2011-08-22 22:30:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка



Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка


Исследование проходило в три этапа. Первый этап включал уточнение цели, направления опытно-экспериментальной работы, выбор объекта и определение предмета научного поиска, выработку гипотезы, процедуры и методов исследования, теоретический анализ проблемы и ее конкретизацию в экспериментальных задачах. Этот этап носил констатирующе-поисковый характер. Поиск темы исследования начался в 1996 году в процессе изучения взаимодействия семейного и общественного воспитания.

Трудности, с которыми мы встретились при изучении семейного воспитания, заключались в отсутствии у родителей программы воспитания, отрывочности педагогических знаний, непонимании возрастных особенностей и потребностей ребенка. Родители испытывали затруднения в использовании народных традиций и элементов в целенаправленном воспитании ребенка и ощущали потребность в специальной педагогической помощи. Исходя из вышеуказанного, весь подготовительный период был посвящен поиску новых форм и путей совершенствования работы с родителями. Были изучены отдельные находки и разработки для изменения отношения родителей к воспитательной деятельности и повышения педагогической культуры.

На втором этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал. Исследование включало в себя разработку социальных правил и модели деятельности благотворительных яслей-сада «СаЬар5а».

Заключительно - обобщающий этап был посвящен систематизации, апробации, внедрению результатов в практику. Данные, полученные в результате исследования, подвергались статистической обработке.

В опытно-экспериментальном исследовании мы опирались на следующие теоретические положения:

1) Теория Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии личности, учение о зоне ближайшего развития.

2) Концепции социализации, рассматривающие включение ребенка в систему социальных отношений (А.А. Бодалев, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.).

3) Этнопедагогические концепции Г.Н. Волкова, А.А.Григорьевой, А.Г. Корниловой.

4) Идеи А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода детства.

В исследовании применены следующие методы: теоретический анализ и изучение массовой педагогической практики, опросные методы (беседы, интервью, анкеты), обобщение передового педагогического опыта, эксперимент (за основу было принято детское творчество), методы моделирования, математической статистики.

Педагогизация семьи изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Человек рождается и живет в определенной социально-бытовой сфере, ему родным является язык народа, культура, традиции и обычаи, что накладывает свой отпечаток на его психологию, на весь комплекс его ценностных ориентации. Представление о семье как подструктурном элементе системы «социально-бытовая среда», имеющееся в научном знании, следовательно, и в этно-педагогике, верно. Для ребенка мир явлений и объектов, фиксируемый в науке термином «социально-бытовая сфера», начинается в семье возле матери, отца и других родственников. На ранних ступенях жизни семья олицетворяет собой этот мир.

Это учитывалось в народной педагогике, именно поэтому традиционно возлагалась большая ответственность на воспитание человека в семье. То есть в педагогике содержится определенная интеллектуальная и ценностная рефлексия на закономерность социальной жизни - на наличие в ней воспитания. Круг воспитателей был очень широк, так или иначе включал в себя весь род. Участие всех в воспитании подрастающего поколения, конечно, не было совершенно одинаковым. Преимущественное право на воспитание детей, естественно, принадлежало матери, бабушке, отцу, деду. У якутов издревле существовал культ стариков и предков. В педагогических коллизиях слово старших было неоспоримым.

Народная педагогика считает родительскую любовь основой воспитания детей в семье, так как в материнских и отцовских чувствах кроется большая воспитательная сила, особую роль в эмоциональном, нравственном и умственном развитии ребенка играет его близость с матерью и отцом, родительская забота о нем в первые годы жизни. Только мать понимает каждое движение души своего ребенка и отвечает ему поддержкой. Именно с зарождением любви к матери и начинается личность. Народ много внимания уделял личному примеру отцов. Дурной пример отца непременно отразится на детях, поэтому говорят: «У отца задиры сын - драчун», «Для плохого отца наказание - плохой сын». В практику семейного воспитания немаловажное значение имеет отношения детей между собой. В хорошей семье обычно старшие шефствуют над младшими, а младшие часто, выполняя указания старших, растут под их влиянием. Природными народными педагогами в семье выступают дедушки, бабушки, интуитивно и по опыту своим добрым советом помогающие воспитанию юной смены и обогащающие сокровищницу народной педагогики.

В семье происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщении его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль.

Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающим людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка - первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.

Семья играет особую роль в воспитании ребенка-дошкольника, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольное детство - период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В этом возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение.

Наше исследование основывалось на следующих принципах:

1) Гуманизм - полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил сведения о себя.

2) Валидность - определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям.

3) Точность - соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества.

4) Надежность - определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерение.

Условиями успешной работы с семьей являются следующие:

1) Целенаправленность, системность, плановость.

2) Дифференцированный подход к работе с родителями и учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

3) Доброжелательность, открытость.

Как основной вид оценки проводимой нами опытно-экспериментальной работы использовался метод экспертной оценки. В этот метод входит составление графика проведения экспертизы, продумывание критериев оценки, составление листа оценки, где перечисляются различные критерии, по которым оценивается уровень усвоения социальных правил.

Помимо групповых, проводились и индивидуальные формы работы. Аналитические оценки на содержание социальных норм и правил были даны родителями.

С целью «отслеживания» и «сопровождения семьи», позволяющих выяснить ее особенности и использовать способность воздействовать на ребенка, для привлечения родителей к работе дошкольного образовательного учреждения, проведения информационно-просветительской работы с родителями нами была собрана информация о семьях.

