2011-08-22 21:53:53
ГлавнаяПедагогика и психология — Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования



Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования


Учитывая социальную сензитивность семьи для раннего возрастного периода становления личности, В.Г. Алямовская предлагает с целью более эффективного решения вопроса социализации личности ребенка ввести в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения элементы семейного воспитания, это предоставит ребенку возможность делать то, что хочется, даст большую степень свободы и самостоятельности, расширит объем общения и усилит его эмоциональную окрашенность и взаимоотдачу.

По определению Л.П. Буевой, семья - исходное пространство человеческих связей и отношений, где закладываются основы гуманистических отношений и доверия человека к человеку. «Семейная жизнь для ребенка то же, что для взрослых общественная. Душа его питается впечатлениями, полученными в семье. Опыт семейной жизни ребенка формируется «весьма рано», обнимает все людские отношения, которые доступны наблюдению ребенка».

Рассматривая психолого-педагогические основы установления педагогом контакта с семьей ребенка, В.А. Сластенин выделяет следующие правила:

1. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

2. Необходимо поддерживать максимальное доверие к воспитательным возможностям родителей, повышать уровень их педагогической культуры и активности в воспитании.

3. Следует соблюдать педагогический такт, не допускать неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

4. Приоритет жизнеутверждающего, мажорного настроя в решении проблем воспитания, опора на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Ведь слово учителя родители слушают с особым вниманием и волнением: им радостно и приятно услышать похвалу в свой адрес.

Известно, что особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Освоение ребенком многообразных, культурных ценностей, а следовательно, и его личностное развитие, осуществляются через включение ребенка в совокупность доступных ему отношений. Именно первичная социализация (социализация в первичной группе) придает процессу развития личности различную направленность. В характере направленности особую роль играет организационная культура. Она передается как сопровождение личного «Я», которое ребенок строит при помощи других.

Культура вносится извне и концентрируется вокруг «Я»-концепции индивида, переплетаясь при этом с теми социальными ролями, которые человек призван играть в своем будущем. Последние соотносятся с ценностями личности, которые она и пытается регулировать.

Рассматривая семью как первичную социальную группу, осуществляющую социализацию личности ребенка, Е.Ф. Штейнберг считает, что надо иметь в виду, что семья является связующим звеном между и другими социальными микро- и макроструктурами (системами). Поэтому уровень соответствия семейных (групповых) и общесоциальных ценностей, предлагаемых ребенку для усвоения, может быть различным, вплоть до определенного времени, чуть ли единственным интерпретатором ценностей, господствующих в различных социальных структурах, с которыми столкнется человек в будущем. В семье закладывается тип структуры будущего поведения, характер социализации: в форме адаптации или интеграции.

В основе социализации лежит одна из важнейших проблем формирования ролевого поведения близких людей - матери, отца и т.д. Отношения ребенка и членов семьи могут характеризоваться различными типами взаимодействий, которые экстраполируются с другими социальными структурами, а также на видение ролевой концепции собственного поведения. Можно считать, что именно семья дает «образ мира», в котором предстоит жить ребенку. Из семьи индивид выходит с уже сформировавшимся самосознанием (структурой ценностей, образцов поведения, сложившимся «образом» общества), и дальнейшая его социализация как по характеру (адаптации, интеграции), так и по направленности будет проходить с учетом результатов социализации первичной социальной группы.

Семья как важнейший фактор социализации являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Семья имеет важное значение в процессе овладения социальными нормами.

В трудах выдающихся педагогов, врачей, просветителей прошлого обосновываются положения о ведущей роли семьи в социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщении его к общечеловеческим ценностям (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Н.В. Шелгунов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, О.В. Одоевский, В.И. Достоевский, С.Т. Аксаков).

Интерес для нашего исследования представляет педагогическая теория Я.А. Коменского. Свою педагогику он построил на основе демократических устремлений. Высказанные им идеи о семейном воспитании не потеряли своей актуальности и в наши дни. «Дома дети должны предаваться трем упражнениям: 1) вера в благочестие; 2) добрые нравы; 3) знание языков и наук. Никто не должен думать, что без усиленного труда может быть воспитано благочестие, добродетели, наука. Родителям необходимо показывать хороший пример, ко всему этому присоединить своевременные и разумные наставления». Успех в воспитании, по его мнению, возможен лишь при правильном педагогическом руководстве взрослых. Без взрослых ребенку трудно войти в мир понятий, чувств, деятельности. Ведущая роль отводится родителям и воспитателям. Поскольку начинается воспитание в семье, именно родители являются первыми педагогами и воспитателями ребенка.

