2011-08-23 00:29:24
ГлавнаяПедагогика и психология — Реализация модели благотворительного ясли - сада



Реализация модели благотворительного ясли - сада


В модели предусмотрены следующие основные направления деятельности:

1. Усиление социально-педагогической направленности дошкольного учреждения. Нахождение новых аспектов в содержании

— образовательного процесса (апробации парциальной программы С.А.Козловой «Я - человек»);

— дифференцированного подхода в процессе воспитания. Ощущение доброго отношения к себе позволяет ребенку пережить положительные эмоции как свидетельство признания его со стороны окружающих;

— педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью. Процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.

2. Объединение линий когнитивного, эмоционального и поведенческого развития через полученные знания.

3. Активизация роли самого ребенка в процессе его социализации. Разработана модель программы развития каждого ребенка.

4. Расширение деятельности педагога по социализации личности ребенка и родителя:

— Различные формы работы: наблюдение, совместная деятельность, этические беседы, рисование, игры, труд, чтение художественной литературы и т.д.

— Привлечение семьи в педагогическом процессе, посещение семьи, беседы, собрания, семинары, конференции, обмен опытом, занятия и игры с детьми в группе, изготовление оборудования, экскурсии, совместные праздники и т.д.

5. Социализация личности ребенка дошкольного возраста через возрождение духовных ценностей народа саха.

6. Активная деятельность дошкольного образовательного учреждения по формированию педагогически ориентированной инфраструктуры микросоциума.

7. Усиление заботы о социально незащищенных детях.


Модель социализации личности ребенка на основе взаимодействия детского сада и семьи

Рис. 1. Модель социализации личности ребенка на основе взаимодействия детского сада и семьи


В улусном центре, где проведена опытно-экспериментальная работа, проживает 50 % от всего населения, т.е. 6552 человек. Из общего числа населения:

- детей - инвалидов до 16 лет - 6,5 %

- безработных - 17,4 %

- малообеспеченных семей - 19,5 %

- многодетных семей - 9,7 % неполных семей - 13,8 %

- родители - инвалиды - 28,5 %.

Малообеспеченная семья должна рассматриваться как очаг социального неблагополучия, ибо она не может достаточно эффективно реализовать свои основные функции. Негативные аспекты жизнедеятельности данной семьи:

- жизненная неудовлетворенность родителей;

- низкая материальная обеспеченность семьи;

- дефицит внимания подрастающему ребенку со стороны взрослых;

- более высокая вероятность отсутствия контроля за поведением детей, безнадзорности;

- более низкий уровень социального статуса семьи.

Однако не каждая семья неизбежно становится источником социального неблагополучия. Данная жизненная ситуация может иметь для его участников и некоторые позитивные моменты:

- упрочение дружеских связей родителей со своим ребенком в ходе преодоления жизненных трудностей, установление между ними эмоциональных контактов;

- более высокая степень самостоятельности ребенка, не избалованного чрезмерной опекой взрослых;

- раннее появление чувства ответственности у подрастающей личности и т.п.

Анализ проблем малообеспеченных семей позволил выявить следующие трудности: материальная необеспеченность - 51 %, проведение полноценного досуга 49 %, жилищные условия - 27%, общение с детьми - 30 %. Как видно, наибольшие трудности связаны с материальной необеспеченностью. Материальное положение данных семей можно назвать катастрофическим. Прежде всего, резкое ухудшение питания детей и взрослых, рост заболеваемости, появление хронических болезней, нервно-психическое истощение, снижение общего жизненного тонуса. Число малообеспеченных семей в данном учреждении растет из года в год. Если в 1997 году было - 75%, то в 2000 году - 100 %, в том числе:

— неработающие -21,1%,

— многодетные семьи - 42,2%,

— одиночки - 25,7%,

— инвалиды - 11%.

Рост числа детей с ослабленным здоровьем, группа риска и с девиантным поведением.

Рост социальной напряженности по причине сложившейся экономической ситуации (у многих людей идет борьба за выживание, им, естественно, не до культуры и не до образования) (таблица 1).


Таблица 1

Уровень здоровья детей в улусе


 

1998

1999

2000

I группа

19,2%

18,7%

16,2%

II группа

72,5%

72,2%

71,2%

III группа

6,1%

7,0%

7,8%

IV группа

2,2%

2,0%

4,6%


В этом сложном процессе уже среди маленьких дошкольников можно встретить неуверенных в себе замкнутых, болезненно застенчивых или, напротив, очень агрессивных, излишне подвижных. Если вовремя не вмешаться, эти комплексы могут преследовать ребенка всю его жизнь.

Изменившаяся идеология системы образования позволила смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, расширить ее кругозор, выйдя за пределы семейного воспитания в общественную жизнь. С другой стороны, появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентации к социализации личности ребенка. Нами сформированы концептуальные положения:

1. Приоритет семейного воспитания. Семья играет кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребность в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации.

2. Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходит в процессе его общения со сверстниками, с другими детьми, при посещении дошкольного учреждения. Все это и есть микросреда, благодаря которой ребенок получает не только информацию о социальном мире, но и приобретает практику поведения, отношений, чувств.

3. Каждый этнос имеет свои специфические черты, которые и образуют его
национальный характер, его менталитет. Ребенок присваивает именно тот этнический характер, с которым встретился впервые. Этнокультура «входит» в ребенка и опосредованно, через социальное окружение.

4. Свое воздействие на характер опыта оказывает то, что в селе растет ребенок, поскольку уклад жизни в сельской местности различен и данное обстоятельство не может не отражаться на социализирующейся личности.

5. Для педагога интересно и важно разбираться, почему каждый индивид социализируется по-своему, по каким причинам у разных людей, накапливается различный социальный опыт - это необходимо знать, чтобы правильно выстраивать стратегию воспитания, грамотно осуществляется индивидуальный подход к детям.

6. Приобщение к социальной жизни оказывает влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка.

7. Постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя видеть других людей, понимать их чувства, мысли, переживания и поступки.

8. Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях, а также путем приобщения к человеческим ценностям и культурам.

9. Теоретическим обоснованием являются положения концепции Л.С. Выготского, А.А. Усовой, В.В. Давыдова, Н.Г. Поддьякова, которые отмечают, что ребенок дошкольного возраста способен усваивать и понимать информацию о социальном мире. На каждом этапе развития ребенок является членом общества и связан с обществом самыми тесными узами. Вне этих связей он существовать не может.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Концептуальные основы и технология диагностики сформированности лидерских качеств у студентов - будущих менеджеров
Обеспечение позитивного психологического климата в учреждениях начального профессионального образования
К проблеме социально-психологической дезадаптации школьников
Обновление содержания, форм и методов социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада
Общая характеристика социально-психологического тренинга развития лидерских качеств студентов - будущих менеджеров
Вернуться к списку публикаций