Изучение семьи проходило в естественных условиях. На основе анализа анкет, бесед составлен социально-демографический портрет семьи, в которых отражается следующее: состав семьи; фамилия, имя и отчество родителей, их возраст, национальность; место работы, образование; материальная обеспеченность семьи; круг интересов, хобби членов семьи; образ жизни семьи; проблемы семьи (таблица 1).


Таблица 1

Форма социологической карты старшей группы


Ф.И.О ребенка

Состав семьи

Ф.И.О. родителей, их возраст

Национальность

Образование, место работы

Матер.обеспе-ченность семьи

Круг интересов, хобби

Образ жизни семьи

Проблемы семьи


Анализ тенденций, происходящих в современной сельской жизни и влияющих на позиции родителей, позволил фиксировать следующие аспекты:

- дифференциацию как резкое расслоение населения на социальные группы, появление очень богатых и очень бедных семей, а значит, социально не защищенных родителей;

- высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;

- низкий уровень социально-психологической грамотности, умение взаимодействовать с другими людьми, идти на сотрудничество, компромисс, организовывать правовые формы взаимодействия и развития;

- увеличение числа расторгнутых браков с наличием детей;

- алкоголизацию большей части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение;

- снижение уровня общей культуры, показателями этого могут быть и снижение частоты посещения театров, музеев, кино и потеря вековых культурных традиций.

Несмотря на выраженную стратификацию общества, можно назвать некоторые общие проблемы профессиональной жизни людей:

- стремление получать за свою работу как можно больше денег, а не работать ради восстановления страны или профессиональной самореализации;

- отсутствие социальных и правовых гарантий, существовавших прежде, снижение уровня профессиональной защиты;

- необходимость постоянного профессионального обновления, расширения области специализации;

- страх остаться без работы.

Часто дети становятся свидетелями переживаний родителей, оставшихся без работы, особенно отцов. Оценивая, на что уходят время и жизненные силы, 82,3% опрошенных родителей выбрали позицию на зарабатывание денег и обеспечение семьи и только 11% - на профессиональную самореализацию. 51% опрошенных указали, что им пришлось бросить любимое дело ради заработка.

К наиболее острым проблемам современной семьи относятся:

- перераспределение материально-экономических функций внутри семьи; женщина сейчас может зарабатывать больше, чем мужчина;

- изменение типа взаимоотношений в семьях; от традиционных авторитарного или детоцентристного к либеральному или партнерскому, но чаще всего - к формальному;

- тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учебу. Будущее, осознание невозможности научить детей, как надо жить в обществе, в котором взрослые часто и сами дезориентированы;

- конфликты внутри семьи, скандалы, разводы.

Сложности и проблемы в семье - нормальное жизненное явление. Миф о том, что в семье все может быть благополучно, развивается. Фундаментальный факт психологии: человек столь же нуждается в отрицательных эмоциях, столь и в положительных, - осмысливается уже многими людьми.

Среди наиболее острых личностных проблем родителей отмечаются усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества, отсутствия понимания; проблемы, связанные с проявлениями мучающих человека чувств: обиды, зависти, ревности, гордыни, гнева, горя, безысходности; возрастные и событийные кризисы человека; рост чувства вины перед детьми, своей несостоятельности, беспомощности.

В зависимости от культурных, национальных и региональных особенностей, пола и возраста родителей, степени их личностной включенности эти проблемы приобретают свою специфику.

Для грамотного их решения требуется освоение новых человековедческих знаний, развитие умений и навыков, способствующих личностному росту.

Естественно, проблемное поле того или иного родителя актуально включает лишь некоторые из рассмотренных проблем. Однако понимание того, что происходит не только с тобой, но и с другими - необходимое условие для консолидации. Родители как общность, функционально ответственная за развитие, здоровье и благополучие своих детей (26 ст. Декларации ООН на правом человека), определяют будущее человечества только в том случае, когда выступают как социальная группа.

Могут ли родители отвечать за мир и благополучие в семье, могут ли открыто обсуждать с другими людьми свои проблемы, сотрудничать с людьми, событийно или профессионально связанными с их детьми, могут ли родители изучать жизнь, искать пути решения проблем, от этого зависит настоящее и будущее их детей. Эта социальная картина определила принципы для разработки модели благотворительного ясли-сада в сельской местности, где под благотворительностью определяется социально-психологическая адаптация и реабилитация детей из неблагополучных семей.

При изучении педагогической культуры родителей мы опирались на материалы опросных методов:

- анкета «Родители о своем ребенке»:


Анкета «Родители о своем ребенке».


Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен?

2. Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание?

3. Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже?

4. Как ваш ребенок реагирует на порицание?

5. Есть ли у него обязанности по дому? Какие?

6. С кем дружит ваш ребенок?

7. Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?

8. Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время? Составляете ли Вы «Программу досуга»?

9. К каким видом деятельности ваш ребенок проявляет интересы, склонности?

10. Что хотели бы вы сообщить о своем ребенке?

11. Знакомите ли Вы детей с туелбэ? Как и с какими объектами знакомите?



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Время как ресурс развития личности
Когнитивная дифференцированность
Эволюции менеджмента в производственной сфере - объективная предпосылка педагогического менеджмента
Воспитание гражданина - основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации
Концептуальные основы и технология диагностики сформированности лидерских качеств у студентов - будущих менеджеров
Вернуться к списку публикаций