2011-08-22 23:44:52
ГлавнаяПедагогика и психология — Обновление содержания, форм и методов социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада



Обновление содержания, форм и методов социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада


Указанные принципы в процессе воспитания детей соблюдаются в едином комплексе, взаимопроникая и взаимодополняясь. Ведущая идея включения регионального компонента в содержание дошкольного образования - достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами были определены задачи по созданию условий и предпосылок творческого сотрудничества детского сада и семьи:

— научить каждого ребенка самостоятельно контролировать себя и дорожить порядком;

— развивать способность самому ребенку регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами;

— воспитывать детей так, чтобы следование единым правилам стало их внутренней потребностью.

Новый этап работы, ориентированный на воспитание социально-адаптированной личности, предъявляет повышенные требования к творческим качествам педагогов дошкольных учреждений. Педагогу необходимо помнить о том, что в работе с родителями важен не призыв, а понимание возможного сотрудничества, создание в дошкольном образовательном учреждении системы открытого доступа к любой информации, касающейся ребенка. Цель предлагаемой нами методики - создание условий для социализации ребенка на основе тесного сотрудничества детского сада и семьи.

Успешность практической деятельности, взаимодействия людей друг с другом невозможно без усвоения ими общественно выработанных норм и правил. В раннем детстве и в начале дошкольного возраста такие нормы и правила выступают для ребенка, как требования взрослого.

Правила, регламентирующие действия с предметами, правила вежливости, распорядка дня усваиваются детьми значительно раньше и легче, чем социальные правила и нормы, требующие учитывать интересы других людей, частичного или полного отказа от своих желаний во имя общепринятых ценностей. Регуляция поведения на основе социальных норм и правил не возможна без развития у ребенка таких социальных эмоций, как сопереживание и сочувствие. Именно сочувствие помогает ребенку раскрыть этический смысл ситуации, ориентирует его на социально одобряемые формы поведения. Только к концу дошкольного возраста, по мере интеллектуального и эмоционального взросления ребенка, он может самостоятельно регулировать поведение в соответствии социальными нормами и правилами.

Согласно разработанной нами методике, готовность ребенка - дошкольника к социальным действиям обеспечивает специально разработанные социальные нормы и правила:

— культурно-гигиенические правила;

— правила культуры общения;

— правила культуры деятельности;

— общие правила нравственности;

— основы этикета:

• умение вести себя в общественном месте;

• умение вести себя дома;

— правила экологической культуры;

— правила безопасности жизни;

— правила валеологии.


Данная методика обучения детей социальным нормам и правилам состоит из 3-х этапов:

1) Разработка правила: как обеспечить участие родителей и детей в разработке правил?

2) Механизм соблюдения правила: как помочь детям самостоятельно следовать правилу?

3) Оценка правильности поведения: как обеспечить детям возможность самооценки личного поведения?

Проведенная экспериментальная работа дала возможность разработать этапы усвоения социальных правил и норм детьми дошкольного возраста (таблица 2).


Таблица 2

Этапы усвоения социальных правил и норм детьми дошкольного возраста


№ этапа

Название

этапа

Содержание этапа

Система воспитательно-образовательной деятельности

I

Мотивационный

Создание организационно-педагогических условий.

Анкетирование, беседы. Программно-методическое Обеспечение образовательного процесса (программы, учебники, авторские разработки). Повышение правовой и педагогической культуры родителей. Привлечение родителей к материально-техническому обеспечению ДОУ.

II

Когнитивный

Формирование социальных потребностей, интересов у детей.

Формирование у ребенка социальной грамотности. Осознание роли «Я - человек».

Активные методы социально-психологического обучения с помощью родителей (построение оптимального стиля взаимоотношений детей в различных группах сверстников; создание условий в семье и детском саду, стимулирующих креативность детей). Варианты и элементы тренингов по Формированию социальных умений. Исследование рецептуры. Занятия по Развитию социальной культуры в семье и детском саду.

III

Деятельностно практический

Овладение ребенком социальных правил в повседневной жизни.

Совместные праздники и развлечения, концерты, гуляние.

Развивающая среда. Сюжетные ролевые игры, творческие отчеты.

Экскурсии. Походы и т.д.


Активный «поворот» дошкольного учреждения к традициям туелбэ, к конкретному микросоциуму, предусматривает, прежде всего, совершенствование содержания воспитательно-образовательного процесса на основе обеспечения и сохранения его целостности на всех возрастных этапах развития личности дошкольника.

Наблюдая за поведением детей в повседневной жизни, воспитатели и родители выбирали те поступки дошкольников, которые внесли в себе социальный смысл и ценность, а затем в доверительной беседе с несколькими детьми анализировали создавшуюся ситуацию, поступок ребенка и предлагали поискать наиболее оптимальный вариант решения проблемы. В результате такой работы удалось выяснить, как дети могут оценить свой поступок, увидеть их отрицательные и положительные последствия для себя и окружающих.

