2011-08-22 23:44:52
ГлавнаяПедагогика и психология — Обновление содержания, форм и методов социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада



Обновление содержания, форм и методов социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада


Родители не придают серьезного значения таким важным вопросам, как социальная адаптация личности и развитие коммуникативной культуры, не осознают, что детство представляет собой сложное социо-культурное явление, и что организация воспитания должна исходить не от отдельного ребенка, а от социального целого, от того социального взаимодействия, которое лежит в основе понятия социализация личности ребенка. Кроме того, родители не учитывают, что подготовка к школе заключается прежде всего в умении быть способным к волевой регуляции своего поведения, к принятию новой социальной позиции ученика, уметь взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Очевидно, что арсенал этих личностных качеств не может проявляться сам по себе. Необходимо обновление создания сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющее, взаимообогащающее влияние общественного и семейного воспитания.

Обновление шло по двум направлениям: во-первых, применение разнообразных форм (день открытых дверей, педагогический всеобуч, совместные занятия, ярмарки, участие родителей в методических мероприятиях, изготовление игрушек и пособий, психотренинг, клуб по интересам для отцов, бабушек, дедушек и для молодых семей, работа в микрорайоне - туелбэ, обобщение и распространение семейного опыта и др.); во-вторых, использование средств народной педагогики и обеспечение взаимодействия детского сада, семьи и сельского социума. Ниже приводим схему обобщения семейного опыта (схема 1). Схема 1


Схема обобщения семейного опыта

Внедряемая Концепция развития национальных детских дошкольных учреждений Республики Саха (Якутия), основой которой служит наш опыт, должен обеспечить воспитание ребенка на основе многовекового опыта народной педагогики, философии, культуры, традиций, обычаев, моральных ценностей и нравственных устоев родного народа, устанавливает дифференцированный подход к этнопсихологическим особенностям восприятия, мышления, памяти и воображения ребенка.

Основной идеей, заложенной в концепции, является идея воспитания личности с чувством собственного и национального достоинства, человека творческого, раскрепощенного, свободного в мыслях, в действиях.

Детские сады определили цели и задачи содержания обучения и воспитания, самостоятельно внесли изменения в базовую программу воспитания, т.е. по разделам национальный компонент и технологии его реализации. Для выполнения этой цели коллективом определена программа действий, которая состоит из блоков проблем:

I блок:

1. Изучение фактического уровня подготовки воспитателей по переходу к личностно-ориентированной модели.

2. Разработка в коллективе конкретных задач, определение содержания проблемы.

II блок:

Создание новой методической системы воспитания, определение содержания обучения и воспитания с внесением национально-регионального компонента, ее корректировка в ходе эксперимента.

III блок:

Создание социально-педагогического комплекса для обеспечения всестороннего развития детей. Организация творческой деятельности коллектива по решению данной проблемы, создание условий для развития каждого педагога как творческой личности. Перед коллективом были поставлены следующие задачи:

1) Пробудить творческую активность педагога, где главная задача - изучение и осмысление передового педагогического опыта.

2) Развить творческую атмосферу в коллективе, культивировать интерес к инновациям и новшествам.

3) Поднять теоретическую и методическую подготовку, уровень творческого потенциала каждого педагога.


В условиях перестройки системы образования, перехода к гуманизации и демократизации педагогического процесса в полной мере реализуется право педагога на выбор средств, методов и приемов работы с детьми и родителями. Многолетняя практика показала, что только творческий подход, исходящий из конкретных условий в каждом дошкольном учреждении с обязательным учетом особенностей региона, национальных традиций может дать ребенку истинное полноценное воспитание. Эксперимент подтвердил, что лучшее выражение народности - это родной язык, родная природа, веками заложенная народная педагогика. Общеизвестно, что народ, не знающий своей истории, не имеет будущего. Личность, вырванная из своего национального окружения, теряет естественную меру гуманистических ценностей. Убедились мы в этом и решили построить воспитание ребенка на традициях и обычаях национальной культуры своего народа.