О семейном воспитании, эмоциональном по своему характеру, высказывал прогрессивные мысли И.Г. Песталоцци. Всю систему нравственного элементарного образования, как и всего воспитания в целом Песталоцци рекомендовал строить на началах развития активности самого ребенка. Основы для всего последующего природосообразного нравственного развития ребенка необходимо заложить еще в семье, которую он именовал святилищем храма нравственной природы человека. В семье, по его словам, сконцентрированы и материал, и средства элементарной идеи, проявляется высочайшая забота об объединении всех этих средств в ребенке, начиная с младенческого возраста.

В плане первоначального материнского воспитания ценна работа Н.В. Шелгунова «Письма о воспитании», предназначенная для русских матерей. Свою работу о воспитании он оформил литературно, как популярный курс рационального воспитания, основанный на новейших для того времени данных опытной психологии. Особенно обращал внимание на изучение душевных процессов, совершающихся в ребенке, и на обучение женщины - матери психологии. Н.В. Шелгунов утверждал: «Если вы хотите быть настоящей воспитательницей, прежде всего, познакомьтесь с психологией - наблюдайте, читайте и думайте в психологическом направлении. Без изучения человеческой души невозможно воспитание человека, ибо воспитать человека значит воспитать его душу».

Предпочтение домашнему воспитанию отдавал Н.Г. Чернышевский, говоря при этом, что целью воспитания является развитие наших духовных способностей. Таковых, по мнению Чернышевского, две - это ум и чувство, исходя из этого ясно, что воспитание складывается из двух моментов: воспитание умственное и воспитание нравственное. И то и другое, по утверждению Чернышевского, лучше достигается в семье.

Особую заботу К.Д. Ушинский проявлял за сохранение народности в воспитании, невзирая на сословие семьи «...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа...». «Воспитательная идея каждого народа проникнута национальностью, более, чем что-либо другое», - писал К.Д. Ушинский.

Значение семьи в развитии личности ребенка подтверждает в своих публикациях Л.Н. Толстой. По его убеждению, воспитывая детей, надо, прежде всего, воспитывать себя. «Если отец и мать одеваются, едят, спят умеренно, и работают, и учатся, то и дети будут делать то же». Л.Н. Толстой советует родителям ничего не скрывать от детей из своей жизни, только благодаря искренности в отношениях завоевывается доверие ребенка.

П.Ф. Лесгафт полагает, что тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому, всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. По его мнению, только в семейном периоде жизни ребенок научится рассуждать.

По убеждению В.Ф. Одоевского, семья может способствовать первоначальному образованию ребенка. Он рекомендует матери для того, чтобы привести в деятельность умственные силы ребенка, использовать следующие приемы, а именно: подвести ребенка к пониманию того, чтобы он мог отличить, отделить себя от окружающих его предметов как бы познавая свое человеческое достоинство и смело войти во внутреннюю храмину души своей - в дальнейшем, на какой-то из новых предметов обратить свежее любопытство ребенка.

Основные положения о семье как школе понимания родины изложены С.Т. Аксаковым в «Семейной хронике». Тайну долговечности семьи он видит в том, что этот социальный институт позволяет человеку любой эпохи более устойчиво держаться в обществе. Семья, по его мнению, это не самоцель, а источник, питающий человека с рождения и вводящий его в высшие сферы жизни. Понимание чувства патриотизма, любви к родине приходит к ребенку именно в семье через ощущение матери, отца. Именно в любви ребенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека.

Значительно позже вопросы семейного воспитания были широко представлены в трудах отечественных педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. А.С. Макаренко говорит о семье как естественном человеческом коллективе, отвечающем за воспитание ребенка. В успехе семейного воспитания, по утверждению А.С. Макаренко, решающим является активное, постоянное, вполне сознательное выполнение родителями гражданского долга. Особое предпочтение отдавал родительскому авторитету, разумности и целесообразности родительского авторитета.

Воспитание в семье В.А. Сухомлинский сравнивал с благодарной и сложной работой, единой для всех и в то же время своеобразной и неповторимой в каждой семье, - это, по его словам, творение человека, называл это счастьем. По словам В.А. Сухомлинского, творение человека - напряжение всех духовных сил, жизненная мудрость, мастерство, искусство. Настоятельно рекомендовал обучать будущих отцов и матерей в специальных родительских школах - родительской педагогике. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто.

