2011-08-22 22:09:59
ГлавнаяПедагогика и психология — Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения



Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения


Прогрессивные идеи воспитания детей в дореволюционной России, а также в 20-30-е годы, когда наблюдался значительный поиск социализации дошкольного возраста, являются фундаментом для становления современной системы социальных и педагогических возможностей культурного развития творческой, инициативной личности. Являясь частью среды, дошкольные учреждения основывались на идеях социального воспитания дошкольника и всегда в своей деятельности реализовывали принципы связи воспитания с жизнью, с тем культурным социумом, в котором дети проживали, тем самым активно откликаясь на все изменения как в потребностях ребенка, так и самого общества. Создавая систему дошкольного воспитания, педагоги прошлого в первую очередь, ориентировались на развитие внутреннего мира ребенка, приобщение его к нравственной, духовной культуре, традициям и истории общества.

В 1938 г. издается «Руководство для воспитателей детского сада». Этот документ отличался от предыдущих. В нем была подчеркнута ведущая роль воспитателя как организатора процесса воспитания, отмечалось, что при обращении детей к социальной действительности необходимо проводить постоянную связь с повседневной жизнью, что это должно быть положено в основу всей воспитательной работы дошкольного учреждения. Однако эта правильная точка зрения на практике привела к стихийности в преподнесении детям знаний.

Тенденция необязательности для детей знания об общественных явлениях существовала недолго. В период Великой Отечественной войны воспитатели, хоть и ориентировались в основном на «Руководство» 1938 г., не могли оградить детей от событий в стране. Педагоги рассказывали своим воспитанникам о героических подвигах воинов Красной Армии, дети посылали на фронт изготовленные собственноручно нехитрые подарки, выступали перед ранеными в госпиталях, помогали взрослым, вместе со всеми слушали сообщение о положении на фронтах. Социальный опыт дошкольников обогащался очень активно, он способствовал быстрому взрослению детей. Жизнь еще раз доказала - сильные личностно-значимые переживания активизируют процесс социализации.

В 1945 г. было переиздано «Руководство для воспитателей детского сада». В него вошел раздел «Знакомство с окружающим», имевший подраздел «Знакомство с бытом и общественной жизнью». И хотя содержание знаний было намечено неоднократно, в очень общих формулировках, это все же положило конец тенденции рассматривать задачу сообщения детям знаний об общественных явлениях как второстепенную.

В 1953 г. новым программным документом для детского сада вводилось обязательное обучение на занятиях. Е.И. Радина предложила программу ознакомления детей с общественной жизни. Ее программа состояла из пяти разделов: о стране (географические представления), о многонациональности нашего государства, о труде взрослых, о Ленине и его соратниках, о Советской армии. Однако он был включен не как самостоятельный раздел, а как составная часть раздела носившего названия «ознакомление с окружающим и развитие речи». Объединение задач ознакомления с окружающим с задачами развития речи привело к целому ряду серьезных ошибок в практике воспитательной работы. Постепенно задачи и методы развития речи формализовывали, а во многом и вытесняли задачи приобщения детей к социальной действительности. Содержание знаний о социальном мире стало лишь материалом для развития речи, исключались необходимость и возможность воспитания социальных чувств и отношений.

Следует оговориться, что было бы неправомерно утверждать, что до 60-х гг. исследований в данном направлении не велось вообще. Работы А.В. Черкова (1949), П.Т. Саморуковой (1951), В.Р. Беспалой (1953), З.В. Лиштван (1954), Т.И. Горбатенко (1955), В.Г. Нечаевой (1957), Т.А. Марковой (1959) и др., посвященные проблемам игры дошкольников, восприятия детьми художественных произведений, подражания, обучения детей конструированию и др., содержали материал, подтверждающий интерес к социальной действительности. И хотя эти ученые прямо не ставили перед собой задачи отбора содержания разработки методики приобщения детей к миру взрослых, они внесли существенный вклад в теорию и практику социального воспитания.

Период 60-80-х гг. можно считать временем своеобразного подъема в разработке проблемы ознакомления детей с социальной действительностью. В «Программе воспитания и обучения», разработанной еще 60-70-х годах «социальное воспитание» отдельным разделом не выделено, но отражено в темах: «Изобразительное искусство», «Музыкальное воспитание», «Художественная литература», а также «Ознакомление с окружающим миром».

Были определены единые задачи: проверить доступность для детей содержания знания, разработать методику формирования у детей представлений о событиях общественной жизни, а также методику воспитания у ребенка отношения к таким событиям.

В Республике Саха (Якутия) первая программа по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью была издана в 1987 г. «Детсад кыра, орто, улахан группаларыгар тулалыыр оло5у, айыл5аны билиьиннэрии уонна сацарар сацаны сайыннарыы программата». Авторы - А.Г. Тистяхова, Т.П. Аргунова, Е.Ф. Сивцева. В программе определено содержание работы по ознакомлению с окружающим и развитию речи на родном языке с учетом местных условий и особенностей якутского языка. Раздел «Ознакомление с окружающим» состоит из следующих подразделов: «Детский сад и дети», «Взрослые и родители», «Якутская утварь», «Труд людей на селе», «Родной край», «Строительство», «Природа», «Вид транспорта».

