2011-10-02 16:29:15
ГлавнаяПедагогика и психология — Анализ существующей системы организации подготовки будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению



Анализ существующей системы организации подготовки будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению


Современный этап развития российского общества характеризуется продолжением глубокого реформирование современного Российского общества, которое становиться все более открытым к внешнему миру. В связи с этим, объективной реальностью наших дней стало широкое развитие профессиональных контактов с представителями иностранных государств. В экономической сфере одной из профессиональных групп, интенсивно взаимодействующей с иностранными представителями стали менеджеры. Именно для них уровень владения иностранным языком (языками) уже сейчас непосредственно влияет на успешность деятельности руководимых ими предприятий (фирм), а, следовательно, прямо отражается на их материальном благополучии и активизирует дальнейший карьерный рост.

Исходя из сказанного, можно констатировать, что объективно менеджеры испытывают потребность в свободном владении иностранным языком (языками), как необходимом инструменте, для успешного решения своих профессиональных задач, а умение свободно общаться на иностранном языке в сфере своей профессиональной деятельности занимает все большее значение в числе профессионально-значимых качеств менеджера.

Сказанное свидетельствует о том, что сегодня имеется четко сформированный социальный заказ на получение студентами-менеджерами такого уровня иноязычной профессиональной компетенции, который обеспечивал бы им свободное ведение иноязычного профессионального общения в сфере своей профессиональной деятельности.

В сфере высшего профессионального образования указанная тенденция четко проявляется в том, что все большая часть будущих менеджеров, обучающихся по экономическим специальностям и получающих квалификацию менеджер, осознает тот факт, что их успешная профессиональная деятельность во многом определяется их способностью свободно общаться с представителями иностранных государств на родном для них языке. В силу этого они считают, что им явно недостаточно обязательного для всех обучаемых минимального уровня знаний навыков и умений, в части иноязычного профессионального общения, получаемого за время обучения в вузе. Они готовы в отведенное для изучения иностранного языка учебное время, а также в часы внеаудиторных занятий заниматься повышением уровня своей иноязычной компетенции.

С другой стороны, современная образовательная ситуация характеризуется становлением гуманистической парадигмы, предполагающей иные, отличные от традиционных, подходы к организации образовательного процесса, основанные на концепции личностно-ориентированного обучения, целеполагание которого - обеспечение развития и саморазвития личности молодого человека на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Указанная парадигма нашла свое отражение в законе «Об образовании», который в качестве ведущего принципа государственной политики провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Личностное развитие неотделимо от профессионального, так как в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и определяющий тем самым творческую самореализацию личности. Субъект, ориентированный и мотивированный на самоизменение, способен к построению собственной профессиональной деятельности, ее изменению и развитию, что является важнейшим условием становления профессионала.

Обеспечение студентам-менеджерам благоприятных условий для решения этой задачи, можно рассматривать как реализацию ведущего принципа российского образования, направленного на свободное развитие личности.

Вместе с тем обучение иностранному языку в вузе осуществляется в соответствии с учебной программой сформированной на основе требований к обязательному минимальному уровню подготовленности выпускников и обязательному минимуму содержания учебной программы по дисциплине «Иностранный язык», закрепленных в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности (ГОС ВПО). ГОС ВПО также строго регламентирует учебное время, выделяемое на освоение учебной программы. Для дисциплины «Иностранный язык» бюджет учебного времени составляет 340 часов аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Следует отметить, что требования к обязательному минимальному уровню подготовленности выпускников и обязательному минимуму содержания учебной программы по дисциплине «Иностранный язык», приведенные в указанном приложении едины для всех экономических специальностей.

Обучение иностранному языку будущих менеджеров в современном вузе характеризуется, как правило, доминированием коллективных форм обучения, которые ориентированы прежде всего на то, чтобы добиться от каждого студента минимального уровня подготовленности по дисциплине, определенного ГОС ВПО и практически не позволяющих наиболее подготовленной части будущих менеджеров реализовать свои потребности с повышении уровня своей иноязычной компетенции сверх уровня, установленного учебной программой.