Семья в современных условиях становится основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности. Это также обуславливает необходимость непрерывного совершенствования семейного воспитания у каждого этноса. Принципиально важным для социализации личности ребенка дошкольного возраста является признание самоценности духовного мира, образа жизни, культуры народа.

Традиции глубоко национальны. Под народными традициями воспитания нами понимается та сфера материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Это - колыбельные песни, развивающие игрушки и игровые песни, детская одежда и подвижные игры, детские орудия труда и труд детей, детская пища и детское питание, детский фольклор, традиционные детские праздники и традиционные формы назидания, советы молодой матери и заветы предков потомкам, спортивные состязания, методы приучения и совокупность взглядов народа на подготовку подрастающего поколения к жизни и т.д. Но в ходе исторического развития, диалога культур происходит взаимовлияние педагогических традиций различных народов, и это придает им общечеловеческий характер. Они выполняют две взаимосвязанные социальные функции: а) являются средством стабилизации утверждающихся в данном обществе отношений и б) осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений через передачу исторического опыта воспитания.

Семейное воспитание, как известно, является одной из наиболее эффективных, наиболее плодотворных и созидательных форм социализации подрастающего поколения. Оно осуществляется в роду, общине, народе и сочетает в себе целенаправленное воспитательное влияние родителей, других старших членов семьи с объективным влиянием семейного быта. По своему характеру семейное воспитание - явление массовое, а не узкопрофильное. Оно возникло и развивается в гуще народа и репрезентируется в этнопедагогике как одной из ведущих областей социального творчества.

Совершенствование семейного воспитания должно осуществляться на подлинно научной основе, в соответствии с важнейшим требованием современной социальной и культурной жизни - национальной моделью воспитания. Идея развития национального воспитания, совершенствование семейной педагогики в духе этнических традиций - это общечеловеческая идея. В ее реализацию вносит вклад народная педагогика каждого этноса. В ней обобщен самобытный многовековой опыт воспитательной деятельности народа. Семейная этнопедагогика включает в себя обобщенный опыт семейного воспитания не только данного этноса, но и прогрессивный опыт, богатство знаний других народов. В силу этого семейная этнопедагогика органически связана с мировой педагогической мыслью, дополняет и обогащает ее.

Исходя из вышеизложенного, отметим, что именно семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Важнейшим фактором семейного этнопедагогики считается ее эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой любви к детям (Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, А.А. Григорьева). В семье существует возможности для включения ребенка в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность, опосредованного приобщения их производственному труду родителей. Вне зависимости от успехов личность в семье признается и принимается как самостоятельная ценность. Признание личности одной из главных жизненных ценностей создает исключительно благоприятные условия для ее дальнейшего развития. Семья является важнейшим средством децентрации - умения взглянуть на любые события с позиции другого человека.

Исследователь этнопедагогики Г.Н. Волков показал, что «очень высокая ставка на традиционную культуру воспитания, на педагогическую концепцию в современном мире естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически является главным условием национального возрождения любых национальных традиций. Это основа основ». Сказанное всецело относится и к этнопедагогике Республики Саха (Якутия).

Любой народ имеет свои этнические черты характера и мышления, свой определенный смысл жизни. Прогрессивные идеи, традиции, обычаи, связанные с опытом воспитания человека, вытекают из духовного наследия народа. Сущность этих идей мы находим в трудах первых исследователей истории якутов - А.Е. Кулаковского - Ексекулээх Елексей, Г.В. Ксенофонтова, В.В. Никифорова - Кюлюмнюр, С.А. Новгородова, П.А. Слепцова - Ойунского. Они рассматривали натурфилософские взгляды якутского народа на реальную действительность, понятие о вселенной, о мудрецах, создателях материального и духовного мира народа саха. Анализ их литературного наследия показывает этнопедагогическую ценность взглядов, суждений, идей, убеждений, навыков и приемов народа по вопросам развития и воспитания подрастающего поколения.

Большой интерес для оценки уровня воспитанности и опыта воспитания вызывает произведение А.Я. Уваровского «Воспоминание», где подробно описывается нравы и обычаи якутского народа. Он одним из первых научно изучил эпос - олонхо, песни, загадки, исторические предания, обряды, общественный строй якутского народа. Как человек, проживший среди якутов, знающий якутский язык, он обратил особое внимание на эпос - олонхо, раскрывающий две противоположные силы: доброе начало - айыы и зло - абаасы.

В.Ф. Афанасьев считает, что опыт и усвоение накопленных знаний народом должны оказать значительное содействие формированию личности нового человека. Он пишет, что народная педагогика - это сумма накопленных и проверенных практикой знаний.

