2011-10-02 16:30:46
ГлавнаяПедагогика и психология — Содержание, функции коммуникации как системного педагогического процесса



Содержание, функции коммуникации как системного педагогического процесса


Одна из ведущих тенденций современной педагогической науки и практики - возвращение внимания к личности, к ценностным основаниям ее духовного мира. При этом наличие множества субъективных миров актуализирует проблему взаимопонимания, коммуникации людей, живущих в условиях полиязыкового, поликультурного пространства. Коммуникация представляет собой взаимодействие субъектов в общественных и социальных процессах различных уровней и масштабов.

В настоящее время осуществляется интеграция мирового пространства, соотносимая с человеческой коммуникацией, общением людей, живущих в разных странах на уровнях деятельностных проявлений личности в действительности, обмена материальными и духовными ценностями, то есть можно говорить о рождении коммуникационной цивилизации, востребующей человека, обладающего планетарным мышлением, характеризующимся полиментальностью, поликультурностью и полилингвистичностью.

В основу коллективного самообмена должна быть положена культурная коммуникация, основанная на идентичности и одновременно полифоничности интерпретации «считываемой информации». При этом интерпретация должна быть адекватна и позитивна, и ориентированна на сохранение и развитие окружающего мира.

Культура не может существовать вне своего носителя - человека. Он усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. При этом современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все мы подчиняемся «законам» культурной коммуникации (В.М. Розин).

Система образования, в частности высшая школа, призвана заложить основы культурной коммуникации, выступающей средством интеграции мирового социокультурного пространства.

Методологической основой процесса культурной коммуникации вступает принцип всеобщей взаимосвязи всех процессов и явлении в самой действительности: единства мира в вечном движении, единства материи и сознания, мышления и языка, единства развития природы и общества.

Культурная коммуникация есть интегратор, с помощью которого осуществляется координация деятельности субъектов в различных социокультурных пространствах.

Культурная коммуникация выступает механизмом аккультурации, языкового, речевого и коммуникативного континуума личности, включенной в разнообразную деятельность, в структуре языкового пространства бесконечной коммуникации, То есть культурная коммуникация способствует воссозданию культурного единства. При этом, подлинное культурное единство - есть единство разнообразия. По В. Соловьеву, «всеединство народа должно быть единством разнородностей». Благодаря свободе народов в своем культурном выборе возможно взаимодействие, диалог культур, иначе говоря, интеркультурная коммуникация. В основе интеркультурной коммуникации лежат следующие положения:

первое - идея ценности каждой культуры. Нет плохих культур и презренных народов. Отсюда движение к своей и чужим культурам является важнейшей основой для их взаимодействия.

второе - взаимодействие культур предполагает способность людей и народов усваивать, ассимилировать, делать своим достоянием ценности других культур, например, интеграция иноязычных слов в национальный язык.

третье - взаимодействие культур без противодействия друг другу в плане приятия несовместимых, чуждых народу ценностей, нивелирующих самобытность той или иной культуры.

Следует оговорить, что проблема взаимодействия культур востребует решения следующих задач: выявление общего, присутствующего в разных культурах и постижение особенного, то есть смысловых кодов, заключенных в каждой конкретной культуре.

Нас интересует проблема постижения смысловых кодов на основе анализа лингвистического материала. Можно говорить о смысловых кодах в соотнесении с понятием культуры как исторически концентрированного опыта. Однако каждый человек превращает этот опыт в личностный смысл. Возникает необходимость постоянной коммуникации целостной культуры общества и личностной культуры, несущей в себе представление об условиях, средствах и целях, мотивах и потребностях, характерных для данной личности, именно в данный момент и в данном обществе.

Коммуникация - латинское « общее», «объединяющее», «совместное».

Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты, порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их. Система коммуникативных действий включает пять групп умений: умение воспринимать информацию, анализировать полученную информацию, умение моделировать собственную информацию, умение передавать собственную информацию, корректировать общение с изменением ситуации.

Под коммуникативными действиями понимаются действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми. Для общения с представителями различных культур будущему специалисту необходимы сформированные транскультурные умения, которые мы рассматриваем как составную часть общих коммуникативных умений.

В педагогической литературе (Л.А. Аухадеева, М.В. Корепанова, Т.Н. Лукьяненко, Р.Л. Мунирова, Е.И. Пассов) коммуникативные умения рассматриваются: как способность общаться интегративно, как умение устанавливать правильные взаимоотношения с партнерами по общению и перестраивать их, как умение правильно строить свое поведение и управлять им в соответствии с задачами общения.

А.В. Мудрик выделяет составляющие коммуникативных умений, которые сводятся к следующему: умение ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать окружающих людей (понимать их настроение, характер, читать экспрессию их поведения); умение ориентироваться в ситуациях общения (знать правила общения, устанавливать контакты); умение сотрудничать в различных видах деятельности (коллективно ставить цели, планировать пути их достижения: совместно выполнять, анализировать и оценивать достигнутое).

