2011-08-22 22:09:59
ГлавнаяПедагогика и психология — Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения



Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения


Решая задачу поиска эффективных путей социализации личности сельского дошкольника, необходимо отметить, что исследование проводится среди детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте происходят значительные качественные перемены, которые часто вносят кардинальные изменения в области физиологии, интересов и отношений растущего человека. Эти перемены имеют бурный и неожиданный характер, так как могут происходить в очень короткое время, что придает скачкообразность процессу развития подростка и усложняет его адаптацию в социуме. Учитывая, что в дошкольном возрасте закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности, мы выбрали для нашего исследования именно этот возраст как наиболее интересный и эффективный для социализации личности ребенка.

Решение задач социализации личности ребенка сельского дошкольника как субъекта социализации личности ребенка предполагает: во-первых, знание особенностей данного возраста как такового; во-вторых, знание исходных характеристик социализированности современного сельского дошкольника.

В работе Ж. Пиаже «Речь и мышление ребенка» на основе социологических наблюдений, тестирования, интервью ученый доказывает, что до семилетнего возраста мысль ребенка проникнута тенденциями игры, чрезвычайно трудно отличить выдумку от мысли. Семилетний ребенок уже склонен считать, что он все знает.

По Д.И. Фельдштейну, к шести годам у детей отчасти проявляется способность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Постепенно появляются навыки социализированной мысли, возникает способность проникаться в окружающий мир (пространство).

В последнее время исследователи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) приходят к выводу, что освоение традиций культурно-исторического пространства, общение с культурой должно начинаться с не теоретических знаний, а «на уровне сердца», с узнавания себя, своих переживаний от увиденного. Для этого уже в дошкольном возрасте необходимо развивать так называемый «внутренний слух» или, как его еще называют, «внутренний мир, «внутреннее Я». Развитый «внутренний слух» способствует созданию благоприятной сельской среды для формирования уже в дошкольном возрасте способности к сопереживанию, состраданию чувствам другого человека, милосердию. Именно развитый «внутренний слух» роднит между собой создателя народных традиций и ребенка, что позволяет обоим почувствовать, прикоснуться к полноценному произведению культуры народа, обеспечивает предпосылки для формирования оценочного отношения к восприятию сельского социума.

С учетом всего вышеизложенного мы представляем себе развитие «внутреннего слуха» ребенка-дошкольника как целостную модель традиций сельской среды, носителем которой он является. В контексте нашей работы были проанализированы исследования, трактующие проблемы сельского образовательного учреждения. Наиболее значимой представляется работа М. П. Гурьяновой, раскрывающая пути оздоровления сельской социальной среды. Говоря о сельском социуме, она классифицирует средовые факторы, которые оказывают значительное влияние на формирование личности сельского школьника (социально-экономический, сезонный, социально-психологический, природно-климатический, территориально-региональный, социокультурный, социально-педагогический, социально-бытовой, социально-демографический, образовательный, социально-этнический.) В работе подчеркивается, что социальная среда села опирается на целостную концепцию человека и исследует целостный педагогический процесс в различных сферах жизнедеятельности личности. Речь, следовательно, идет о расширении педагогического влияния на эти сферы. Путь оздоровления сельской среды автор видит в создании вариативной модели образовательного учреждения как открытой социально-педагогической системы с учетом региональных различий. В ее исследовании рассматриваются новые перспективы в социально-педагогической практике села: развитие социальных инициатив взрослых и детей, способности человека быть активным субъектом инновационной деятельности, возрождение принципа самопомощи, самообеспечения в социально-педагогической работе посредством межсемейной кооперации, сближение воспитательно-образовательной и благотворительной деятельности. Для нашего исследования важна ее мысль о том, что новая модель социально-педагогической деятельности на селе должна базироваться на определении условий и способов активизации семьи как ведущего фактора процесса первичной социализации, на интеграции профессиональной и народной педагогики как отличительной особенности социально-педагогической практики.

Говоря о влиянии среды на дошкольника, следует уточнить два важных для нашей работы понятия: «объект» и «субъект» социализации. Из теоретического анализа социализации как процесса мы знаем, что функцию в нем, в первую очередь, выполняют факторы, институты и агенты социализации. В таком контексте социализирующаяся личность выступает в качестве объекта социализации. Но человек становится полноценным членом общества, будучи субъектом социализации, творцом своего «Я», своего места и роли в обществе. Поэтому в процессе взаимодействия растущего и социальной среды, ребенок не только усваивает социальные нормы и культурные ценности, но усваивает их через активную собственную деятельность, принимая либо отвергая влияния социальной среды.

Социализация ребенка рассматривается нами как целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для духовно-нравственной адаптации индивида к традициям социума, формирование у ребенка потребности в саморазвитии, осуществляемом во взаимодействии педагогов детских садов и родителей.

