2011-10-02 16:59:55
ГлавнаяПедагогика и психология — Анализ отечественного и зарубежного опыта дистанционного обучения иностранным языкам



Анализ отечественного и зарубежного опыта дистанционного обучения иностранным языкам


ШС (Interactive Relay Chat) - программное обеспечение, которое позволяет посылать и просматривать короткие текстовые сообщения в реальном времени. Возможно предоставление отдельных каналов для каждого «разговора».

Каким образом и в каких формах осуществляется дистанционное обучение?

За рубежом существует довольно большое разнообразие дистанционных курсов.

Например, Королевский технологический университет в Швеции организовал дистанционный курс «Рынки телекоммуникаций на пути к слиянию» следующим образом:

После решения организационных и финансовых вопросов студент получает пароль к странице на сервере. На первой странице ему сообщаются административные новости: какая по счету неделя обучения, объем материала, необходимый для изучения в определенный срок, план курса, информация о сокурсниках, требования для успешной сдачи экзамена по курсу. Курс, состоящий из 4-х глав, имел древовидную структуру. Меню, отображающее краткое содержание курса, присутствовало на всех страницах курса. Помимо авторского текста разработчика и ссылок на HTML-документы, на некоторых страницах имелись указатели на видеофайлы, в основном, с интервью специалистов по обсуждаемому вопросу.

Департамент технологий и образования, Государственный Университет Миссисипи (США) предлагают курс «Телекоммуникации: теория и практика». Его автор Л. Ходжес использует в данном дистанционном обучении вид эвристической деятельности, то есть учащиеся создают свои продукты, беря за основу материал из Интернета. При этом он оговаривается, что предварительно участники курса знакомятся друг с другом и создают общество единомышленников, затем приобретают навыки работы с технологиями, после чего приступают к творчеству.

Р. Алекзандер, Национальная Библиотека Лос-Аламос (США), представила следующую технологию обучения группами:

1. Выбранная программа центрируется на текущей глобальной проблеме и фокусируется на критическом мышлении и принятии решений.

2. Команда студентов или учителей исследует проблему (в течение семестра) и рассматривает определенное количество взаимосвязанных областей (социальную, научную, политическую, экономическую, культурную, геополитическую).

3. Материал по предмету не изучается, задаются открытые вопросы, и команда сама определяет, какой подход к рассмотрению проблемы ей выбрать.

4. Каждый набор вопросов сфокусирован вокруг общей темы и дается 2 недели на обмен вопросами и ответами.

5. Команды должны представить групповой отчет (обеспечиваюпщй сотрудничество и кооперацию) в электронном виде, который затем размещается на веб-странице курсов. С помощью дистанционных форм обучения возможно решение такой актуальной проблемы как обучение одаренных детей. Например, школа «Афулион», Вэлланд, Онтарио (Канада) создает дистанционную интенсивную обучающую среду для одаренных детей. Цель данной школы - предоставление учащимся тех курсов и учебных программ, которые отсутствуют в очном учебном заведении. В школе используются современные принадлежности для школы и современные дистанционные технологии. На сайте этой школы разместили мнение «контрольной» участницы, подчеркивающей преимущество дистанционного обучения в создании гибкой системы расписания. По ее мнению, участник таких курсов должен создать собственную структуру своего обучения, что требует самодисциплины, организации режима, сильной воли и самоконтроля. Необходимо позитивное отношение к учебе.

Программа дистанционного обучения CDLP (CALIFORNIA Distance Learning Program) предлагает учащимся на выбор три учебных плана. Концепция CDLP заключается в том, что, учитывая индивидуальность каждого, предлагает учащимся возможность самим сконструировать индивидуальный план в соответствии с возрастом и интересами. В три учебных плана включены: целостный план, предлагающий соответствующую определенному возрасту методику; мульти-сенсорный план, основанный на практической учебной деятельности и традиционный академический план, развивающий основные умения, необходимые для этого возраста.