Зарубежные авторы (С. Брумфил, Д. Джонсон, X. Коблер и др.) в отличие от взглядов, принятых в отечественной педагогике, определяют коммуникативные умения как составную часть социальных умений и умений социального поведения, а Д. Джонсон и Р. Джонсон, Г. Уидсон, Дж. Хадфилд рассматривают коммуникативные умения как умения взаимодействовать.

Нами коммуникативные умения рассматриваются как владение определенными способами и приемами, позволяющими входить в ситуацию общения, устанавливать контакты и целенаправленные взаимоотношения профессионального характера.

В психологической литературе выделяются и коммуникативные способности, под которыми понимаются способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в процессе совместной деятельности.

В структуру коммуникативных способностей входят гностические, экспрессивные и интеракционные способности.

1. Гностическая - способность человека понимать других людей. Ее элементы: стремление к пониманию других людей, умение слушать партнера по общению, наблюдательность.

2. Экспрессивная способность понимается как способность к самовыражению своей личности. Ее элементы: стремление быть понятым
другими, правдивость, культура речи, доверие к партнерам.

3. Интеракционная способность - как способность адекватно влиять на партнеров по общению. Ее элементы: требовательность, вежливость, такт, дисциплинированность, решительность.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную, многоканальную систему взаимодействий людей. Так, Г.М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает коммуникативный, обеспечивающий обмен информацией; интерактивный, регулирующий взаимодействия участников общения; и перцептивный, организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении. А.А. Леонтьев, Б.Х. Бгажноков выделяют два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный. Эти типы коммуникативной деятельности обладают коммуникационными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.

Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая характеристика. Как считает И.А. Зимняя, она проявляется в социальной и индивидуально-психологической репрезентативности этого процесса.

Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходить только по конкретному поводу, в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.

Основными структурными компонентами коммуникативной деятельности являются:

- предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект;

- потребность в общении - это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию, к самооценке;

- коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение;

- действие общения - это единицы коммуникативной деятельности, инициативные и ответные;

- задача общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

- средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

- продукт общения - это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

По определению Б.Ф. Ломова, процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженных актов». Каждый такой «сопряженный акт» - это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей.

В этом проявляется, как считает М.М. Бахтин диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряженных актов». Таким образом, диалог можно рассматривать как реальную единицу коммуникативной деятельности.

Основными коммуникативными формами являются:

а) монолог, в котором преобладают коммуникативные действия личности как организатора слушания других участников общения;

б) диалог, в котором субъекты взаимодействуют, взаимоактивны;

в) полилог, в котором осуществляется многостороннее общение, своеобразная борьба за овладение коммуникативной инициативой.

Коммуникативная деятельность реализуется в общении - весьма сложном и многогранном процессе, который Л.С. Выготский рассматривал как «первый вид человеческой деятельности». Общеизвестно, что Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн выделяли три основных вида деятельности, сменяющих друг друга в онтогенезе, - игра, учение и труд. Б.Г. Ананьев придал этому делению более обобщенный характер и определил два вида социальной деятельности - общение и познание. Эту позицию принял И.С. Кон.

А.Н. Леонтьев выделяет два вида деятельности - труд и общение. Г.С. Батищев определил две стороны человеческой деятельности - активность и общение. Различая две стороны человеческой деятельности, Г.С. Батищев характеризует различные виды деятельности следующим образом.

Преобразовательная деятельность гораздо шире, чем труд; она шире, чем практика, ибо охватывает все формы человеческой деятельности, которые ведут к изменению реальному или идеальному существующего и к созданию опять-таки реальному или идеальному того, чего прежде не существовало.

Познавательная деятельность - активность субъекта, направленная на объект, не модифицирует его, не разрушает, а отражается в виде знаний о нем. Кроме преобразовательной и познавательной деятельности М.С. Каган выделяет ценностно-ориентационную деятельность.

Ценностно-ориентационная деятельность устанавливает отношение не между объектами, а между объектом и субъектом, т.е. дает объективно-субъективную оценку, информацию о ценностях, а не сущностях.

Коммуникативная деятельность или общение - это взаимоотношение субъектов в истинно деятельностной или коммуникативной деятельности, которая играет огромную роль во всех трех выявленных видах деятельности, поскольку социальная природа человека делает общение людей условием труда, условием познания, условием выработки систем деятельности.

Общение как деятельность играет важную роль во всех видах деятельности, поскольку социальная природа человека делает общение людей условием труда, условием познания, условием выработки систем ценностей. К. Обуховский отмечал, что проблема общения не сводится ни к социально-психологической ее интерпретации, ни к психологическим закономерностям восприятия человека человеком, а является широкой философско-антропологической проблемой.

Существенно, прежде всего, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие, поскольку оно осуществляется между многими, несколькими, двумя субъектами, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Это значит, что общение есть практическая активность субъекта, направленная на других субъектов и не превращающая их в объекты, а, напротив, ориентирующаяся на них как на субъекты.