Результаты наблюдения регистрировались в протоколах. За весь период наблюдения (сентябрь 1996 г. - декабрь 2001 г.) собрано около 580 протоколов.

В ходе наблюдений за поведением детей и их поступками в реальной жизни и индивидуальных бесед выяснилось:

1) Применяют ли дети социальные правила поведения в реальной жизни, адекватно в данной ситуации;

2) Как ребенок организует свое поведение с ориентиром на имеющиеся правила и сверстников;

3) Осознают ли дошкольники личностную значимость правил поведения при их выполнении.

В ходе эксперимента нами были выделены несколько групп детей, имеющих разный уровень усвоения социальных норм и правил.

Выделение групп осуществлялось по следующим параметрам:

1) Знание социальных правил поведения.

2) Понимание их смысла и нравственной ценности.

3) Использование правил адекватно данной ситуации.

4) Мотивирование своих поступков.

5) Направленность поведения: учет интересов сверстников, ориентация на их эмоциональное состояние при организации собственного поведения.

Высокий уровень (1 группа) - дети знают правила поведения, понимают их нравственную ценность; их поступки характеризуются наличием устойчивых привычек произвольного поведения, готовностью действовать в соответствии с социальными нормами, проявляя активность при выполнении, умением учитывать интересы и эмоциональное состояние сверстников при организации своего поведения. Мотивы их поведения имеют общественную направленность и связаны с самооценкой ребенка, значимостью сверстников и взрослых для ребенка. Например: «Я всегда так поступаю, потому что хочу, чтобы всем было хорошо», «Я добрая и вежливая, мне жалко девочку».

Средний уровень (2 группа) - дети имеют элементарные нравственные представления о социальных правилах, но поведение их характеризуется направленностью на себя потому, что ребенок совершает «правильные» поступки ради своего благополучия, изредка считаясь с интересами сверстников, и учитывая их состояние и интересы, а также ради получения похвалы со стороны взрослого. Мотивы поведения имеют ярко выраженную направленность - индивидуально-личностную и связаны с эгоистическими тенденциями дошкольников. Например: «Если бы мальчик дал мне игрушку, я бы не отбирал ее», «Чтобы сказали какой он вежливый».

Низкий уровень (3 группа) - дети знают социальные правила поведения, но не понимают их нравственный смысл, что выражается в нестабильности их поведения. Следствием этого, является ряд негативных мотивов в его поведении. Дошкольник изредка поступает в соответствии с правилом, и то не по собственному убеждению, а под влиянием авторитетом воспитателя и взрослого, не учитывает интересы сверстников. Мотивы поведения имеют престижно-авторитетную направленность и связаны с авторитетом взрослого или боязнью наказания. Например: «Я бы рассказала воспитателю, и он наказал виновных», «нужно слушаться, а то взрослые будут ругать».

Сопоставление выделенных характеристик уровней проявления осознанности в поведении с реальными характеристиками поведения детей позволило получить следующие результаты:


Таблица 3

Уровни усвоения социальных норм и правил


Группы детей

I группа (высокий уровень)

II группа (средний уровень)

III группа (низкий уровень)

Контрол.группа

30,6%

28,2%

41,2%

Экспер. группа

32,9%

29,4%

37,7%


В процессе опытно-экспериментальной работы нами были предложена следующая методика социального воспитания детей 5-6 лет.

На первом этапе работы воспитатели и родители занимали ведущую позицию по отношению к дошкольникам: разъясняли смысл правил, убеждали в необходимости их выполнения, обращали внимание ребенка, поступающего вразрез с правилами на отношение к нему детей.

На втором этапе родители и воспитатели опирались больше на активность детей, создавая педагогические ситуации, которые требовали от них большей самостоятельности в оценке поступков сверстников, умения сдерживаться от плохих поступков и принимать справедливое решение.

Для решения первой задачи, связанной с разъяснением детям смысла правил поведения, их нравственной ценности и необходимости выполнения в реальной жизни использовалось целая серия бесед: беседы на основе обсуждения художественных произведений, иллюстрации. Во время занятий по данной методике ответы оценивались по следующим параметрам:

1) Понимание ситуации ребенком.

2) Умение правильно оценить поступки героев.

3) Умение представить себя на место героя и подобрать правило, адекватное данной ситуации.

4) Мотивация предполагаемого поступка.

Детям предлагалось вспомнить про «хорошие» и «плохие» поступки героев художественного произведения и, представив себя на месте взрослого, рассказать малышам «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?».

Воспитатель: Придумайте, что бы вы ответили малышу, про какие поступки рассказали?

Анализ ответов детей показал, что они правильно оценивают поступки и в большей степени обращают внимание на «хорошо», связывая это с положительным отношением к окружающим людям. Например, дошкольники объясняли, что «хорошо» - это когда защищают слабых и маленьких, когда все делают аккуратно, когда говорят правду, не ссорятся, а «плохо» - наоборот, когда обижают других, когда лезут в грязь, не слушаются и т.д.