Анализ содержания требований ГОС ВПО к обязательному минимальному уровню подготовленности выпускников и обязательному минимуму содержания учебной программы по дисциплине «Иностранный язык» показывает, что при преобладании коллективных форм обучения их реализация за отведенное время трудно достижима, а достижение более высоких уровней подготовленности будущих менеджеров маловероятно.

Все выше изложенное позволяет выявить ряд противоречий в обучении будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению:

- между ценностными приоритетами студента, желающего за время обучения в вузе сформировать более высокий по сравнению с учебной программой уровень знаний навыков и умений по дисциплине «Иностранный язык» и требованиями к указанному уровню, определенными ГОС ВПО;

- между объемом учебного времени, выделяемого учебным планом на освоение учебной программы по дисциплине «Иностранный язык» в соответствии с ГОС ВПО и требуемым учебным временем на формирование у студентов уровня знаний, навыков и умений, соответствующего их личным пожеланиям и способностям;

- между индивидуальными способностями будущих менеджеров по освоению иностранного языка и, занимающими в настоящее время ведущее место, коллективными формами обучения иностранному языку.

Вместе с тем в системе подготовки будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению не достаточно широко используются возможности информационных технологий, позволяющие значительно интенсифицировать процесс обучения, в частности не разработаны механизмы использования дистанционного обучения.

Дистанционное обучение как продукт наступающего информационного уклада общества становится неотъемлемой частью мирового образовательного пространства. Под дистанционным обучением понимается «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена нормативно-правовой, распорядительной и учебной информацией на расстоянии (спутниковой телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)». Однако каковы бы ни были формы обучения, наиболее существенными являются цели и содержание образования, как отмечает Е.С. Полат, один из основоположников отечественного дистанционного обучения иностранным языкам. Как следует из «Основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования», «ориентация системы образования на реализацию общенациональных интересов России, ее конкурентоспособности на мировых рынках труда и цивилизованной конкурентоспособности ее населения в структурах становящегося глобального миропорядка» цель дистанционного обучения иностранным языкам можно определить как «раскрытие личностно-образующего потенциала и как средства воспитания гуманистической личности, способной к общепланетарному общению и сотрудничеству в духе мира, в духе диалога культур, сознающей роль своей профессии в развитии своей страны, мирового сообщества, международного сотрудничества, в укреплении и развитии мира и готовой активно участвовать в миротворческой и правозащитной деятельности».

Следовательно, модель дистанционного обучения иностранным языкам должна строиться, исходя из поставленных целей и в соответствии с общими принципами образовательной системы. Отсюда следует, что в разработке дистанционного обучения необходим комплексный подход: курс дистанционного обучения иностранным языкам должен быть насыщен лингвокультурной и социокультурной информацией, которая при традиционном обучении не всегда доступна, учитывать личные интересы обучающихся, создавать условия для всестороннего развития личности как культурно-исторического субъекта.

Проведенный анализ литературы показал, что основным направлением достижения поставленной цели может стать интенсификация образовательного процесса за счет использования современных образовательных технологий, в принципе позволяющих выстроить для каждого обучаемого свою индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с его личными способностями.

В известной нам литературе хорошо проработана идеология личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.), которая обогащает содержательные характеристики педагогической технологии индивидуальными, авторскими особенностями педагога и учитывает закономерные связи обучения и развития личности обучаемого (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.Ц. Занков, Д.Б. Эльконин и др.). При этом в обучении иностранным языкам все более весомую роль играет, так называемый, коммуникативный подход, который выступает стратегией, моделирующей общение и направленной на создание психологической и языковой готовности к коммуникации, позволяя тем самым каждому участнику образовательного процесса реализовать себя как личность в пространстве языкового, социоязыкового и полиязыкового континуума. Однако, не смотря на то, что коммуникативный подход достаточно активно реализуется в практике обучения иностранному языку, вопрос разработки личностно-ориентированных технологий дистанционного обучения иностранному языку на его основе, проработан недостаточно.


Турбина Лада Валерьевна







Интересное:


Реализация модели благотворительного ясли - сада
Личностно-ориентированное обучение в формировании иноязычной компетенции в дистанционном обучении иностранным языкам
Абрахам Маслоу и психология самоактуализации
Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности
Разработка модели дистанционного обучения иностранному языку будущих менеджеров
Вернуться к списку публикаций