2011-08-22 22:30:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка



Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка


В нашем исследовании особый интерес вызывает социальная функция семьи. Родители как фундаментальная социальная общность, существующая вне государственных границ и исторических эпох, выполняют определенные социальные функции: рождение, развитие и воспитание детей; обеспечение детей всем жизненно необходимым; защита и поддержка личности.

Нами разработан системно-функциональный подход семьи к социализации личности ребенка дошкольного возраста (таблица 3).


Таблица 3

Основные социальные функции семьи, имеющей детей дошкольного возраста


Основные функции

Реализация социальных функций в семье

1. - Воспитание заинтересованного и уважительного отношения к взрослому.

Выступать для ребенка примером для подражания. Всегда отзываться на проявляемую им инициативу в общении. Стремиться быть человеком, который может чему-то научить, быть интересным собеседником, партнером по игре и совместной деятельности, компетентным и терпеливым. Давать ребенку возможность встречаться и общаться с широким миром взрослых, которые окружают семью.

- Воспитание умения общаться со взрослыми вне семьи

Знакомить детей с нормами поведения в общественных местах. Требовать исполнения правил обращения к старшим. Поддерживать соблюдать социальные нормы и правила. Учить ребенка этикету беседы по телефону.

- Формирование представлений о жизни взрослых

Рассказывать о своей работе, об отношениях людей. Брать ребенка с собой в общественные места: в магазин, в аптеку, на почту и т.д.

2. - Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Поддерживать желание ребенка приглашать домой друзей, играть с ними, ходить в гости к другим детям. Говорить с ребенком о его друзьях, жизни в коллективе сверстников в детском саду. Порицать любые проявления негативного отношения к человеку на основе национальных, половых, религиозных различий, физических недостатков или особенностей.

- Выработка навыков общения с равным партнером.

Играя с ребенком в различные игры с правилами, воспитывать умение подчиниться общему правилу, контролировать проявление эмоций и поведение, формировать психологическую устойчивость к неуспеху.

3. Воспитание бережного отношения к миру природы

Показывать ребенку образцы экологически ориентированного поведения.

4. Формирование индивидуальности и основ личности:

- Активность и самостоятельность

Обеспечить ребенку уголок его индивидуального жизненного пространства. Поддерживать все инициативы ребенка. Способствовать формированию положительной самооценки и образ себя в будущем, рассказывая ребенку о нем самом «10 лет спустя»

- Образ себя

Говорить с дошкольником о его планах на взрослую жизнь - кем он станет, чем будет заниматься, как представляет себе свою семью.

- Моральные устои

Читать детям сказки. Обсуждать с ребенком этическую сторону поступков персонажей - хорошо или плохо кто-то из них поступил и почему.

- Основы гражданственности

Показывать пример патриотического отношения к своей стране.


Итак, родитель предстает перед детьми как носитель социального опыта, норм и правил общежития, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения ребенка в социализации личности ребенка. Именно родитель является посредником между ребенком и окружающим его социальным миром. В этом помогут социальные функции родителей.

Изменение позиций на вопросы ценностных ориентации современного образования, по нашему убеждению, является одним из педагогических условий повышения их личностной культуры. Особое внимание при этом уделялось вопросам самовоспитания (саморазвития), под которым они понимали рост самосознания, стремление к совершенствованию своей личности. При этом широкое понимание термина «воспитание родителей» включало все сферы семейной жизни, куда входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также отношения семьи к обществу и культуре. Важнейшим результатом содержательного и эмоционально-насыщенного, деятельностно-опосредованного общения педагогов и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых ребенку».

Нами выработаны этапы общения педагогов с родителями.

Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов». Благодаря этому с самого начала между педагогами и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

Второй этап - трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, его успехи в учебной деятельности и т.п.).

Третий этап - ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо подчеркнуть, что позиция педагога в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская «общение на равных».

Четвертый этап - совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения может быть «давайте узнавать вместе».

С целью улучшения сотрудничества детского сада и семьи в интересах развития личности; поднятия авторитета и ответственности семьи в воспитании и социализации детей; возрождения национальных духовных ценностей народов, живущих в республике, освоения пластов народной философии, передачи из поколения в поколение многовекового опыта воспитания детей нами была разработана программа семейного образования.