Использование всего потенциала традиций национальной среды сегодня - это, прежде всего, создание педагогами условий для полноценного свободного развития и сохранения духовного мира ребенка как основы его личностного формирования, культуры приобщения к ценностям общества.

Стратегия дошкольного образования не может не учитывать тенденции общественной жизни, связанные со стремлением к утверждению самоценности национальных культур. В дошкольной педагогике - это проблемы этнокультурного образования, которое знакомит детей с различными средствами национальной культуры. По существу, каждое национальное дошкольное образовательное учреждение должно иметь свой вариант этнокультурного образовательного пространства, регионального и общего, и это в современном мире является необходимым условием социализации индивида: конкретного человека.

Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни.

Однако можно наблюдать, как начиная уже с педагогической теории Яна Амоса Коменского (1592-1670) и кончая современной педагогикой, менялось отношение к проблеме социализации личности ребенка дошкольного возраста: к его целям, содержанию, методом. Можно даже проследить тенденции развития проблемы. Я.А.Коменский в своем труде «Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни» воплотил, говоря современным языком, свою концепцию ознакомления ребенка с окружающим миром.

В русской педагогике вопрос о возможности приобщения детей к социальной действительности, начиная с дошкольного возраста, решался неоднозначно. Ученые-педагоги, рассматривающие эту проблему в середине XIX столетия, прежде всего, подчеркивали ее социально-педагогическую направленность. Особенно подробно освещался данный вопрос в трудах таких выдающихся педагогов прошлого, как К.Д. Ушинский, Е.И. Конради, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, связывающих теоретические и практические вопросы начального и дошкольного воспитания в широком социальном контексте. При этом они опирались на последние достижения русской, мировой педагогической мысли и смежных отраслей человеческого знания.

Социальные вопросы воспитания и развития ребенка были одной из главных исследовательских проблем К.Д. Ушинского. В рамках первоначального образования он остро ставил вопрос о целостном воспитательном процессе. Он считал, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать малышу ощущения слияния со своим народом. Опираясь в своих дидактических и воспитательных системах на народные традиции в воспитании, К.Д. Ушинский тем самым развивал педагогические знания в сторону их активной связи с социальными вопросами развития общества.

П.П. Блонский писал: «Единственно правильное воспитание, единственный рост душевных сил ребенка, который может быть регулирован только посредством таких методов, которые сообразуются с природными задатками ребенка... Ребенка правильнее всего сравнивать с растением, которое усваивает из окружающей среды лишь то, что соответствует природе его, и которое растет сообразно своим собственным законом... Правильное воспитание и есть культура развивающейся личности ребенка».

Русские педагоги положительно отнеслись к идее создания детских садов как нового типа общественного дошкольного учреждения, оказывающего помощь семейному воспитанию людей. Первые детские сады стали открываться в России также и по инициативе частных лиц.

Для более полного осмысления проблемы социализации личности на раннем этапе считаем необходимым дать краткую историческую справку о характере организации и направления воспитательно-образовательной работы. На своем начальном этапе детские сады в России имели большие различия. В отдельных дошкольных учреждениях оставалась главенствующей воспитательная система Ф. Фребеля. Другая же часть российских детских садов организовывала свою работу на основе методик другого известного западного педагога - М. Монтессори. Основная педагогическая идея М. Монтессори состоит в том, чтобы дать возможность ребенку наиболее полно раскрыть свой внутренний мир в процессе свободной самостоятельной деятельности, в специально организованной педагогом - взрослым пространственно-предметной среде. Такая специально подготовленная среда является лучшим условием социального формирования каждого ребенка.

В становлении теории и практики социального воспитания детей дошкольного возраста важное место принадлежит Е.И. Тихеевой (1867-1943). Среди основных черт педагогической работы Е.И. Тихеевой, прежде всего, необходимо выделить внимание автора к внутреннему миру ребенка как одной из основ организации воспитательной деятельности, учет постоянного стремления личности к проявлению собственного «я», поиски места в разнообразном и многоликом мире... Педагог говорит об уникальности развития чувств каждого ребенка, необходимости оказания ему бережной помощи к процессу становления духовно-нравственной сферы развития развивающейся личности. Одну из главных проблем социального воспитания Е.И. Тихеева усматривает в постоянных поисках совершенства и индивидуализации при развитии устной речи, постоянного знакомства ребенка с лучшими образцами родного языка. Таким образом, можно констатировать, что идеи социализации личности дошкольника, выдвинутые и разработанные Е.И. Тихеевой, представляют отнюдь не только академический интерес, но и могут быть успешно применены в практике современного дошкольного образования и воспитания.

