2011-10-06 02:24:18
ГлавнаяПедагогика и психология — Разработка модели дистанционного обучения иностранному языку будущих менеджеров



Разработка модели дистанционного обучения иностранному языку будущих менеджеров


Дистанционное обучение остается пока нетрадиционной формой обучения, так как еще не создана база для разработки теоретических, научно-психологических и педагогических основ и конкретных методик, специализированных информационно-образовательных сред и курсов дистанционного обучения с учетом социокультурной, профессиональной, этнической, возрастной и иной специфики обучающихся. Большое внимание необходимо уделять разработке критериев, средств и систем контроля качества дистанционного обучения.

Известно, что представление информации для обучаемых в системе дистанционного обучения осуществляется в следующих формах:

- печатные материалы (учебно-методические комплекты литературы и заданий);

- электронные материалы (компьютерные обучающие программы и образовательные среды, базы данных и знаний, электронные каталоги библиотек и информационных фондов и др.);

- учебные курсы на аудио- и видеокассетах;

- радио- и телевизионные учебные передачи.

Носителями информации являются книги, брошюры, гибкие магнитные, лазерные или жесткие диски, аудио- и видеокассеты.

В качестве технических средств системы дистанционного обучения выступают учебно-методические комплекты, компьютеры, телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны, специальная техника мультимедиа.

Целью разработки модели дистанционного обучения языкам будущих менеджеров является их обучение иностранным языкам как средства межкультурного общения.

Обновленный характер деятельности менеджера требует специфических умений, обеспечивающих успешность многоаспектного процесса коммуникации в том числе и на полиязыковом уровне.

Важность задачи подготовки менеджеров, способных к осуществлению коммуникации на различных уровнях социальной жизни, очевидна.

Современный менеджер - это профессиональный специалист по организации и управлению в сферах производства, сбыта, обслуживания, образования. Существует немало различных мнений об облике современного управляющего. Статистика однако, утверждает, что чаще всего эту должность занимают люди с экономическим образованием, специалисты в области маркетинга и финансов. Менеджер как специалист новой ориентации должен обладать определенной суммой знаний и широким диапазоном умений.

Для того, чтобы управлять разносторонними многоуровневыми коммуникациями, менеджеру необходимо обладать соответствующими качествами и быть подготовленными в области психологии межличностных отношений.

В XXI веке от менеджеров требуется более высокий уровень профессионализма. При этом главный потенциал прогрессивных изменений в профессиональной сфере кроется в человеке, а точнее в его сознании, интеллекте, культуре деятельности менеджера на первый план выдвигаются ценностные ориентиры, а именно:

- ценности и цели предприятия, организации, проявляющиеся в стратегии, стиле жизнедеятельности, социальном имидже и т.д.;

- ориентационно-ценностное единство корпорации, коллектива, группы, выражающееся в корпоративном характере обсуждения кризисных ситуаций, принятия решений, демонстрации единства в сложных ситуациях инновационного развития и т.д.;

- личные ценностные ориентации менеджеров, ориентации на успешное общественное развитие, открытую коммуникацию, инновационную деятельность и т.д.

Успешное экономическое развитие возможно лишь при условии эффективного использования всех ресурсов, которыми располагает общество. Важнейшими среди них являются человеческие ресурсы. По мере развития производства роль человеческого фактора непрерывно повышается. Если в прошлом основное значение играли природные ресурсы, давая странам сравнительные преимущества в мирохозяйственных связях, то ныне решающую роль приобретают человеческие ресурсы и уровень их развития. Это подтверждает исторический опыт ряда стран, которые, несмотря на ограниченность природных ресурсов, опираясь на рациональное использование человеческого фактора, добились выдающихся экономических успехов.

Значение человеческого субъективного фактора резко возрастает. Он превращается в самодовлеющий фактор экономического развития. Экономический рост определяется во все большей степени не орудиями труда, даже самыми совершенными, не самой передовой технологией, а такими параметрами качества человеческого фактора, как образование, профессионализм, мастерство, воспитание, нравственность. Все, что происходит в обществе, имеет человеческое происхождение и осуществляется действиями людей.

Так, всеобщая грамотность, повышение образовательного уровня народа способствовало быстрому экономическому развитию стран Западной Европы, Японии, ряда других государств.

