2011-08-22 23:44:52
ГлавнаяПедагогика и психология — Обновление содержания, форм и методов социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада



Обновление содержания, форм и методов социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада


Обновление содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы в условиях взаимодействия семьи и детского сада мы рассматриваем исходя из следующих теоретических позиций:

1) В семье происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре.

2) По образному выражению А.Г. Харчева, семья для дошкольника - «социальный микрокосм», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. В семье ребенок опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности. Ее воспитательные воздействия определяют характер поведения ребенка вне семьи.

3)Важность педагогического просвещения семьи диктовалась и диктуется самой жизни. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи как со стороны общества, так и со стороны педагогов (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.).

4) Обновление самого содержания предполагает расширение знаний с учетом интересов и склонностей детей, а также реальной жизни в социуме.

5) Формы работы должны создавать условия для проявления индивидуальности ребенка, возможности самовыражения и самореализации, а среди методов могут быть воспитывающие ситуации.

6) Результатом обновленного учебно-воспитательного процесса в детском саду и семье должна стать духовно богатая индивидуальность, способная к самоорганизации и самореализации своей деятельности в современном социуме.

На основании сформулированных теоретических положений осуществлялось обновление образовательно-воспитательного процесса в опытно-экспериментальной работе.

Основная цель формирующего эксперимента - разработать условия равноправного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе социализации личности. Она позволила определить задачи данной работы:

1) раскрыть сущность социализации в условиях взаимодействия семьи и детского сада на основе народной педагогики;

2) дать характеристику современного сельского дошкольника как субъекта социализации;

3) формировать знания дошкольников о социальных правилах, воспитание ориентиров на эмоциональное состояние сверстников и расширение опыта самостоятельных поступков детей в соответствии с социальными правилами и нормами.

Только лишь при тесном взаимодействии этих трех важных компонентов: когнитивного, эмоционального и регулятивного может быть решена задача воспитания у старших дошкольников осознанного отношения к социальным правилам в целом.

Давая характеристику сельскому современному дошкольнику как субъекту социализации личности, мы попытались вычленить на начальном этапе эксперимента различную степень его отношения к коллективу, к себе; уровень его самостоятельности. В этой целью использовались различные методики. В начале эксперимента были опрошены дети, родители и воспитатели детского сада (беседы А, Б, В). Анализ бесед позволял определить уровень положительного отношения дошкольника к коллективу, к самому себе. Данные показатели в определенной мере свидетельствовали о степени самостоятельности, одного из главных признаков социализации личности ребенка.

Огромную роль в жизни сельского дошкольника играет коллектив сверстников, который, как известно, является прототипом будущего взрослого коллектива, т.е. учит дошкольников способам адаптации во взрослом обществе. Данные бесед (А) показывают сложность отношений дошкольников с коллективом сверстника (65%), больше половины (57%) хотели бы иметь близких друзей среди сверстников. Дальнейшие показатели подчеркивают, что строить свои взаимоотношения в коллективе сами, без поддержки взрослых, дошкольники не умеют. 64 % дошкольников не волнует, как отнесется к их поступкам группа сверстников. Данные позволяют сделать вывод о больше потребительском, нежели активном отношении дошкольников к коллективу сверстников, об их неумении регулировать и строить отношения на дружеской основе. Данные бесед (Б) показали, что дошкольники не владеют стремлением к познанию самого себя и самоутверждению. 65% дошкольников испытывают потребность познать себя, 54% не знают свои слабые и сильные стороны. Это позиция говорит о неуверенности в своих силах, о необходимости помощи со стороны взрослых. Результаты бесед (В) вновь подтверждают низкую самостоятельность дошкольников, реализующих деятельности. Всего 24% дошкольников берут на себя инициативу полезных дел, только 22% стараются принимать сами решения и действовать самостоятельно. Такое положение вещей мало способствует эффективной социализации дошкольников и готовит ему роль пассивного созерцателя в обществе.

Таким образом, полученные данные могут иметь важное значение для характеристики дошкольника как субъекта социализации. Они позволяют сделать вывод о том, что сельский дошкольник обладает низкой степенью адаптации в обществе: поведение его регулируется только требованиями старших, саморегуляция проявляется ситуативно, отсутствует активная позиция по отношению к поступкам и деятельности других людей. Дальнейшее продвижение дошкольника в своем развитии при таком уровне может создать ему серьезные затруднения при вхождении в социум.

Мы предположили, что изменить существующий уровень, создать условия для его успешной социализации сможет обновленный учебно-воспитательный процесс, учитывающий реалии современного сельского социума и педагогический потенциал семьи. В соответствии с «Концепцией дошкольного образования PC (Я)», утвержденной МО PC (Я) 26.06.2000 г., в Горном улусе разработаны новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимном уважении, признании важности интересов ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социализации личности ребенка потребовало определенных организационных решений и ориентации на новые педагогические принципы.

1. Приоритет семейного воспитания. Общественное дошкольное воспитание, детский сад - это только помощник семьи в деле воспитания личности, и от признания этого факта значение детского сада ничуть не умаляется, но, напротив, все становится на свое место. Так, в наших экспериментальных учреждениях я/с «Туллукчаана», «Чуораанчык» родители в курсе всего, что происходит в ДОУ, стали активными участниками его жизни. Они вместе с педагогами ведут дневник развития своего ребенка.

2. Другое принципиальной важности организационное решение в наших экспериментальных учреждениях связано с тем, что все-таки, современная нуклеарная семья не может обеспечить ребенку всей полноты содержательного общения. Этот недостаток как раз и призван восполнить ДОУ. Как в большой многодетной семье не могут быть только однолетки, так и в ДОУ наиболее естественными и благоприятными для развития являются разновозрастные группы. Хотя организация данной группы явилась очень сложной и трудной, но мы убедились, что только разновозрастное общение есть необходимое условие для саморазвития личности.