Формированию самостоятельности, активному развитию умственных способностей, прежде всего, наблюдательности и любознательности, обусловливающих развитие мышления и воображения у детей способствовали адаптация методов и приемов народной педагогики к новой ситуации, умелое использование в социализации личности ребенка дошкольного возраста фольклора, народных игр, игрушек. Очень богат якутский фольклор загадками. Они помогают знакомиться с явлениями окружающей природы, привлекают внимание и тем признакам, над которыми обычно не задумываются; развивают наблюдательность, память. Прежде, чем рекомендовать использование народных сказок, пословиц, загадок, скороговорок, песен, мы всем коллективом отобрали лучшие доступные пониманию детей произведения. Использовали в своей работе разнообразные жанры, и прежде всего, сказки. Неисчерпаемым кладезем народной мудрости, в том числе этнопедагогической, являются якутские сказки. Они яркие, поэтические, интересные, доступны детскому пониманию. Они, как и все сказки, помогают детям, понять, что такое хорошо и что такое плохо. Эти сказки учат справедливости, быть смелыми, трудолюбивыми. Знакомя детей со сказкой, мы пытались развивать у детей способность анализировать, умение сравнивать, оценивать поведение персонажей. Чтобы наши дети наглядно представляли себе содержание сказки, значение, предлагали детям рисовать, драматизировать, иллюстрировать. Все это помогло развивать у детей творчество и воображение.

Олонхо - это героический эпос, коллективное творчество якутского народа, которое фольклористы сравнивают по силе стройности, размаху и красоте с древнегреческим гомеровским эпосом. Поэтому мы не могли пройти мимо памятника духовной культуры нашего народа, как олонхо. И старались заложить в детях крупинку теплого чувства к олонхо, мы знакомили детей с основным содержанием таких крупных эпосов, как «Ньургун Боотур - Стремительный», «Девушка-богатырь» и т.д.; учили детей с ранних лет слушать и слышать олонхо, любить этот жанр и пытались вызвать интерес и желание к его воспроизведению.

Якутские пословицы и поговорки имеют большую силу воздействия на воспитание детей. Они кратки, точны, остры и метки, поэтому очень доступны пониманию детей и правильно воспринимаются ими, способствуют развитию мышления, обогащения речи. Например, нравоучительные пословицы «От старого прими совет, от молодого дружбу», «Живи, родителей - почитай, померли - поминай».

Знакомя детей с фольклором, особую роль отводим загадкам, их значение велико, не только потому, что тренируют память, но, в первую очередь, способствуют активному мышлению. Загадка - это гимнастика ума, рассчитана на смекалку, опыт, знание, умение логически мыслить, сопоставлять.

Зная, что в воспитании у детей художественного вкуса и дарования большую роль играет прикладное искусство, мы решили использовать его возможности. Это оформление внешнего вида здания, участка, внутреннего интерьера на основе национальных орнаментально-прикладных традиций. Очень разнообразен орнамент национальной одежды, северных народов, посуды, конских снаряжений. Для рисования и аппликации мы отбирали орнаменты простые, доступные детям. Это узоры национальной одежды, деревянной, берестяной посуды, домашней утвари.

В воспитании детей значительное место занимают игры, обучающие детей ловкости, выносливости. Особое внимание мы уделяем национальным подвижным играм, включая их в физкультурные занятия и досуги, начиная с младших групп. В последующих старших группах ядром содержания физического воспитания стали народные подвижные игры и элементы национального вида спорта (кылыы, ыстана, куобах и т.д.).

Воспитание в труде принадлежит лучшим традициям якутов и мы придерживаемся в своей работе таких основных приемов и правил трудового воспитания из народной педагогики, где внушение ребенку бережное и уважительное отношение к труду и к людям труда является нравственной ценностью.

На занятиях, в процессе кружковой и студийной деятельности дети знакомятся с якутской посудой, орудием труда предков, национальной одеждой. Приобретают первоначальные навыки шитья из бисера, аппликации из ткани, меха по народным мотивам, заготовки народных материалов для национальной посуды, настольных игр и т.д.

На занятиях по музыкальному воспитанию знакомим детей с национальными инструментами: хомусом, кырымпой, слушаем пластинки. Учим детей любить, слушать тойук, танцевать народные танцы, хоровод - осуохай. Организовали кружки, студии, которыми руководят воспитатели, родители.