Успешное осуществление экономических реформ зависит от всех качественных сторон человеческого фактора, в том числе от уровня нравственности участников производства, от того, какие моральные принципы господствуют среди них. Нравственность - это форма общественного сознания. В этом смысле она является философской категорией. Однако чем выше уровень развития экономики, тем большее значение приобретает нравственный уровень членов общества в решении экономических проблем. Нравственность не определяет характер экономического развития, а сказывается на уровне эффективности производства, ускоряя или замедляя экономический рост.

Многие наши экономические трудности, нынешнее кризисное состояние экономики страны вызваны низким нравственным уровнем участников экономического процесса и, порой, их экономической безнравственностью. Отсутствие у субъектов производства прочных нравственных начал: добросовестности, честности, ответственности, дисциплинированности, порядочности, доброты, человечности и др. затрудняет успешное решение экономических задач, тормозит развитие экономики. Вышесказанное позволяет считать нравственность экономической категорией.

В связи с повышением роли человеческого фактора растет значение нравственности на всех уровнях управления.

Духовный, нравственный фактор является могущественным стимулом общественного прогресса, в том числе экономического. Ясное и глубокое понимание смысла и целей развития общества, высокая гражданственность, развитое чувство долга и ответственности перед страной, народом, коллективом, дисциплинированность, нетерпимость к недостаткам, честность, порядочность и т.д. - все это позволяет успешно преодолевать возникающие трудности, обеспечивать экономический рост.

В условиях экономической системы, основанной на жестком государственном централизованном планировании, роль управленцев, прежде всего среднего и низкого звена, в решении производственных задач была невысока. Предприятия и ведомства имели ограниченные права. Их главная задача заключалась в безусловном выполнении государственного плана, зачастую любой ценой. В силу этого, руководители производства недостаточно проявляли инициативы в решении задач, требования к качеству кадров управления производством были относительно невелики.

В связи с переходом к рыночным отношениям предприятия всех форм собственности получили максимально возможную экономическую самостоятельность. Результаты развития экономики во все большей степени зависят от качества экономического руководства, от качества специалистов-менеджеров

Любое общество не может нормально развиваться без твердых нравственных устоев своих членов. Поэтому оно должно уделять внимание не только решению экономических, политических проблем, но и проблем духовных. Без принятия высоких нравственных принципов, в том числе экономических, мы не сможем сколько-нибудь быстро преодолеть кризисные чтения в экономике. Решать эту проблему необходимо, начиная с повышения нравственности руководителей всех органов. Безнравственные действия усиливают экономические трудности, вызывают ответные негативные действия многих членов общества. Происходит общее падение нравов населения страны, последствием этого является невиданный ранее рост преступности. Особенно опасно падение нравственности у молодых людей. В молодежной среде нарастает агрессивность, экстремизм, алкоголизм, наркомания, преступность. Господствует стремление к легким и «быстрым» деньгам любым путем.

В современном образовании будущих специалистов-менеджеров выделяется 4 группы ценностных ориентации: духовно-нравственные, профессионально-значимые, социально-значимые и личностные. Их содержание раскрыто в таблице 1.

Итак, одним из важнейших критериев успешности профессиональной деятельности менеджеров является ценностный компонент.


Таблица 1.

Ценностные ориентации будущих специалистов


Группы ценностных ориентации будущих специалистов

Содержание

Духовно-нравственные

Доброта, щедрость, меценатство, опекунство, Общительность, Гражданственность, культура

Профессионально-значимые

Профессионализм, знания, умения, ориентация, Коммуникация

Социально-значимые

Достижение успеха, продвижение по службе, Достижение социального статуса

Личностные

Ценности-цели, ценности-средства


Осмысливая ценностные ориентации будущих специалистов мы пришли к выводу, что современному менеджеру должны быть присущи как минимум следующие черты:

- наличие комплекса специальных знаний, высокая компетентность и эрудиция;

- знание иностранных языков;

- предприимчивость, инициативность, умение творчески подходить к делу, способным к разумному риску;

- критический подход к существующему положению дел;

- гибкость и рациональность мышления;

- открытость для дискуссии, свободного обмена мнениями;

- логичность поступков, динамичность поведения;

- умение общаться с людьми, творческое сотрудничество;

- широкий кругозор, потребность в постоянном получении новых знаний;

- умение создать условия для развития общества.

При этом обретение названных выше качеств возможно только лишь в процессе осуществления общения, коммуникации.