В отечественной дошкольной педагогике можно выделить после 1917 г. несколько тенденций в подходе к проблеме ознакомления детей с социальной действительностью. Объективный анализ причин появления этих тенденций свидетельствует о том, что они были обусловлены социальными изменениями в обществе.

Анализ работ С.Т. Шацкого показывает, что он одним из первых стал рассматривать влияние микросредовых условий на социализацию ребенка. В этой связи исследователь констатировал: «Мы находим самой обыкновенной мысль, что жизнь, среда воспитывает, но обычно мы только констатируем этот факт, не делая из него никаких серьезных выводов. То воспитание, которое в самом широком смысле слова дается массой населения, происходит де-факто и неизбежно. И дело не в том, чтобы отмахнуться от этого огромного факта и создавать другие пути воспитания в специальных учебных учреждениях, как бы они ни навязывались, а в том, чтобы найти пути совместной работы, пути к широкой педагогической работе вместе с теми массами, которые все равно этим делом занимаются». Главную задачу образовательного учреждения С.Т. Шацкий видел в приобщении ребенка к культурным достижениям человечества.

Таким образом, впервые в мировой педагогической практике в России начали разрабатываться проблемы использования социализирующих факторов в учебно-воспитательном процессе на всех ступенях национального образовательного учреждения.

Первый всероссийский съезд по дошкольному воспитанию открылся 25 апреля 1919 г. в г. Москве. Съезд подчеркивал, что все дошкольные учреждения должны работать на материнском языке, для которых они предназначаются: для этих учреждений отдела народного образования должны готовить национальные кадры, издавать литературу и пособия с учетом данной национальности. Решения первого съезда по дошкольному воспитанию прослужило теоретической основой для возникновения дошкольных учреждений республики Якутии. Так, осенью 1920 г. в г. Якутске при широком участии общественности были открыты детские сады «Очаг», «III интернационал», «Примитив».

В первые послеоктябрьские десятилетия, задачи воспитания решались исходя из требования неразрывной связи с социальными, политическими и экономическими проблемами, стоящими перед государством. Содержание понятия «социальный мир» приравнивалось к понятию «общественная жизнь взрослых людей, страны». Н.К. Крупская рассматривала ознакомление дошкольников с явлениями общественной жизни как «предпосылку для того, чтобы ребенок мог позднее переварить этот материал». Она называла подобное ознакомление «правом ребенка на образование».

Вопросом социального воспитания большое внимание уделял выдающийся отечественный педагог и психолог В.В. Зеньковский. В теоретических построениях автора личность ребенка выступает как живое и органическое единство, корни которого лежат во внеэмпирической сфере; от первых дней жизни она уже окрашена чем-то индивидуальным, что сначала выступает слабо и неясно, но что ищет своего более полного и адекватного выражения собственной социальной сущности. Таким образом, живя и развиваясь в социуме, личность самореализуется и социализируется.

Сегодня, как никогда, актуально положение о том, что освоение и вживание детьми в историю родного края, этнического прошлого своего народа позволяет сохранить то, что, по образному выражению Д.С. Лихачева называется «культурной средой». Независимо от воли того и иного правителя, такая среда создавалась на протяжении многих тысячелетий, тесно сплетая традиции, фольклор, природу, архитектуру, народно-прикладное творчество своей «малой родины». Все это требует свободного овладения культурой, ориентации в культурном пространстве. То, что называют нравами, традициями, что обнимает частную и публичную жизнь, должно быть близко и понятно для каждого воспитанника, давать ему способ ориентации в многоликой человеческой жизни.

Если сделать краткий обзор программ, то 20-30-е гг. в истории нашей страны были наиболее благоприятным периодом активной деятельности в педагогической науке и практике, периодом становления педагогики среды, теории дошкольного воспитания и образования как общественного социального института. В те годы педагоги нашей страны стремились активно вовлекать детей в общественную жизнь, посвящать их во все события, которыми жил народ. В «Методических письмах» (именно они в то же время выполняли роль программ воспитания в дошкольных учреждениях) ориентировочно определялись объем и содержание знаний об общественных явлениях. Предполагалось рассказывать детям о борьбе с буржуазией, гражданской войне и ее причинах, о Советах, о кулаках и др. Как видно даже из приведенных выше примеров, содержание знаний об общественной жизни отражало тенденцию к одностороннему углублению в область политической сферы. Были представлены и другие стороны социального мира, однако явный приоритет отдавался именно общественно-политическому аспекту.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Психологическая коррекция личности: применение художественных текстов
Общая характеристика социально-психологического тренинга развития лидерских качеств студентов - будущих менеджеров
Использование изобразительной деятельности в психологической практике
Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних
Процесс подготовки менеджеров в высшей школе США
Вернуться к списку публикаций