Необходимо отметить, что за рубежом дистанционное обучение приобретает все большую популярность в сфере повышения квалификации. Например, американская фирма Sun Health-care Group (Альбукерке, Нью-Мексико) с 614 отделениями по всему миру и 62 тысячами работников внедрила непрерывное дистанционное обучение своих работников, что обеспечивает постоянный рост квалификации сотрудников и высокий профессионализм.

Отечественные дистанционные курсы построены на самостоятельной учебной деятельности учащихся под руководством тьюторов.

Один из пионеров дистанционного обучения в отечественном образовании Московский университет экономики, статистики и информации использует следующие технологии обучения:

- CASE-технология, представленная в виде книжного учебно-практического пособия, в котором содержится описание данного предмета и необходимое количество контрольных заданий для самопроверки. В качестве приложения могут быть аудио- и видеокассеты.

- мультимедиа-технология. Носителем информации является CD-ROM. Курс может быть изучен с помощью домашнего (офисного) компьютера.

- Сетевая технология, по которой изучение осуществляется с помощью обращения к учебному серверу посредством телекоммуникационного доступа.

Интересен опыт Центра дистанционного образования «Эйдос». В своей работе центр ориентируется на:

1. отечественный потенциал (подготовка кадров и развитие технологий дистанционного обучения с учетом специфики отечественного образования;

2. личностная ориентация, противоположная по своей сути формальному усвоению знаний или поиску в сети информации;

3. творческая ориентация. Цель всех проектов центра - создание обучающимися собственной образовательной продукции в изучаемых областях знаний.

Челябинским государственным университетом для студентов экономических специальностей помимо дистанционного курса по теории разработан дистанционный практический курс «Деловая игра» по различным направлениям: «Фермер», «Робинзон», «Банк», «Завод» с целью моделирования практических ситуаций в профессиональной сфере.

Результаты описываемого О.П. Околеловым эксперимента, проведенного в Липецком эколого-гуманитарном институте, показали, что познавательная деятельность протекает эффективно, если она реализуется через разнообразные формы ее организации: к примеру, 15-20 минут работы с теоретическим материалом, затем 5-7 минут самопроверки с помощью соответствующего теста уровня знаний, после чего 20-25 минут выполнения практических заданий и 5-10 минут общения с компьютером в диалоговом режиме с целью проверки качества усвоения. Оптимальная разовая доза учебной информации, усваиваемая студентом в дистанционном обучении, - 40 минут работы с учебным материалом и 5-10 минут тестирования.

В дистанционном обучении разделяют два подхода в обеспечении поддержки обучения - расширение и трансформация. Модель расширения имеет место тогда, когда преподаватель ведет обучение, технологически мало отличающееся от традиционного, лишь изменяя его пространственные и временные рамки. Деятельность педагога, совокупность учебных материалов, учебная среда позволяют имитировать ситуацию обучения в условиях класса, а также компенсировать утраченные каналы общения и получения студентом информации. Данная модель предполагает преобразование лекции и последующего обсуждения в классе в индивидуальные обучающие материалы.

Модель трансформации характеризуется такими формами организации дистанционного обучения, которые не калькируют традиционное обучение, а представляют собой нечто новое, особенным образом выстроенными посредством используемых технологий связи преподавателя и учащихся.

Практикуемая модель распространенного класса имеет место в случаях, когда через интерактивные телекоммуникационные технологии распространяют обучающий курс среди групп будущих находящихся в разных местах. В результате обучается смешанный класс, состоящий как из традиционно обучающихся, так и дистанционных будущих менеджеров, что освобождает их от необходимости находиться в определенном месте в определенное время.

Модель «Открытое обучение + класс» включает в себя использование различных средств обучения, позволяющих изучать курс с наиболее приемлемой скоростью в сочетании с интерактивными телекоммуникационными технологиями для организации общения будущих менеджеров внутри дистанционной группы.

Применение системы дистанционного обучения эффективно как в педагогическом плане, так и с точки зрения его экономической рентабельности. Вместе с тем практика дистанционного обучения показывает, что зачастую методы традиционного обучения калькируются на дистанционную форму обучения. Отсутствуют комплексный подход к созданию системы дистанционного обучения и целенаправленная системная подготовка педагогических кадров, владеющих методикой дистанционного обучения. Такой подход мы считаем неправомерным, так как специфика информационных технологий требует активного участия обучающегося, с одной стороны, и иных принципов отбора содержания материала, методики, с другой стороны.