3. Успешность практической деятельности, взаимодействия людей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно-выработанных социальных норм и правил. В экспериментальных учреждениях такие нормы и правила выступают для ребенка как требования, которые разработали педагоги и родители. Эти социальные нормы и правила научат каждого ребенка самостоятельно контролировать себя и дорожить порядком, воспитывать детей так, чтобы следование общепринятым правилам стало их внутренней потребностью.

4. Педагогический эффект достигается, когда игровая деятельность выступает как форма присвоения социокультурного опыта. В ходе наблюдения за игрой, мы убедились, что сюжет игры - эта область действительности, которая воспроизводится ребенком в игре. Сюжеты игр разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка, но содержание игр одно и то же, так как отражают деятельность человека и отношения людей в обществе.

Взаимодействие социумов семьи и дошкольного образовательного учреждения - объективная необходимость. Это реальность, существующая хотя бы потому, что педагогов и родителей объединяет одна и та же благородная цель воспитания духовно-нравственной личности ребенка.

С целью выявления характера сотрудничества семьи и ДОУ в процессе взаимодействия мы использовали анкету для педагогов и родителей.


Анкета для педагогов

1. Чему можно научиться у родителей?

2. Какую отсутствующую в данный момент информацию и помощь вы хотели бы получить от родителей?

3. Что, по-вашему, действительно необходимо для установления понимания в повседневной жизни семьи?

4. Каким бы вы хотели видеть отношение родителей к себе?

5. Ваше отношение к народному воспитанию?

6. Какие средства народной педагогики используете в дошкольном учреждении?

7. Какие трудности в сотрудничестве с семьей вы испытываете? В чем это выражается?

8. Что, по-вашему мнению, должно измениться в обоих социальных институтах от сотрудничества?


Анкета для родителей

1. Чему можно научиться у воспитателей, работающих с вашим ребенком?

2. Какую отсутствующую информацию и помощь в данный момент вы хотели бы получить от педагогов?

3. Что, по-вашему, действительно необходимо для установления понимания в повседневной жизни детского сада?

4. Каким бы вы хотели видеть отношение воспитателя к себе?

5. Какие средства народной педагогики используете в семье?

6. Ваше отношение к народному воспитанию?

7. Насколько сотрудники детского сада осложняют вашу жизнь и жизнь вашего ребенка?

8. Что, по-вашему мнению, должно измениться в семье, если произойдет доверительное взаимоотношение?


Данные анкет свидетельствуют, что родители и педагоги готовы к сотрудничеству, надеются на значительные изменения во взаимоотношениях с целью развития личности ребенка. Оказалось, что воспитателям от родителей требуется помощь организационного характера (23%), еще они хотели бы использовать личные качества родителей, имеющие прямое отношение к осуществлению взаимодействия такие, как ответственность, обязательность, активность в отношении решения проблем детского сада (43 %).

Помощь, которую желали бы получить родители от воспитателей, заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребенка, а также в подготовке детей к школе. Многие родители, отвечая на этот вопрос, указывали, что помощи, которые они получают, вполне достаточно, или что, они не нуждаются ни в какой помощи вообще (26%).

И педагоги, и родители положительно оценивают особенности народного воспитания по двум причинам. Во-первых, все, что идентифицируется с таким источником, как народ, полагается ценным, необходимым, целесообразным, сопряженным с высшими и житейскими смыслами жизни, истории. Во-вторых, свое положительное отношение к народному воспитанию опрашиваемые собеседники основывают на том факте, что цели, средства и специфика (из которых им известно немногое) процесса формирования в детях определенных личностных свойств более приближены к жизни, больше на нее влияют и помогают воспитываемому, чем другие педагогические системы. Иначе говоря, оказывается общепризнанным тот факт, что результативность народного воспитания выше, чем другого. Родители подчеркивают необходимость изучения народной педагогики, создания своеобразного банка данных о феномене, технологиях народного воспитания.

Опираясь на идеи Л.С. Выготского, А.Н. Перро-Клерман, мы раскрыли значимость процесса интериоризации (усвоения и присвоения социальных норм поведения) во взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения. Усвоение и присвоение социальных норм у человека происходит дважды: сначала в социальном, а затем во внутреннем - психическом. Таким образом, суть идеи в том, что, во-первых, человек становиться личностью (развивается) только в социальной среде, лишаясь ее, он теряет черты личности и не развивается; во-вторых, только в социальном окружении человек усваивает образцы поведения и следует им. В исследовании А.Н. Перро-Клерман «Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей» установлено, что организация социального взаимодействия является источником развития ребенка.

Исходя из указанного способа мотивации взаимодействия, мы провели анкетирование с целью выявления педагогических ориентации семьи и детского сада на целевые установки воспитания (таблица 1).


Таблица 1

Педагогические ориентации семьи и детского сада


 

Целевые установки воспитания

Педагоги

Родители

1.

Развитие личности (психическое, физическое, нравственное).

23%

54%

2.

Развитие познавательных способностей и подготовка к школе.

26%

31%

3.

Развитие коммуникативной культуры.

27%

9%

4.

Социальная адаптация личности.

24%

6%


Анализ анкетных данных свидетельствует о том, что педагоги и родители по-разному понимают целевые установки воспитания.


Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания


Детский сад

Семья

Недостатки

Преимущества

Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность.

Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком.

Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста.

Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений.

Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка.

Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.

Преимущества

Недостатки

Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий.

Целенаправленный характер воспитания и обучения детей.

Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей.

Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы.

Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка.

Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания.

Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий
Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам
Образовательные тенденции
Содержание, функции коммуникации как системного педагогического процесса
Процесс каузальной атрибуции
Вернуться к списку публикаций