2011-08-22 23:44:52
ГлавнаяПедагогика и психология — Обновление содержания, форм и методов социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада



Обновление содержания, форм и методов социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада


Результаты анализа детских рисунков позволили выявить следующее (таблица 4):


Таблица 4

Результаты анализа детских рисунков


Картинки с моральным содержанием

Всего детей

Рисунок ребенка

Эксперимент. группа

Контрольн. группа

а) соотв. Мораль. Правилу

б) несо-отв.мор. правилу

а) соотв. мораль, правилу

а) не со­отв. мо­раль, правилу

Картинки № 1

5

4

1

2

3

Картинки № 2

5

5

0

2

3

Картинки № 3

5

5

0

3

2

Картинки № 4

5

4

1

1

4

Картинки № 5

5

5

0

3

2


Для изучения реального поведения дошкольников и наличия саморегуляции их поступков в экспериментальной группе были организованы целенаправленные наблюдения. В ходе наблюдений обнаружилось, что дошкольники стали более чутко относиться к сверстникам. Они стали намного дружнее, солидарнее, расширился опыт самостоятельных поступков детей. Они изредка пытались обращаться за помощью к воспитателю, стараясь самостоятельно договориться между собой и наладить отношения с товарищами.

Таким образом, стремление дошкольников при организации собственной деятельности и регуляции поведения учитывать состояние и интересы сверстников, проявлять к ним такие гуманные чувства, как отзывчивость, сочувствие, заботу и др. в ситуациях их неблагополучия, доказывают наличие у них осознания нравственного смысла правил поведения. Смысл нравственных требований становился для детей мотивом внутренних побуждений, которым ребенок руководствовался сознательно, регулируя свое поведение.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что у дошкольников сформировалось осознанное отношение к правилам поведения. Прежде всего, это нашло отражение в реальном поведении ребенка. Оно стало более организованным, в поступках детей наблюдается рост самостоятельности и активности, добровольности в выполнении правил. Дошкольники стремились решать возникшие проблемные ситуации без помощи воспитателя, используя весь накопленный опыт взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Имело место в поведении детей и взаимообучение правилам, которое основывалось не на обсуждении поступков сверстника, а на побуждении его действовать согласно моральным нормам.

У детей накопился богатый опыт эмоционально-нравственных отношений за счет развития эмпатического отклика на переживания сверстника. Дети стали более чутко и гуманно относиться к своим товарищам, обращали внимание на неблагополучие в ситуациях морального выбора и старались помочь, при выполнении социальных норм учитывали их интересы и эмоциональное состояние.

В мотивационной сфере старших дошкольников также произошли существенные изменения. Объясняя причины своих поступков, дети стали связывать их с самооценкой или значимостью общества сверстников, что говорит о наличии осознанности в их поведении (таблица 5).


Таблица 5

Сравнительная таблица нарастания осознанного отношения к правилам поведения у детей


Группы

Уровни показателей проявления осозн.в поведении

Группы детей

Экспериментальная

Контрольная

В начале исследования

В конце исследования

В начале исследования

В конце исследования

1

Высокий

6

18

8

9

2

Средний

4

4

5

4

3

Низкий

15

3

12

12


Для усвоения социальных норм и правил нами разработано наглядное пособие «Социальный мир дошкольника». Цель данного пособия - показать детям социальный мир и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире (как его члена, участника событий, преобразователя).

Проведенная экспериментальная работа дала возможность структурировать его следующим образом:

- «Я сам»;

- «Мой дом»;

- «Мир людей»;

- «Профессии людей»;

- «Люди умеют отдыхать»;

- «Зачем нужна деревня».

Затем нами выведена система заданий на социальное развитие детей дошкольного возраста, которое позволит им:

1) Глубже осознать себя, научиться видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.;

2) Задуматься над деятельностью и интересами взрослых людей, прикоснуться к их заботам и проблемам.

3) Создать образ своего места в мире людей;

4) Расширить кругозор ребенка представлениями о человеческом обществе, помогут приобрести социальный навык.

Задания носят воспитывающий характер и способствуют развитию наблюдательности, способности выражать свои мысли и чувства с помощью речи, музыкального исполнительства, изобразительной и театральной деятельности. Пособие содержит иллюстрированный материал, снабженный необходимой познавательной информацией. Знания о социальной действительности должны выполнять в социализации детей триединую функцию: нести доступную детям информацию; вызывать эмоции, чувства, отношения; побуждать к творческой деятельности. Данное пособие можно использовать для индивидуальных занятий с детьми в семье и дошкольном образовательном учреждении.

Центральное место в процессе усвоения норм и правил занимает игровая деятельность детей, где сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себе детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах. В игре дети взаимодействуют не так как персонажи, но и как реальные личности, и такое взаимодействие способствует присвоению ими норм и правил. Наблюдая за тем, какие сюжеты выбирают дети, какие правила пытаются отстоять в игре, в каких формах протекает общение детей, воспитатель может определить успешность процесса усвоения норм в каждом конкретном случае. При этом необходимо отметить, что возможности детей действовать в соответствии с социальными нормами в качестве игрового персонажа несколько опережают их возможности поступать так в реальном мире.

В ходе опытно-экспериментальной работы использовали и специально организуемые педагогами сюжетные игры. При отборе игр мы пользовались данными опроса детей, бесед с родителями, что позволило ненавязчиво включить любимые игры детей в учебно-воспитательный процесс.