Приходится констатировать, что на современном этапе очная форма обучения уже не дает возможностей полной реализации учащегося, а также не в состоянии предоставить желаемые знания в большей степени, чем предусмотрено программой, что объясняется объективными и субъективными причин. Введение же дистанционного обучения как дополнительной формы очного обучения или полная его замена в необходимых случаях может способствовать актуализации как самого учащегося, так и преподавателя.

Участие отечественных образовательных учреждений в зарубежных курсах дистанционного обучения также показало, что российские учащиеся в обучении по предметам гуманитарного направления часто испытывают трудности межкультурного характера, потому что иноязычные курсы, как правило, не ориентированы на российский менталитет.

Все это создает необходимость разработки программы развития образования в современных условиях, в том числе лингвистического, а также модели дистанционного обучения и, в частности, иностранным языкам, с педагогических позиций, а также с учетом социокультурных и психологических особенностей учащихся.

Различают три основных вида дистанционного обучения иностранному языку: аудиоуроки (радиозанятия), видеоуроки (телезанятия) и обучение через компьютерную телекоммуникационную сеть.

При этом на современном этапе становления дистанционного обучения в России наиболее реальной является разработка и применение аудио- и видеоуроков. Это самые доступные, распространенные и экономичные виды дистанционного обучения. Однако Дистанционное обучение через компьютерную телекоммуникационную сеть имеет широкие перспективы в обучении иностранным языкам. Прежде всего его преимущество по сравнению с теле- и радиоуроками заключается в наличии оперативной обратной связи преподавателя с обучаемым. Этот вид обучения предоставляет помимо обучающих программ широкий спектр коммуникационных и информационных услуг:

электронная почта;

связь абонента с удаленным компьютером в режиме on-line;

доступ к распределенным информационно-поисковым системам и базам данных (распределенная гипертекстовая система WWW, служба новостей, университетские телеконференции);

обеспечение выхода в глобальную сеть Интернет и включение в мировые системы дистанционного обучения.

Следует учитывать, что по утверждению психологов, всякому восприятию учебного материала (информации) сопутствуют определенные чувственные реакции реципиентов, которые помогают и способствуют формированию понятий и представлений о предмете или явлении, активизируют развитие мыслительной деятельности, ведут к формированию определенных умений и навыков. В отличие от традиционного метода обучения аудиоуроки воздействуют на обучающихся на аудитивном уровне, что позволяет усвоить произношение, интонацию языка, его речевые особенности. При этом как доказывают психологи и физиологи, в основе человеческого познания лежат образы объективного мира, имеющие в своей структуре наглядные компоненты. Воздействие внешних раздражителей на человека во время обучения посредством телевидения или компьютерной телекоммуникационной связи определяется взаимодействием двух сигнальных систем, которые ведут к созданию глубоких чувственных образов. В процессе этого взаимодействия участвуют различные анализаторы, и эти виды дистанционного обучения предоставляют широкие возможности для реализации наглядности в обучении иностранным языкам в силу зрительно-слухового и эмоционального воздействия на учащихся.

Говоря об уровне воздействия на обучающегося, применяемые методы и технологии обучения, можно охарактеризовать следующим образом.

Аудиоуроки должны быть адресованы всем обучаемым на начальном этапе овладения иностранным языком; видеуроки посредством аудиовизуальной наглядности усиливают степень воздействия на обучаемых, что необходимо использовать для развития речевых умений и навыков и закрепления языковых знаний.

Технологически самыми доступными и простыми признаны аудиоуроки. Целью данного вида обучения в нашем рассмотрении является формирование языковых знаний и коммуникативных навыков, общекультурной компетенции. В аудиоуроках целесообразно применять такие технологии как языковой портфель, модульное обучение, методы демонстрации и работы с УМК, который включает следующие типы упражнений:

1) презентативные;

2) имитативные;

3) подстановочные.

Внимание учащихся фиксируется на языковой форме.