Общение имеет место, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком, видит в нем себе подобного и себе равного и готов на обмен идеями, взглядами, мнениями. Общение может быть персонифицированным или анонимным, целенаправленным на результат или без ярко выраженного результата. Как указывает А.Н Леонтьев, общение может принимать форму квазиобщения. В этом отношении можно было бы назвать «общением» общение субъекта с объектом. Объект выступает не как «вещь в себе», а как вещь для меня», как «очеловеченная вещь», вторгшаяся в жизненный опыт субъекта и в нем получившая свое ценностное значение (или ценностный смысл).

Общение может развертываться на разных уровнях - физическом и психическом, материальном и духовном. Если общение в прямом и точном смысле этого слова есть контакт человека с другим человеком, то в переносном смысле можно говорить и об общении человека с природой, и его общении в социуме и с самим собой. В общении происходит взаимодействие людей как субъектов, и этим определяется органичность данного вида человеческой деятельности. Вот почему в аксиологическом аспекте объекта и объекта последний кажется одушевленным, активным и как бы взаимодействует с субъектом, оцениваемый субъектом, он сам воздействует на него как некая ценность.

Эту двустороннюю связь мы и можем назвать общением, так как основанием общения является взаимодействие с другим как себе подобным. Особенность общения состоит в том, что здесь информационный обмен есть абсолютно реальное взаимодействие, фиксирующееся в материализованном механизме знаков, тогда как в ценностном контакте «общение» субъекта и объекта имеет чисто духовный характер.

Общение имеет место только тогда, когда с помощью некого языка, хотя бы языка взглядов, устанавливается контакт между субъектами, и он исчезает, прекращается, как только прекращается общение.

Деятельность предполагает воплощение передаваемой информации в «той или иной системе знаков, которые ее материализуют, объективируют, дабы передать реципиентам.

Так, Б.Д. Парыгин утверждает, что есть основания рассматривать «общение как сложный и многогранный процесс, который может выступить « одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и взаимоотношения людей друг с другом, и как процесс их взаимовлияния и сопереживания. С такой многосторонней характеристикой, которая им дается, можно согласиться.

Вместе с тем очевидна необходимость сказать, что некоторые исследователи употребляют понятие «общение» и в более широком смысле для обозначения всех форм связей и отношений независимо от их конкретного содержания и условий.

При анализе общения принято различать три стороны: перцептивную, интерактивную, коммуникативную.

Перцептивная сторона общения - процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения. Основными средствами познания человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди). Связь общения с определенным характером отношений между людьми проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности, в явлении аттракции, тяготения. Рассмотрение основных сторон общения в единстве - важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений. По мнению философов (Л.П. Буева, М.И. Бобнева, М.С. Каган, B.C. Коробейников), общение является таким социальным процессом, в котором происходит обмен деятельностью, опытом, способами деятельности, воплощенными в материальную и духовную культуру. В общении осуществляется рациональное взаимовлияние людей, выявляется общность (расхождение) мыслей и взглядов, формируется образ жизни.

В целом, принимая многообразные определения понятия «общение», изложенные философами, психологи рассматривают его и дополняют представлением о структурной и функциональной организации (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, В.Н. Панферов, Е.Ф. Тарасов, Ю.А. Шерковин). Так, определяя общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности», В.Н. Панферов выделяет в нем четыре характеристики: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение. Соответственно им определяются подходы к изучению общения: коммуникативный, информационный, гностический и регуляторный.

В работах Б.Ф. Ломова определяются функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная, т.е. подчеркивается обязательность собственно коммуникативного компонента. В последнее время наиболее разработанным и распространенным является подход, предложенный Г.М. Андреевой, согласно которому общение рассматривается с трех сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной и которые во всех формах общения реализуются одновременно. Коммуникативная сторона реализуется процессом обмена информации; интерактивная - регуляцией взаимодействия партнеров общения; перцептивная - в «прочтении», восприятии и понимании собеседника.

Если понятие «общение» описывать в тех же признаках, что и понятие «коммуникация», а это не лишено основания, тогда оба понятия можно рассматривать как эквивалентные, или как синонимы. Но поскольку термин «коммуникация» родился и вышел из теории информации и теории связи, то под коммуникацией как научным понятием стали понимать простой обмен или передачу информации или сообщения. В рамках интеракционистского направления в западной социальной психологии термину «коммуникация» стали придавать иное значение. Коммуникация - это не только передача информации от одного лица к другому, сколько поведенческая сторона взаимодействующих между собой людей. Наше исследование выполнено в русле названного подхода. Таким образом, в широком смысле слова термином «коммуникация» обозначена любая связь между людьми, все существующие способы социальных связей и взаимосвязей. При таком широком определении понятие «коммуникация» становится более общим по отношению к общению, обозначающим лишь непосредственные формы взаимодействия между людьми.

По мнению Б.Ф. Ломова, общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат - это не преобразованный предмет, а отношения с другим человеком, с другими людьми. Для общения специфическим признаком является взаимодействие, для которого необходимо не более двух человек, каждый из которых должен выступать как субъект. В анализе субъект-субъектных отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживается содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т.д.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий
Современная американская модель подготовки менеджеров
Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности
Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения
Анализ существующей системы организации подготовки будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению
Вернуться к списку публикаций