Программа состоит из двух разделов: 1) Этнопедагогизация семьи. 2) Социализация личности ребенка. Каждый раздел имеет объяснительную записку, тематическое планирование, краткую аннотацию, список рекомендуемой литературы.


Раздел I. Этнопедагогизация семьи

Тема 1. Мудрые заповеди народной педагогики и современность.

Тема 2. Семья как хранитель опыта народной педагогики. Различие в методах воздействия у матери и отца.

Тема 3. Взаимоотношения детей и родителей как фактор среды в народной педагогике.

Тема 4. Традиции семьи и туелбэ как педагогическое явление. Семейные реликвии. Самобытность традиции.

Тема 5. Народный опыт семейного воспитания в наследии К.С. Чиряева.

Тема 6. Этнопедагогическое осмысление якутского фольклора. Развитие речи, языка, мышления детей средствами народной педагогики.

Тема 7. Труд - главная цель и определяющее средство воспитания.

Тема 8. Национальный этикет и приобщение к нему детей.

Тема 9. Народные методы закаливания и использование в современной жизни.


Раздел II. Социализация личности ребенка

Тема 1. Приоритетность родного языка. Паритетность двуязычия как свидетельства истинного равноправия народов.

Тема 2. Факторы социализации.

Тема 3. Агенты социализации.

Тема 4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие формирования личности ребенка.

Тема 5. Учение бабушек и дедушек в разрешении конфликтов, ссор и кризисов в семье.

Тема 6. Природа как естественная среда обитания и формирования личности.

Тема 7. Игра - способ социализации.

Тема 8. Социализация личности ребенка дошкольного возраста средствами семейной этнопедагогики.

Тема 9. Роль детской среды в социализации личности ребенка.


Цикл лекций и бесед рассчитан на два года. Знания, полученные родителями, позволяют более адекватно реагировать на поступки ребенка, снижают уровень несправедливости по отношению к нему, повышают взаимное доверие, укрепляют уверенность родителей в себе, помогают изменить некоторые стереотипы в родительском сознании и поведении. Программа помогает воспитать личность социально-направленную, устойчивую, гармонично-развитую, осознающую свои корни, историю и культуру.

Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка осуществляется на основе применения личностно-ориентированного, системного, средового подходов. Личностно-ориентированный подход обеспечивает всемерный учет возможностей воспитанников и необходимое условие для развития их индивидуальных особенностей. Личностно- ориентированное воспитание - эта такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Вокруг личности воспитанника концентрируются все остальные приоритеты. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка как основное средство. Личностно-ориентированный подход - это основная стратегия и тактика социальной защиты ребенка, организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.

Родителей не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы он сам пришел к пониманию значения данного требования лично для себя, признал и принял его, захотел выполнить и выполнил. Для большей эффективности воспитательного влияния педагог считает родителя своим соратником, единомышленником, когда он активно занимается воспитанием своего ребенка.

Основанием личностно-ориентированного подхода является система педагогических функций родителя и воспитателя:

- поддержать эмоциональное благополучие ребенка; исключать методы наказания, унижающие личность, оскорбляющие его достоинство;

- всеми силами поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям;

- помогать ребенку обнаружить ошибки, терпеливо, мягко, убедительно объяснять, какие недостатки выявлены;

- формировать положительную самооценку дошкольника, веру в себя, уважение к себе;

- постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые успехи;

- безусловно, понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью;

- жить интересами, переживаниями ребенка, не вторгаться, а входить в его внутренний мир осторожно, тактично, проявляя эмпатию;

- искренне радоваться каждому успеху ребенка;

- предоставлять ребенку возможности самоутверждения;

- получать удовольствие от общения с ребенком.

Реализация вышеуказанных функций приводит к изменению содержания социального развития ребенка дошкольного возраста. В центре внимания воспитателя и родителя оказывается поиск приемов эффективной организации процесса социализации личности ребенка.

Системный подход означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Острая необходимость в таком подходе возникла с тем, что и в теории воспитания, и в практике воспитательной работы дошкольного учреждения процесс воспитания в последние десятилетия фактически рассматривался как сумма частных процессов, составляющих его структуру. Считалось, что эти процесс можно организовать и совершенствовать как самостоятельные. Кроме того, упор делался на формирование не целостной личности, а отдельных его качеств. Нарушался принцип всестороннего и гармонического развития личности. Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов, прежде всего семьи, детского сада, школы, - непременное условие системного подхода. Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.