Видеоуроки как один из распространенных методов обучения позволяет наглядно демонстрировать материал. Цель - формирование и закрепление речевых и коммуникативных навыков, межкультурной компетенции. Используется кейс-технология с такими методами обучения как модульное обучение, языковой портфель. Применимы речевые продуктивные, репродуктивно-продуктивные и рецептивные упражнения. Внимание учащихся направлено как на языковую форму, так и на содержание. Необходимо, на наш взгляд, четкое разделение телеуроков на:

1) информативные - система упражнений и сам телетекст ориентированы на усвоение лингвострановедческой информации;

2) лексикотренировочные - доминирующей мотивацией является закрепление лексики по определенной теме;

3) речетренировочные - усвоение речевых форм «описание», «сообщение»;

4) речестимулирующие - предъявление поступающей с экрана информации имеет целью убедить обучаемого в достоверности увиденного и услышанного, при этом взаимодействие телетекста и видеоряда обеспечивается альтернативным сопоставлением фактов и явлений, что способствует стимулированию дискуссионных выступлений.

Видеуроки в такой последовательности позволят и более эффективно развить как речевые навыки, так и укрепить языковые знания.

В учебной работе могут применяться следующие методические приемы:

демонстрация иноязычного речевого образца в виде диалога, монологического высказывания, отдельных реплик, цельного коммуникативного сюжета;

аудиовизуальная программа управления усвоением иноязычных речевых образцов;

устно-речевое взаимодействие в системе «диктор-обучаемый»,

аудиовизуальная иллюстрация содержания речевых высказываний и отдельных образцов;

создание тематической и другой наглядности для стимулирования иноязычных высказываний обучаемых;

создание проблемных ситуаций и постановка задач;

упражнений на ритмику для управления развитием иноязычной внутренней речи через внутреннее проговаривание;

ролевые игры (профессионально-деловые и социально-бытовые игры);

упражнения для усвоения реалий данного языка;

упражнения для ознакомления обучаемых с иноязычным речевым « этикетом и особенностями вербального и невербального поведения носителей изучаемого языка;

тесты для определения уровней овладения и владения иностранным языком как средством общения и деятельности.

Обучение через компьютерную телекоммуникационную сеть. Основная цель - свободное владение иностранным языком, социокультурная компетенция. В данном виде обучения применимы мультимедиа- и сетевая технологии с использованием метода проектов, языкового портфеля. Используются такие речевые упражнения, когда внимание учащихся полностью направлено на содержание, формирование и формулирование мысли. В то же время используются такие обучающие программы, содержание которых составляют познавательно-коммуникативные упражнения:

1. Вопросно-ответный диалог. Суть работы обучаемого состоит в том, чтобы дать прямые ответы на вопросы и используя в качестве основы и схемы языковой материал, содержащийся в вопросе.

2. Диалог со свободно конструируемым ответом. Такой диалог обеспечивается программой со всеми возможными вариантами ответов на каждый поставленный компьютером вопрос о том, чтобы последний мог «узнать» и оценить правильность ответа.

3. Диалог с выборочным ответом. Для ответа компьютеру обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов.

4. Упражнения на заполнения пропусков. Компьютер предлагает обучаемому текст или набор предложений с пропусками. Необходимо заполнить пропуски, используя подсказку в виде слов на родном языке, которые нужно перевести на иностранный язык и употребить в нужной форме. Можно также заполнить пропуски словами или словосочетаниями, выбирая их из предложенных компьютером.

5. Упражнения для самоконтроля владения словарем. Возможны варианты таких упражнений:

а) компьютер предлагает список слов для перевода;

б) компьютер предлагает соотнести два списка слов (на родном и иностранном языках) и найти эквивалентные пары этих слов в обоих языках;

в) компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;

г) компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От обучаемого требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией.