Проведенные исследования позволяют конкретизировать содержание знаний об общественной жизни в программе воспитания в детском саду, найти средства и методы формирования представлений и воспитания социальных чувств, показали потенциальные возможности разных видов детской деятельности. Исследования 60-80-х гг. (Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щирина, Г.М. Лямина, Н.В. Мельникова, С.А. Козлова и др.) показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Было экспериментально доказано, что приобщение к социальной жизни оказывает влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка.

Наряду с явной значимостью этих исследований для теории и практики воспитания дошкольников необходимо отметить и недостатки в подходах к проблеме ознакомления детей с социальной действительностью. Так, везде главный акцент делался на отборе знаний и усвоении их детьми; социальный мир был ограничен общественной жизнью взрослых; изучался в основном старший дошкольный возраст; практически не рассматривалось влияние знаний социальной действительности на нравственное развитие ребенка.

Конец 80-90-х гг. можно обозначить как период, для которого характерна тенденция поиска нового содержания и постановки новых задач ознакомления детей с социальным миром. В стране изменилась политическая ситуация. Это обстоятельство оказало влияние и на изменение методологических подходов к воспитанию подрастающего поколения.

Содержание исследований совершенно изменилось. Теперь предметами изучения становятся вопросы «Социальной компетентности» ребенка (Т.В. Антонова, Г.Г. Зубова, Е.П. Арнаутова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), формирования у ребенка «картины мира» (Л.Ф. Купецкова) и многие другие.

Личностно-ориентированная модель воспитания ознаменована поворотом к развитию личности ребенка. В целях реализации «Концепции развития национальных детских садов Якутской-Саха АССР» в 1991 г. вышла в свет Программа для национальных детских садов с национально-региональным компонентом, утвержденная учебно-методическим советом Министерства образования ЯАССР. В данной программе материал по приобщению детей к социальному миру состоит из следующих частей: «Я и люди», «Родной край», «Времена года», «Природа родного края». Однако этот материал был включен не как самостоятельный раздел, а как составная часть раздела, носившего название «Ознакомление с окружающим и развитие речи». А также в разделе «Нравственное воспитание» предусмотрено воспитание культуры поведения, гуманных чувства и положительных взаимоотношений.

Таким образом, с одной стороны, изменившаяся идеология позволила смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, расширить ее границы, выйдя за пределы общественной жизни взрослых людей в нашем государстве. С другой стороны, появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления с социальным миром, что привело к выходу на более глобальную проблему - социализации личности ребенка.

Поиск нового содержания продолжаются в нескольких направлениях: нахождение новых аспектов в содержании; объединение линий когнитивного, эмоционального и поведенческого развития; активизация роли самого ребенка в процессе его социализации; взаимосвязь национального и планетарного начал личности.

Названные выше направления с разной степенью полноты реализуются в таких новых вариативных программах для детского сада, как «Радуга» (сост. Т.Н. Доронова), «Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова), «Я - человек» (С.А. Козлова), «Открой себя» (Е.В. Рылеева), «Детство» (под ред. Т.И. Батаевой, З.А. Михайловой, Л.Г. Гурович), «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др.), «Тосхол» (М.Н. Харитонова, Д.Е. Ефимова и др.).

В контексте нашего исследования каждая из них имеет существенное значение. Одной из первых была рекомендована в практику программа «Радуга» (Т.Н. Доронова и др., 1994). Новизна этой программы в сравнении с предыдущей «Программой воспитания и обучения в детском саду» (1987) заключается в отражении целостной системы поступательного развития детей, обращенности к сфере чувств и переживаний ребенка, ориентация на ближайшее окружение ребенка, на видение красоты, добра. Следует отметить, что социальный аспект воспитания наиболее акцентирован в разделах: «Ребенок познает мир», «Изобразительная деятельность», «Развитие музыкальности». В программе можно выделить противоречие между ориентацией на различные искусства, которые вносят моноподход в целом к художественному и социокультурному воспитанию.

Задача дошкольного воспитания, отмечается в программе «Детство» (В.И. Логинова и др., г. Санкт-Петербург, 1995 г.), состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала... Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание - вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника. В программе «Детство» уделяется внимание социально-личностному развитию ребенка, эта работа отражена в разделах: «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Окружающие предметы и ребенок», «Ребенок открывает для себя мир природы». На наш взгляд, в программе полнее отображена чувственно-эмоциональная сторона жизнедеятельности ребенка, большое внимание уделено воспитанию ребенка в мире людей и предметов.

В настоящее время авторским коллективом центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца создана концепция новой базисной программы развития дошкольников «Истоки» (авторы Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др., Москва, 1997). В основу программы положен целостный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей ДОУ. Авторы утверждают, что в каждом психологическом возрасте есть главная задача - генетическая задача развития, поэтому в данной программе поставлены задачи развития ребенка в деятельности по 4-м основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического развития. Программа «Истоки» носит инновационный характер. По мнению авторов, в «социальном развитии» акцентируется социальная компетентность или социальная зрелость ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов. В качестве основы социального развития авторы рассматривают общение ребенка со взрослыми и сверстниками, приобретающие на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразная детская деятельность выступают как главное условие усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа для формирования его самосознания.