Подготовка будущих менеджеров востребует моделирование коммуникативной среды, представленной родным и иностранными языками. Основой моделирования коммуникативной среды выступает процесс обмена информацией. При этом общение не сводится к простому обмену информацией в прямом или обратном движении. Основная задача информационного обмена в обучении состоит в выработке общего смысла, единой точке зрения и согласия по поводу различных аспектов ситуации общения. Особое значение в достижение подобного согласия имеют понимание и интерпретация людьми передаваемой информации. В коммуникации как процесс передачи и принятия значений, можно выделить два аспекта - предметный или содержательный и интерпретационный. Интерпретационный аспект коммуникации связан с тем смыслом, который придают участники общения передаваемым ими значениям. (Я. Яноушек, В.Е. Семенов).

Обучение будущих менеджеров основано на концептуальной идее постоянного обогащения и расширения коммуникативных ресурсов как на родном, так и на иностранном языках. Только комплекс коммуникативных ресурсов ориентирован на моделирование концептов, концептосфер личности, способствуя открытию смысловой сущности слов в процессе коммуникации. Стратегия и техника коммуникации в этом случае являются необходимым культурным коннотативным фоном для возникновения концепта, системы концептов. В процессе коммуникации возможно сближение личностных концептосфер, что обеспечивает понимание коммуникантов в ходе педагогического общения.


Модель полиязыковой коммуникации в менеджменте

Рис. 1. Модель полиязыковой коммуникации в менеджменте


Реализация идеи постоянного обогащения и расширения коммуникативных ресурсов, как на родном, так и на иностранном языках в процессе обучения будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению требует совершенствования существующей педагогической) системы обучения иностранному языку. Указанное совершенствование может быть проведено за счет формирования учебно-методического комплекса, позволяющего студентам-менеджерам достичь необходимого им уровня подготовленности в сфере иноязычного профессионального общения, обеспечив таким образом становление и развитие профессионально-значимых качеств личности будущего менеджера.

В связи с вышеизложенным данную модель составляют три взаимодополняемых уровня: личностный, когнитивный и социокультурный Методологической основой данной разработки является теория деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, теория речевой деятельности И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, личностно-ориентированного обучения в культурологическом аспекте (А.Г. Асмолов, М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, И. Пидкасистый, И.С. Якиманская), лингвострановедческий и социокультурный подход в обучении иностранным языкам (Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, В.В. Сафонова), а также, разработанные исследователями дистанционного обучения подходы (А.В. Хуторской, Е.С. Полат, И.А. Новик, Н.П. Макарова, Г.А. Андрианова и др.).


Таблица №2

Модель дистанционного обучения иностранным языкам будущих менеджеров


Параметры

Характеристика

Степень доступности

Ограниченный круг пользователей

Вид восприятия

Аудиовизуальный,

Речедвигательный,

Проприоцептивный

Уровень овладения иностранным языком

Свободное владение иностранным языком, социокультурная компетенция

Личностный уровень

- развитие информационной культуры;

- саморазвитие;

- развитие творческой деятельности;

- развитие личности как человека культуры

Когнитивный уровень

- развитие когнитивной деятельности в контексте культурного развития личности;

- развитие когнитивного и языкового сознания;

- развитие редуцированного, лингвокреативного мышления;

- развитие языкового творчества

Социокультурный уровень

- развитие общей социокультурной компетентности;

- формирование духовно-нравственного мировоззрения.

Социокультурное содержание

Социокультурная информация в межкультурном аспекте:

- политика;

- культура;

- общественная жизнь;

- масс-медиа;

- профессиональная ориентация;

- семья

Технологии обучения

Мультимедиа-технология, Сетевая технология, Языковой портфель

Методы/

Методические приемы

Личностно-деятельностный, социокультурный, этнопедагогический подход;

Проблемное обучение;

Метод проектов.

Демонстрация;

Коммуникативно-речевые упражнения;

Ролевые игры;

Компьютерные телекоммуникационные услуги

Средства обучения

Печатные материалы, CD-Rom, компьютерные обучающие программы, сеть Интернет, электронная почта, виртуальные среды.

Виды контроля

Дидактические тесты, контрольная работа, диктант, сочинение, беседа, реализация творческого проекта, самоконтроль, самооценка

Ожидаемый результат

- творческая активность;

- редуцированное и лингвокреативное мышление;

- личностная рефлексия;

- интеллектуальная рефлексия

- трансцендирующая рефлексия;

- общая социокультурная компетентность


Турбина Лада Валерьевна







Интересное:


Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода
Обеспечение позитивного психологического климата в учреждениях начального профессионального образования
Программа эмпирического исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Время как ресурс развития личности
Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий
Вернуться к списку публикаций