2011-08-22 22:30:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка



Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка


- тест «Какие вы родители?»:


Какие вы родители?

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

3. Интересуются ли дети вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей своих детей?

5. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?

6. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?

7. Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

9. Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с ними?

10. Бываете ли вы вместе с детьми на выставках, концертах, в театрах?

11. Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи?

12. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

13.Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?

14.Пред почитаете ли проводить вместе с детьми свободное время?


Ключ к тесту:

Поставьте себе по два балла за каждый положительный ответ, по одному баллу за ответ «иногда». Отрицательный ответ не принесет вам ни одного балла. Подсчитайте очки.

Если вы набрали более 20 очков, то у вас все благополучно в общении с детьми.

Если в результате получилось от 10 до 20 очков, то отношение с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Подумайте, что можно и нужно сделать.

При результате ниже 10 очков можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен.



Оценивая ответы родителей можно сказать, что большая часть родителей уделяют должное внимание воспитанию своих детей, считают, что в семье есть взаимопонимание с детьми (53,2%), знают их друзей (57,2%), недостаточно внимания уделяют для общения с ребенком (23%), не внимательно относятся к их увлечениям и индивидуальным потребностям (21,1%). На вопросы о поощрении и наказании родители отвечали, что часто используют поощрение в 57 семьях, наказание - в 48 семьях. Контакт с детьми устанавливается с помощью уговоров (25), разъяснений (32), игры (19), обмана (3).

Анализируя рисунки детей на тему «Моя семья» и результаты беседы по рисункам, мы условно разделили рисунки на 2 группы:

Получена содержательная информация о психологическом климате в семье. При анализе детских работ внимание уделено на цветовую гамму рисунков, расположение и последовательность рисования членов семьи, особенности нарисованных фигур, время рисования, спонтанные реакции детей и т.д.

Эффективными являются наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичное для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволяют педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

В ходе эксперимента широко использовались беседы с детьми, например, по таким вопросам:

1) Знаете ли вы, что означает ваше имя, фамилия? Почему вас назвали именно так?

2) Как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушек, дедушек? Где они работают, учатся, чем занимаются?

3) Каких еще родственников вы знаете?

4) Какие семейные традиции вы отмечаете?

5) Есть ли у вас друзья, подруги? Как зовут их родителей? Чем они занимаются?

6) Чем вы занимаетесь дома? А чем еще можно заниматься?

7) Назови любимые телепередачи, сказки, игрушки?

Проведенный опрос показал, что дети очень мало знают о своем окружении. После опроса мы проводили занятия по программе «Я человек» С.А. Козловой. Также мы использовали наборы дидактических ситуаций.

Дети обсуждали различные имена в своей семье, рассматривали фотографии, выясняли причину выбора имени и т.д.

Одновременно детям давались домашнее задание, предполагающее активное привлечение родителей:

— принести любимую игрушку и рассказать о ней;

— принести фотографии своих родных;

— нарисовать план-схему дома.

Для изучения семьи использована проективная методика. Воспитанником предложены следующие ситуации:

1) У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял(а) с собой на представление?

2) Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться? Кто это?

3) Ты строишь из конструктора дом. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?

4) Ты потерял(а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

5) У тебя болит зуб, и ты должен (должна) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?

Прежде чем начать работу по образованию и повышению педагогической культуры, мы изучили их потребности и ориентации в образовательной сфере. Это способствовало:

- изучению проблем, с которыми сталкиваются родители;

- определению форм и содержания программы повышения педагогической культуры родителей;

- выявлению различных уровней педагогической грамотности родителей.

Социально-педагогические исследования образовательных потребностей и ожиданий родителей являются необходимым этапом построения взаимодействия семейного и общественного воспитания. Предлагаемая ниже анкета позволяет определить педагогические потребности, с которыми чаще всего сталкиваются родители.


Анкета для родителей.


Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых нами. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей. Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

1. Да 2. Нет 3. Не вполне.

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

- СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);

- специальные книги о педагогике;

- беседы с друзьями и знакомыми;

- беседы с педагогами.

3. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:

- взаимное непонимание детей и взрослых;

- непослушание;

- бездуховность;

- лень;

- половое воспитание;

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

5. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

- психолога;

- педагога;

- врача;

6. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка - семья или ДОУ?

- безусловно, семья;

- в большой мере семья;

- в равной степени и семья, и ДОУ;

- ДОУ, так как ребенок проводит большую часть времени;

7. В какой форме ДОУ может помочь вам в решении ваших проблем?

- лекциями о воспитании;

- специальными практическими занятиями;

- информацией об особенностях развития моего ребенка;

- информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;

8. Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о своей семье: ваш возраст

возраст ваших детей____________________________________

ваше образование______________________________________


СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!