На первоначальном этапе диагностики в процессе игровой деятельности мы рекомендовали педагогам определить социальный статус ребенка, характер его взаимоотношений со сверстниками, стиль общения в группе, а также выявить наличие дружеских контактов, которые помогут ребенку в процессе социализации личности. Педагог выступал в роли наблюдателя и организатора, не вмешиваясь в отношения детей во время игры.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили нам выделить критерии и совокупность показателей социальной воспитанности дошкольников (таблица 6).


Таблица 6

Система критериев и показателей социальной воспитанности дошкольников


Критерии

Показатели

1. Когнитивный

- наличие знаний о культурно-исторических традициях (домашние, семейные традиции, символы республики, архитектура, фольклор, обычаи, нравы и т.д.);

- представление, понимание значения народных традиций в жизни;

- направленность на познание социальных отношений, на усвоение и соблюдение нравственных ценностей.

2. Мотивационно-потребностный

- наличие интереса следовать традициям сельского социума (как результатов воспитания всем миром «Туелбэнэн иитии»);

- наличие сформированности мотивации на успешное выполнение различных видов деятельности (художественно-творческая, игровая, трудовая, речевая и т.д.)

- стремление довести начатое дело до конца;

- наличие эмоциональных переживаний, восторга от выполненной деятельности (праздники, фольклор и др.).

3. Деятельностно-практический

- приобретение самостоятельного опыта в продолжении традиций через различные виды деятельности;

- рефлексия - способность переносить приобретенный опыт в жизнь;

- умение бережно относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих.


Наличие критериев и некоторых показателей позволило нам выявить динамику вхождения дошкольников в процесс социализации. Предлагается три критерия и показателя процесса эффективной социализации личности дошкольника: когнитивный (степень осознания цели конкретного вида социальной деятельности, интериоризация социального опыта); мотивационно-потребностный (эмоциональный) (отношение личности к характеру и результатам конкретного вида социальной деятельности, удовлетворенность межличностными отношениями, побуждение к участию в социальных отношениях, стремление к самоопределению и самореализации); деятельностно-практический (интенсивность участия в деятельности, участие в поиске путей и реализация своих возможностей).

Дошкольное образовательное учреждение с первых дней ставит перед ребенком следующие задачи: ему необходимо освоить нормы поведения, бытующие в данной группе, приобщиться к детскому коллективу, приобрести доверительные отношения с воспитателями, проявить индивидуальные качества личности.

Вышесказанное позволяет нам предложить собственную схему исследования процесса усвоения социальных норм и правил дошкольников. Мы вводим показатели по трем возрастным периодам (3 года, 4 года, 5 лет), отражающие различные стороны усвоения отдельного ребенка. Количественная оценка производится на основании балльных показателей отдельных поведенческих реакций. Показатели оценивают тремя баллами, которые отражают различные уровни усвоения социальных норм и правил; взаимодействия со сверстниками.


3 балла

- хорошо знает

да

2 балла

- знает

иногда

1 балл

- не знает

нет


Данная схема изучения процесса усвоения выглядит следующим образом:


Таблица 7

Усвоение социальных норм и правил дошкольниками


Три года


Показатели

Баллы

1. Ориентируется на требования взрослого.

 

2. Обращается вежливо.

 

3. Убирает игрушки.

 

4. Делится игрушками.

 

5. По требованию взрослого сдерживает агрессивные реакции.

 


Индивидуальная схема наблюдения за ребенком фиксируется нами в баллах от 0 до 15 б.

0-5 - низкий уровень

6-10 - средний уровень

11 -15 - высокий уровень.


Четыре года


Показатели

Баллы

1. Имеет представление о том, как надо вести себя.

 

2. Выделяет несоответствие нормам и правилам в поведении сверстников и в своем.

 

3. Эмоционально переживает, когда поступает неправиль­но.

 

4. Взаимно контролирует поведение друг друга.

 

5. Доводить дело до конца.

 

6. Отвлекается в процессе деятельности.

 

7. Проявляет социально одобряемые формы поведения.

 


Общие баллы 0-21.

0-7 - низкий уровень

8-14 - средний уровень


Пять лет


Показатели

Баллы

1. Реализует поведение на основе усвоенных правил своих представлений.

 

2. Эмоционально переживает несоблюдение им норм и правил.

 

3. Поведение более сдержанное.

 

4. Сдерживает агрессивные реакции.

 

5. Помогает другим.

 

6. Наводит порядок в группе.

 


Общие баллы: 0-18.

0-6 - низкий уровень

7-12 - средний уровень

13-18- высокий уровень



Итоги опытно-экспериментальной работы позволили вывести уровни усвоения социальных норм и правил в экспериментальных группах (гистограмма).


Гистограмма соотнесения данных начала и конца педагогического эксперимента

Гистограмма соотнесения данных начала и конца педагогического эксперимента


Таким образом, следует отметить, что данная методика позволяет увидеть динамику изменения усвоения социальных норм и правил, проследить социальное развитие как группы в целом, так и каждого ребенка в отдельности. Включение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволило изменить весь подход к занятиям, обогатило качество процесса социализации детей, дополнило педагогически целесообразными формами и методами работы в социуме. Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод, что обогащение системы дошкольного образования традициями воспитания детей в семье и туелбэ будет успешно осуществляться при учете своеобразия местных региональных условий, обновления форм и методов совместной работы с родителями, гибкости их структуры в соответствии с накопленным опытом и социальными преобразованиями.


Сметанина Варвара Ильинична



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Психическое здоровье детей, проживающих в различных районах Республики Коми
Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка
Обеспечение позитивного психологического климата в учреждениях начального профессионального образования
Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних
Общая характеристика социально-психологического тренинга развития лидерских качеств студентов - будущих менеджеров
Вернуться к списку публикаций