Системный подход предполагает управление процессом воспитания, который может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. К числу основных факторов относятся сложившийся образ жизни ребенка, который может содействовать развитию заданных качеств; условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения детского сада, национальные особенности, особенности природной среды); средства массовой информации; уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность ребенка (воспитательные системы, сложившиеся в них, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат); нормы взаимоотношений, положение дошкольника в системе коллективных отношений; индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

Средовый подход представляет собой способ организации среды и оптимизации ее влияния на личность дошкольника, в этом смысле является условием реализации и важным дополнением существующему инструментарию воспитательной системы. В научном плане, по мнению Ю.С. Майнулова, он представляет собой теорию и технологию опосредованного управления «через среду» процессами формирования и развития личности ребенка. Одним словом, это способ познания и воспитания личности ребенка.

По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда - это семья, родственники, друзья. Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок - обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Нравственные и социальные качества личности закладываются в семье. Детский сад, группа, друзья - следующий концентр близкого окружения ребенка - дошкольника. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он станет. Принципами построения развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях и семье, на наш взгляд, являются следующие:

1) Дистанции, позиции при взаимодействии;

2) Активности, самостоятельности, творчества;

3) Стабильности - динамичности;

4) Комплексирования и гибкого зонирования;

5) Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

6) Сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7) Открытости-закрытости;

8) Учета половых и возрастных различий детей.

При рассмотрении воспитательного потенциала среды изучаются традиции социума, позволяющего воспитывать подрастающее поколение не в противопоставлении, а в единстве с общечеловеческими ценностями, определяя при этом роль детского сада как идейного и организованного центра единого воспитательного пространства. Эти задачи решаются в двух взаимосвязанных процессах: создание воспитательной системы дошкольного учреждения с опорой на возможности среды, ее воспитательный потенциал; создание локальной воспитательной системы, порождающей единое воспитательное пространство определенной территории. В первом случае предлагается строить систему на базе государственных программ и единых принципов гуманистического воспитания с использованием регионального компонента и идей народной педагогики. Во втором случае детский сад является фактором социализации личности ребенка наряду с семьей, родом, общиной и другими образовательными учреждениями. За детским садом остается приоритетное право интеграции всех этих факторов в единое воспитательное пространство.

Таким образом, активная позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, дифференцированное влияние на родителей обеспечивает не только повышение педагогического потенциала семьи, но и имеет прямое воздействие на изменение уровня воспитания дошкольника. Как показали результаты опытно-экспериментальной работы, система работы с родителями способствовала повышению уровня образованности родителей; осознанию родителями воспитательных проблем; умению поставить цели и определить конкретные задачи воспитания на данном этапе возрастного и индивидуального развития ребенка; умению проектировать отдельный во времени результат семейного воспитания; осуществлению выбора средств народной педагогики, необходимых для его достижения; согласованию своих действий с воспитателями, умению добиваться общего успеха; развитию родительской рефлексии; защите прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и семье; гуманизации отношений родителей с детьми.


Педагогическая система работы с семьей


А). Система сопровождения семьи Цель: Создание личностно-ориентированного плана взаимодействия с семьей на основе родительского договора.

Семья:

ФИО отца и матери

Направление воспитания родителей

Ребенок:

Год рождения

Дата поступления в д/с

Проблемы ребенка

Достоинства характера


Учебный год:

Медико-психологическое сопровождение

Система дополн.образования по выбору родителей

Система социализации через соц.нормы

 

 

 


Б) Создание развивающей среды поддержания семьи

Изучение педагогики семейного воспитания

Повышение психологопед.культуры родителей

Повышение воспитательного потенциала семьи

Совместная работа семьи и детсада

Активное включение родителей в педпроцесс.

 

 

 

 

 


Формы работы с детьми

1. Индивидуальная работа со специалистами (психолог, медик, логопед, педагог).

2. Образовательная система по программе.

3. Информационная среда.

4. Создание среды общения и взаимоотношения с семьей.

5. Создание среды деятельности.

6. Система социализации я + сверстник + взрослый + родитель.


Сметанина Варвара Ильинична



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Личностно-ориентированное обучение в формировании иноязычной компетенции в дистанционном обучении иностранным языкам
Психологическая коррекция личности: применение художественных текстов
Анализ существующей системы организации подготовки будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению
Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности
Наследие функционализма: прикладная психология
Вернуться к списку публикаций