Многие родители считают свои знания о воспитании детей недостаточными (51,2%), информацию о воспитании в основном получают из бесед с друзьями и знакомыми (36%). Важной проблемой воспитания называют взаимное непослушание детей (27%). Остро нуждаются в помощи психолога (35,3%), педагога (42,2%), врача (21,7%).

На вопрос: «Кто оказывает большее влияние на ребенка?» Родители считают, что семья (33%), в равной степени и семья, и дошкольное образовательное учреждение (27%). Формой решения проблем выбрали лекции о воспитании (43%), специальные практические занятия (37%), информации об особенностях развития моего ребенка (45%), информацией о том, что можно почитать по моей проблеме (12%).

Изучение различных групп родителей позволяет выявить различные уровни педагогической грамотности родителей.

Первый уровень (высокий) мы отнесли родителей, которые четко представляют и понимают цели и задачи воспитания детей. Владеют педагогическими знаниями об особенностях психического и физического развития детей и используют их в практике семейного воспитания. Умеют анализировать и прогнозировать их развитие и поведение. Ответственно относятся к восприятию и подготовке детей к социально-полезной деятельности. Проявляют как разумную любовь, так и требовательность к ним. В таких семьях в воспитании детей принимают участие все взрослые члены. Умело и правильно организуют общение с детьми.

Ко второму уровню (среднему) отнесли родителей, которые также осознают цели и задачи воспитания детей. Они заботятся о нормальном психическом развитии ребенка. Однако обнаруживают недостаточные знания об особенностях развития. Не умеют анализировать и намечать будущее развитие и поведение детей. В то же время ответственно относятся к воспитанию и подготовке детей к социально-полезной деятельности. Стараются сочетать разумную любовь к детям и требовательность. В воспитании участвует мать, реже отец. Не всегда правильно могут организовать общение в семье.

К третьему уровню (низкому) отнесли родителей, которые обнаружили незнание основ педагогики, психологии, гигиены и др. наук о воспитании детей. У них отсутствует представление об особенностях развития детей. Они не проявляют должного внимания нормальному психическому развитию детей. Не умеют анализировать их развитие, организовать общение детей в семье. Участие в воспитании принимает мать.

До обучения к высокому уровню педагогической грамотности мы отнесли 21,5% родителей, к среднему - 57%, низкому - 21,5%. Экспериментально доказана эффективность работы с родителями по повышению педагогической культуры родителей. Высокий уровень повысился на 23,5%, средний уровень снизился на 16 %, низкий уровень на 7,5 %.

В процессе повышения уровня педагогической культуры мы старались:

1) Выработать у них потребность и интерес к приобретению педагогических знаний и умений;

2) Поддерживать положительный опыт воспитания, семейные традиции, эмоционально-положительный климат в семье;

3) Формировать умение анализировать конкретные педагогические ситуации, решать проблемные педагогические задачи;

4) На основе знания особенностей своего ребенка подбирать методы и приемы оказания ему помощи;

5) Формировать умение подбирать литературу, находить ответы на вопросы.

Мы рассматриваем семью как сложную многофункциональную систему, которая выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности жизнедеятельности ее членов.


Таблица 2

Ранжирование основных функций семьи по результатам опроса родителей ДОУ


Сфера семейной деятельности

Ранговое место

%

Репродуктивная

VII

24,2

Воспитательная

IV

41,3

Хозяйственно-бытовая

I

53

Экономическая

II

49,1

Сфера первичного социального контроля

VI

32,1

Сфера духовного общения

VIII

21,7

Социально статусная

IX

21,7

Досуговая

III

47,2

Эмоциональная

V

35,8


Как видно, в сельской местности получило массовое распространение хозяйственно-бытовая и экономическая функции семьи. Повышение материальных и хозяйственно-бытовых функций - явление положительное. Вместе с тем система воспитания детей характеризуется рядом негативных черт.

Родители, гипертрофируя чувство долга по отношению к детям, отказываясь от аскетической традиции, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждая его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимают их на себя. Опека предполагает ограждение от трудностей, ласковое их участие. Однако результат во многом совпадает с последствиями жестокого авториторизма: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива. Они отстранены от обсуждения вопросов, касающихся не только жизни семьи, но и касающихся их лично. Отсюда «защита» опекаемого от усилий и ответственности, Родители в этом случае блокируют процесс серьезной подготовки детей к столкновению с реальностью за порогом дома. Дети, сформированные в условиях атмосферы опеки, оказываются самыми неприспособленными и объективно неблагополучными, неспособными к личной ответственности.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Наследие функционализма: прикладная психология
Психологическая дистанция как критерий гибкости психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Реализация коммуникативного подхода в дистанционном обучении иностранным языкам
Образование как способ трансляции ценностей в русской культуре
Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности
Вернуться к списку публикаций