Мерлин, Е.В. Руденский); психометрического подхода к типологии личности менеджера (А.А. Алексеев, Л.А. Грошова, С. Оялменгер); аутодиагностики (Г. Айзека, Е.В. Руденский, В. Сатир), социально-психологической типологии личности (А. А. Нарноми); экспресс-диагностики поведения (Э. Крегмер, Н.Н. Обозов).

Карта заполняется на первом году обучения студента в течение сентября месяца. В дальнейшем в нее вносятся необходимые коррективы, учитывая происходящие изменения в поведенческом репертуаре, а также сферу психического состояния студента. Диагностические замеры осуществляются один раз в году в сентябре месяце.

Рейтинговая ведомость заполняется по итогам рубежных контролей и позволяет фиксировать динамику достижений студента в процессе обучения иностранному языку. Результаты диагностики доводятся до студента, помогая ему определить свой базовый уровень посредством аутопсиходиагоностики и определяющие модели поведения в общении. Данные выступают основой формирования диалоговых партнеров и рабочих групп на практических занятиях.

Итак, коммуникативная технология личностно-ориентированной, профессиональной направленности обеспечивает:

- реализацию личностно-деятельностного подхода к организации профессиональной полготовки будущих менеджеров, создает благоприятные условия для учетов интересов, стремлений, реальных учебных возможностей будущих менеджеров;

- возможности для индивидуально-личностного развития обучаемых на основе учета потенциальных резервов активности личности, как интегрального, целостного субъекта;

- стимулирование профессионального становления и самопобуждение со стороны обучаемого к активной познавательной деятельности;

- психологически комфортную обстановку групповой и индивидуальной учебной деятельности обучаемых с целью из ориентации на творческую активность, мотивацию к познавательной деятельности, самоизменению, личностному росту.

Дифференциация позволяет педагогу определить с достаточно высокой степенью достоверности языковую подготовку будущих менеджеров, соотнесенную с уровнями А, В, С, D.

Таким образом, показатель эффективности коммуникативных технологий, апробированных автором, представлен качественными показателями динамики продвижения будущих менеджеров к высшему уровню со 2-3 ступеням языковой подготовки в вузе, учитывая и рассматривая как критерии, относящиеся к одному языку, английскому, так и ко второму.

Технология дифференцированного обучения на уровне внутренней дифференциации учитывает индивидуально-психологические особенности обучаемых. Уровень реализации «внешней» дифференциации обеспечен вариативными технологиями, позволяющими проявлять личностные особенности педагога.

Вариативные личностно-ориентированные коммуникативные технологии представлены двухуровневой структурой, в основе которой лежит базовая технология дифференциации, над ней надстраиваются взаимопроникающие технологии - обучение в сотрудничестве и педагогической поддержки, обеспечивающие преимущественно этап общеязыковой подготовки будущих менеджеров. Подчеркнем, что их реализация возможна только в контексте взаимодействия. Технологии 2 уровня - диалога и проектов обеспечивают преемственность обучения за счет проникающей диалоговой технологии и профессиональную ориентацию в осуществлении проектов на этапе специализации. На 2 3 ступенях языковой подготовки проектная технология приобретает характер «проникающий».

Структура коммуникативных технологий представляет собой сложную самоорганизующуюся, самореферентную коммуникативную систему, обладающую эмержентными (неожиданными, внезапно появляющимися свойствами), для описания которой необходимо учитывать синергетические принципы подчинения и круговой причинности. То есть представленная нами структура коммуникативных технологий содержит взаимопроникающие элементы, которые в качестве идеальных объектов автономны, а при взаимодействии выступают компонентами упорядоченной системы. Однако некоторые критические значения, поступающие извне, например, изменения уровня языковой компетентности будущих менеджеров, нарушают систему, приводят элементы в движение, позволяя варьировать коммуникативные технологии, осуществляя тем самым необходимые в реальном времени организующие и управляющие взаимодействия педагога и обучаемых.

Взаимопроникающие коммуникативные технологии направлены на воссоздание личностной концептосферы, выступающей содержательным наполнением моделируемого в процессе многомерной коммуникации личностного полиязыкового пространства.

На 1 ступени обучения иностранного языка студенты по желанию начинают изучать второй иностранный язык (факультативно), таким образом, технологии предлагаемые нами относятся к обучению именно иностранным языкам, ибо просматривается тенденция к увеличению факультативных групп, желающих учить второй язык среди будущих- менеджеров вуза по окончании подготовки на 1 базовой ступени.

Вариативность содержания обучения обеспечена учебно-методическим комплексом, содержание которого представлено учебной программой, а также методическими указаниями по организации самостоятельной работы и рейтингового контроля, выполняющего диагностические функции.

Таким образом, разработанный в ходе проведения исследования, на основе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, учебно-методический комплекс для дистанционного обучения будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению включает:

- Методические указания по организации входного тестирования и варианты входных тестов, позволяющие определить исходный уровень знания будущих менеджеров, на основе которого происходит формирование учебных групп с одинаковым уровнем обученности.

- Содержание обучения на каждом уровне обученности (для групп «А», «В», «С», «Д»).

- Сценарии проведения занятий с использованием коммуникативных личностно-ориентированных технологий профессиональной направленности.

- Методические указания по организации самостоятельной работы для

каждой группы будущих менеджеров.

- Методические указания по организации рейтингового контроля по

окончании каждого семестра обучения для каждой группы. Эффективность разработанного учебно-методического комплекса была подтверждена результатами педагогического эксперимента, показанными в таблице 1. За время проведения эксперимента возросло число студентов получивших сертификат референта-переводчика, подготовленных к сдаче TOEFL, защитивших диплом на английском языке.


Таблица 1.


№ п/п

Число будущих менеджеров

1998-1999

1999-2000

2000-2001

Итого

1.

Получивших сертификат референта переводчика

8

10

14

32

2.

Подготовленных к сдаче TOEFL

0

5

7

12

3.

Защитивших диплом на английском языке

3

7

12

22


В исследовании на основании диагностических рейтинговых срезов и данных социологических опросов будущих менеджеров нами выявлены показатели личностных переменных, которые позволили студентам достичь успехов в изучении второго языка. Второй иностранный язык особенно в профессии менеджера - это необходимость современных реалий и исследование условий, потенциирующих изучение второго иностранного языка и достижение успеха в этом, актуальны. Итак, фактор личностных переменных в изучении второго языка составил:

- языковая одаренность - 23 %

- уровень интеллектуального развития - 23 %

- требовательность педагога - 10 %

- вариативность технологий - 23 %

- другие - 4 %.

Как следует из выявленных соотношений, одаренность, мотивация и вариативность технологий являются основными факторами. При этом возможны колебания личностных переменных, но они незначительны.

Учитывая особенности дифференциации, позволяющей организовывать мобильные группы студентов в апробации коммуникативных технологий участвовали как студенты-менеджеры, так и студенты, обучающиеся по специальностям: экономика и финансы, внешнеэкономическая деятельность, налоги и налогообложение, то есть, разработанная модель коммуникативных технологий обучения иностранным языкам может быть использована в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров разных специализаций экономического профиля, предполагающие направленность к овладению навыками и умениями менеджера внешней квалификации с базовым экономическим образованием.

Эффективность разработанного учебно-методического комплекса подтверждается также тем фактом, что он апробирован и внедрен в практику работы кафедры филологии Института управления, бизнеса и права, а также его филиалов в г. Сальске, Донецке, Невинномысске.


Турбина Лада Валерьевна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения
Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования
Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка
О возможности экспертной психодиагностики серийных маньяков-убийц
Когнитивная дифференцированность
Вернуться к списку публикаций