Программа «Золотой ключик» разработана коллективом педагогов и психологов под руководством доктора психологических наук Г.Г. Кравцова. Программа основывается на концепциях Л.С. Выготского об единстве эмоционально-волевого и когнитивного развития и на возрастной периодизации Д.Б. Эльконина. Основная цель программы - достижение органического единства условий, обеспечивающих соответствующие возрасту развитие и эмоциональное благополучие детей. Авторы считают, что эти дети принадлежат к одной психологической эпохе и только на пути объединения детского учреждения и начальной школы; педагогический процесс строится на событийной основе, т.е. основу жизнедеятельности детей создает специально организованная в соответствии с сезонными циклами система событий - тем. Авторы считают, что благодаря событийной основе удается обеспечить собственную деятельность детей, базирующуюся на живом личном опыте ребенка.

Помимо перечисленных программ существуют парциальные программы, включающие одно или несколько направлений развития ребенка. В аспекте нашего исследования наибольший интерес вызвали программы, направленные на социальное развитие и воспитание ребенка.

Программа «Я - Человек» - программа приобщения ребенка к социальному миру (автор Козлова С.А., Москва, 1996). Цель данной программы - помочь педагогу раскрыть окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях, о разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважением к людям. Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля - наш общий дом». В целом программа направлена на последовательное введение ребенка в социальный мир, где многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, что, в свою очередь, зависит от пола ребенка, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер.

Программа «Открой себя» (Рылеева Е.В., Москва, 1999) разработана в рамках авторской концепции дошкольного образования «Я сам», ориентированной на индивидуализацию личностного развития. Автором была представлена образовательная технология - совокупность внешних факторов (дидактических, средовых и социальных), комплексное воздействие которых учитывает личностные особенности обучающего и обучающихся, гарантирует достижение педагогических целей. Содержание программы «Открой себя» делится на четыре тематических блоков, каждый из которых решает свои задачи: 1-й блок «Я сам» решает задачу индивидуализации самосознания. Содержание блока обращает внимание ребенка на себя, на свои переживания, неповторимые особенности отношений в семье, семейные предания. 2-й блок «Социальная действительность» решает задачу раскрытия в ребенке социальной природы, осознание общего, сходного для всех людей. 3-й блок «Мир природы» решает задачу ознакомление с явлениями окружающего мира, его законами. 4-й блок «Я могу!» решает задачу первичного планирования ребенком своей будущей жизни. Это делается с учетом своих индивидуальных особенностей и предполагаемых трудностей, связанных осуществлением желаний.

Для нашего исследования представляет интерес программа «Тосхол», изданная Министерством образования PC (Я) в 1998 г. как базовая программа дошкольного образования. В программу включен раздел «Социальное развитие ребенка», который состоит из двух подразделов: 1. Познание самого себя, забота о своем здоровье, бережное отношение к собственному организму. 2. Взаимоотношения ребенка со сверстниками со взрослыми, чувственное отношение ребенка к окружающему миру. В самом названии подразделов заложена главная идея и цель раздела социального развития ребенка: помочь ребенку почувствовать свою принадлежность к роду человеческому и понять, что это означает для ребенка, для окружающих его людей.

Современная парадигма образования определила цели, в качестве приоритетной - формирование личности ребенка в обществе, что повлекло изменение во взглядах и на социализацию личности ребенка. Произошло ярко выраженное смешение акцентов с обучения игровой деятельности на создание условий для творческой самореализации личности благодаря ее ближайшему окружению, развития своего «Я», на гармонизацию своего мира с внешним миром в социокультурной, а именно национальной среде. Исторический анализ убеждает также в важности и необходимости квалифицированной помощи ребенка со стороны взрослых в сложном процессе социализации в национальном образовательном учреждении.

Таким образом, краткий анализ педагогических основ важнейших положений разработанных программ для национальных дошкольных образовательных учреждений показал следующее:

- идеи, положения программ отражают пробуждающееся национальное самосознание народов, а также направленную на возрождение традиций национально- духовной культуры политику;

- развитие родного языка предполагает его глубокое изучение в дошкольном образовательном учреждении одновременно с русским языком;

- народно-педагогические идеи об общечеловеческом характере знаний, о роли овладения ими в жизни человека положены в основу определения соотношения федерального и регионального компонентов в содержании дошкольного образования.

Анализ отечественных программ, идей социализации личности дошкольников вскрыл современные проблемы и позволил определиться с направлением нашего исследования. Такими неразрешенными проблемами остаются: ценностный подход к содержанию социализации детей, поиск оригинальных методик социального формирования личности ребенка-дошкольника, разработка механизма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также освоение традиций национального пространства, где определенное место занимает этнопедагогика.


Сметанина Варвара Ильинична



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Аксиологические основы воспитания
О диагностике агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста
Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения
Разработка модели дистанционного обучения иностранному языку будущих менеджеров
Некоторые теоретико-методологические подходы к изучению субъективного образа
Вернуться к списку публикаций