Электронная почта. Каждый пользователь электронной почты имеет свой адрес и свой почтовый ящик в виде области памяти, выделяемой ему в памяти главной машины. В этот почтовый ящик поступают сообщения, адресованные данному пользователю, с которыми он может ознакомиться в любое удобное для него время. Такими сообщениями могут быть не только текстовые и графические изображения (рисунки, фотографии), но даже аудио- и видеофрагменты. Удобство электронной почты прежде всего в том, что она не требует одновременного нахождения за компьютерами корреспондента и адресата. При дистанционном обучении иностранному языку по электронной почте учитель может пересылать учащемуся различные учебные материалы, индивидуальные задания, инструкции, отвечать на его вопросы и получать от учащегося результаты выполнения контрольных заданий, его вопросы и пожелания. Таким образом, электронная почта предоставляет учителю возможность дистанционно осуществлять индивидуальное обучение учащегося, обеспечивая его при этом каналом обратной связи, без которого процесс обучения не может быть полноценным.

Электронные конференции в КТС организуются для пользователей, желающих совместно обсудить интересующую их проблему. Адресатом конференции является ее название. При входе в конференцию на экране компьютера каждого участника конференции предоставляются высказывания участников конференции в порядке их поступления. В интересах дистанционного обучения электронные конференции - прекрасная возможность для проведения групповых занятий в творческой атмосфере, групповых консультаций, ответов на наиболее часто задаваемые учителю вопросы, для выполнения заданий, а также групповой работы. Трудно найти более удачное средство для формирования и закрепления навыков коммуникативной деятельности. Режим проведения таких конференций может быть как синхронный, так и асинхронный по желанию ее участников.

Электронная доска объявлений - это вид услуги, позволяющий каждому пользователю поместить на нее свое объявление и прочитать объявления других. Электронная доска объявлений часто создается в рамках электронной конференции и служит для решения организационных задач. При дистанционном обучении электронная доска объявлений может использоваться, например, для организации учебных групп по интересам и уровню способностей.

Помимо чисто коммуникационных услуг (обеспечение дистанционного общения людей друг с другом) современные КТС выполняют роль накопителя и хранителя огромного объема информации в различных областях человеческих знаний. Эта информация хранится в памяти главных машин сети, и доступ к ней возможен в принципе для каждого пользователя сети. Для того чтобы не «утонуть» в этом информационном море, быстро и целенаправленно находить интересующие сведения, в КТС внедряются и функционируют специальные поисковые программные системы, которые делают поиск и получение информации на свой компьютер простыми и удобными для пользователя.

Рассматривается комплексность применения вышеназванных технологий, можно отметить следующее, под этим понятием мы понимаем систему дистанционного обучения иностранным языкам, объединенную в единый информативный, методологический и взаимодополняющий комплекс. Так, назначение аудиоуроков в предъявлении и усвоении языковых знаний, основных речевых образцов (начальный этап обучения), видеуроки закрепляют полученные в радиоуроках знания и развивают речемыслительную деятельность (средний этап обучения), обучение в КТС предназначено для лиц, желающих углубленно заниматься изучением иностранного языка, и обобщают предъявленный в радио- и телеуроках материал на уровне речевых умений, что соответствует теории поэтапного формирования умственных действий. Вместе с тем, учитывая широкие возможности компьютерных телекоммуникационных сетей, представляется необходимым создание обучающих программ, основанных на материале радио- и телеуроков для всех этапов обучения иностранному языку.

На основании вышеизложенного можно также сделать вывод о том, что дистанционное обучение иностранным языкам является весьма эффективной формой обучения иностранному языку, рассчитывающим на развитие той внутренней речи, без которой невозможны ни активная внешняя устная речь, ни иноязычное мышление, ни полноценное овладение письменной иноязычной речью. При этом значительно увеличивается время, отводимое на иноязычно-речевую тренировку учащихся, то есть усиливается практический аспект обучения, что безусловно, позволяет перенести центр тяжести с изучения теории иностранного языка на практическое овладение иноязычной речью и основами межкультурного общения, формирование терпимости, толерантности иных культур, а также на сохранение этнокультурных основ родной культуры.


Турбина Лада Валерьевна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Реализация коммуникативного подхода в дистанционном обучении иностранным языкам
Идея свободной причинности в психологии
Индивидуальный стиль деятельности
Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий
Подростково-молодежные группировки - общественная опасность и типология
Вернуться к списку публикаций