Национальный праздник «Ысыах» для детей служит одним из средств эстетического воспитания. Здесь воспитательное значение имеет все: окружающая, пробуждающаяся от зимы природа, оформление, одетые в национальные костюмы дети, родители, педагоги. Тут демонстрируются умения и знания, полученные в процессе всего обучения за год на конкурсах песен, танца, спортивных национальных состязаниях; конкурсах лучших хомусистов, тойуксутов, чабыр5ахсытов; за лучший национальный костюм, драматизацию сказки. Организуются выставки национальных блюд, изделий, приглашаются гости, народные певцы, хомусисты.

Педагоги систематически используют идеи великих мыслителей и мудрые народные афоризмы в процессе раскрытия содержания учебного материала и воспитательных моментов, имеющих непосредственную связь с жизнью своего окружения. Например, в якутском балагане имеются различные предметы домашнего обихода, альбомы с фотографиями народных мастеров, олонхосутов, старинными песнями, пословицами, поговорками, отрывками из олонхо. В результате проведенной работы повысилась эффективность качества дошкольного образования. Разработан национально-региональный компонент к базовой программе по 3 разделам:

1) Ознакомление с окружающим на занятиях по развитию речи;

2) Музыкальное воспитание;

3) Изобразительная деятельность;

В каждом разделе конкретизированы формы обучения (на занятиях, в кружках, студиях, в свободное время). Такая целенаправленная, кропотливая работа педагога не только повышает творческую активность воспитанников, но и развивает ум, волю, формирует положительное отношение к духовной сокровищнице народа.

Включение сельского регионального компонента в содержание дошкольного образования, создающего благоприятные условия дошкольнику для самореализации при вхождении в социум, построено на таких принципах, как:

Принцип единства воспитательных воздействий детского сада и семьи. Этот принцип требует, чтобы семья и детский сад действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогали друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то на успех рассчитывать трудно. Проверенное средство связи детского сада с семьей - общий дневник развития ребенка. Педагогически правильное ведение этого документа позволяет эффективно координировать усилия родителей и учителей.

Принцип связи воспитания с жизнью, с трудом. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения. Школа жизни - лучшая школа воспитания. Этот принцип требует от воспитателей активной деятельности в двух направлениях: широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

Принцип опоры на положительное в воспитании. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагог обязан выявлять положительное в ребенке, и опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармоничного сочетания.

Принцип природосообразности - исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и педагогического процесса выступал ребенок с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие - главные и определяющие факторы воспитания, играющие роль экологической защиты человека. Суть этого принципа предполагает рассмотрение ребенка как неотъемлемой части Матери - природы, помимо этого воспитание уважения к природе, преклонения, любви, бережного, чуткого отношения к природному окружению.

Принцип уважения к старшим как носителям традиций, идеалов, мудрости, образа жизни народа. Народная мудрость стимулирует все сферы жизнедеятельности семьи на различных стадиях ее развития. Общесемейные традиции обладают свойством устойчивости и действенности в сохранении определенного ритма поведения многих поколений. Этот принцип активизирует чувства, эмоции ребенка, создает условие для осмысления пережитой жизни людьми.

Принцип личностно-ориентированного общения. Этот принцип ориентирован на адекватное восприятие ребенка, умение проникнуться в его внутренний мир, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение понять мотивы его поведения. Педагогу необходимо постоянно развивать свои способности к личностно - ориентированному общению.

Принцип воспитания «всем миром» (туелбэнэн иитии). Основу педагогических воздействий составляют возможности среды. Дети дошкольного возраста - это забота не только членов семьи, но и рода, общины, а зачастую и региона, края в целом. Хорошей традицией считалось помогать вдовам, старикам, немощным «всем миром» оказывать «общинную помощь». В якутских селах и до сих пор сохранилась такая традиция: за рукоделием или просто за развлечением слушать сказки, былины, легенды, рассказов о «прошлой жизни». Такой принцип помогает детям общинно осваивать опыт старших, учит передавать опыт из поколения в поколение.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Образовательные тенденции
О возможности экспертной психодиагностики серийных маньяков-убийц
Воспитание гражданина - основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации
Подростково-молодежные группировки - общественная опасность и типология
Содержание, функции коммуникации как системного педагогического процесса
Вернуться к списку публикаций