Необходимо постоянно обращаться к социальным нормам и правилам, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих. Сначала правило часто нарушалось, но постепенно дети начали привыкать. Тогда напоминали о нем по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривали его вслух, а затем выполняли, контролируя себя и своих товарищей.

Очень важно разработать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.

Способы и критерии оценки просты и понятны детям. Например, на «светофоре» (три цветных круга из плотной бумаги). Ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила - прикрепляют прищепку - брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет - нарушал правило все время, желтый - иногда, зеленый - всегда соблюдал правило). Правило, которое уже отработано на светофоре, то есть все дети его выполняют, переносится в книгу «Наши правила».

При обсуждении события текущего дня детям предлагается оценить, как они выполняли правила за день. Важно, чтобы при оценке ребенок не просто говорил, что его прищепка будет на желтом цвете, потому что он не очень хорошо вел себя, а точно указывал, что этот цвет он заслужил потому, что нарушил одно из трех правил.

Воспитатель может задать вопросы:

• А как тебе удалось выполнить все правила?

• Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?

• Что нужно для того, чтобы исправить положение?

Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспитатель. Пусть это сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора». А в старшем возрасте это может быть «инспектор правил». Он может исправить чью-либо оценку, назвав ситуации, когда правило было нарушено. Дети очень любят рассматривать книгу «Наши правила».

Первые социальные навыки дети получают в семье. Под воздействием родителей они уже в раннем детстве начинают различать, что такое хорошо и что такое плохо, замечать хорошие и плохие поступки у сверстников и взрослых. И потому, как родители воспитывали своих детей, люди судили о самих родителях, об их достоинствах. Положительный пример родителей и сегодня остается одним из действенных средств социального воспитания ребенка.

Само содержание воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения в нашем опыте не ограничивается не только рамками воспитательной работы в детском саду. Оно охватывает все сферы жизнедеятельности личности - в том числе, художественно-творческую и национально семейно-бытовую как наиболее стабильные в сфере времяпровождения дошкольника. В активный процесс воспитания включалась семья, тем самым сохраняя богатейшие традиции этнопедагогики народа саха, основанные на культуре домашнего очага, народном этикете. Нами были выработаны следующие рекомендации для родителей и педагогов:

• Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться друг к другу.

• Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее.

• В родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

• Педагогам - воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.

• Родителям - внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах группы.

• Педагогам - учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.

• Родителям и педагогам - изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать их не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и трудности, которые проявились в семье и образовательном учреждении.

• Родителям и педагогам - проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка, бумаги или строительного материала, лепка, рисунок и т. п.). Восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях.

• Родителям и педагогам - проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

В ходе эксперимента родители использовали разнообразные методы народной педагогики якутов: убеждение, приучение, научение, разъяснение, пример-образец, совет, назидание, просьба, пожелание, одобрение, похвала, благодарность, намек, запрет, осуждение, вовлечение в ответственную и интересную деятельность, проявление огорчения, иронии, недовольства, приказание, ласковый упрек, поощрение, наказание, заклинание, требование, благословение («алгыс») и т.д.

Правильное сочетание и применение этих приемов и методов позволяет достигнуть желаемых результатов в процессе социализации личности ребенка дошкольного возраста. Дети усваивают способы взаимоотношения микросоциума через народные традиции: почтительного отношения к старшим, приоритета родственных отношений, гостеприимства, скромности, трудолюбия, высокой нравственности и честности.

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. Всевозможные гимнастические упражнения для укрепления мышц, массаж сопровождаются забавными потешками.

Общение с матерью в детском возрасте совершенно необходимо для установления нормальных взаимоотношений с отцом, другими близкими, а затем и со всеми людьми. Следовательно, задача состоит в том, чтобы дети на основании усвоенных нравственных норм, правил, знаний, систематически совершая поступки, выработали социальные привычки, которые бы постепенно становились потребностью и устойчивым качеством личности.

Родители и педагоги по отдельности ведут дневники наблюдения, чтобы эти требования были едины и в семье, и в дошкольном образовательном учреждении, в конце каждого месяца вместе обсуждают итоги наблюдений.

Использование рисуночного теста позволило наиболее полно и достоверно обнаружить наличие осознанного отношения к правилам поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ детских рисунков и рассказов по ним свидетельствует о том, что дошкольники знают правило, понимают их смысл, активно применяют знания в предложенной ситуации, учитывают эмоциональное состояние окружающих. Это находит свое подтверждение в работах детей.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Современная американская модель подготовки менеджеров
О возможности экспертной психодиагностики серийных маньяков-убийц
Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности
К проблеме развития творческого мышления будущего учителя
Невербальное поведение и его значение в определении нетипичного эмоциальнального и функционального состояния человека
Вернуться к списку публикаций