По мнению К.С. Чиряева, семейная педагогика основывается на: соблюдении традиций нравственности, духовности; жизненной позиции самими детьми; уважении к другим народам; гуманизме, милосердии и т.д.

В 90-е годы в республике начался период роста национального самосознания, проявившегося как движение за возрождение традиционной этнической культуры. Созданы объединения, деятельность которых направлена на возрождение духовности и традиций народа саха. Созданы программы воспитания и обучения с использованием идей этнопедагогики. В республике появились различные направления этой науки: этнопсихология (А.П. Оконешникова, У.А. Винокурова), история этнопедагогики (Д.А. Данилов, И.С. Портнягин и др.), семейная этнопедагогика (А.А. Григорьева).

Д.А. Данилов выделяет следующие этнопедагогические традиции народов Якутии:

- бережное отношение к детям, особенно в младшие годы, исключающее физическое наказание, жестокость по отношению к ним, сочетающее в себе любовь, уважение, доверие с требовательностью к исполнению ими обязанностей;

- привитие с младенчества уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, создающего культ предков, родителей, родных, что способствует преодолению разобщенности старших и младших, установлению связи поколений;

- любовь, привязанность к родным местам, порождающая бережное, мудрое отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, развивающая умственные силы, наблюдательность, сообразительность, умение проанализировать явления природы, а также закладывающая основы формирования и развития патриотических чувств;

- посильное участие детей в различных видах домашнего, производительного труда, обуславливающее естественную общность детей и взрослых, их взаимоотношения на равных, понимание значения труда в жизни человека, социальное созревание детей.

Л.А. Афанасьев, исследовал глубинные смыслы фольклора, верования народа саха, создал учение «Айыы уерэ5э (учение Айыы)», где учение о Добре становится главным аспектом воспитания подрастающего поколения. Он создал систему учения Айыы, вывел из нравственных обычаев предков традиции отношения человека к живой и неживой природе.

По мнению И.С. Портнягина, этнопедагогика «кут-сюр» - педагогические воззрения народа саха, она отражает традиционные взгляды на взаимопонимание природы, человека, общества и интересы народных масс в виде системы педагогических воззрений, в виде науки о педагогике семьи, рода, племени, народностей и наций. Эта педагогика воспитания национального характера, средоточие сложившихся идей, представлений и взглядов на воспитательный процесс на уровне так называемого обыденного сознания. Если рассматривать учение айыы с точки зрения народной педагогики, то из его идей можно составить моральный кодекс айыы нравственности, обязательный для каждого якута:

- соблюдай в своей жизни учение айыы, придерживайся его закономерностей;

- не противоборствуй закономерностям учения айыы;

- всегда думай о соответствии учения айыы перспективе своего развития;

- всегда будь жизнеспособным, жизнерадостным, любознательным, человечным;

- следуя учению айыы, овладевай любимым ремеслом, чтобы стать нужным человеком;

- соблюдай закономерности природы, общества, человеческого мышления по подобно заповедям учения айыы;

- содействуй солидарности и консолидации своего родного народа;

- будь отзывчивым, доброжелательным и общительным;

- будь жизнестойким и люби жизнь.

Заповеди народного воспитания не похожи на свод дозволенного и недозволенного, как, например, в заповедях религиозных. Педагогические заповеди имеют более усложненный вид, в них сконцентрировано социально-философское понимание взаимодействия людей по разумному, сознательному поддержанию процесса жизни.

А.А. Григорьева разработала систему этнопедагогизации воспитательного пространства якутской семьи. Главными объектами этнопедагогизации воспитания выступают образовательная система народа и семьи. Она выдвигает следующие задачи по совершенствовании этнопедагогического пространства:

а) создание системы учебных программ и пособий, позволяющих знакомить с якутской культурой семейного воспитания дошкольников, школьников, студентов, и их использование в процессе воспитания и обучения;

б) постоянный учет в процессе этнопедагогизации духовной жизни народа того, что его традиционная система воспитания развивается, она находится в поиске новых средств реализации своего идеала воспитания и стремится к его уточнению;

в) использование идей народной педагогики - с учетом неоднородности национального состава населения;

г) широкое вовлечение родителей в работу по этнопедагогизации воспитания подрастающего поколения.

Формированию навыка самореализации издавна придавали огромное значение, поскольку суровые северные условия жизни требовали от каждого человека развития качеств организованности и требовательности для обеспечения выживания и подготовки молодого поколения к жизни У народа саха существуют понятия «бас-кес, ытык ыаллар» ( главенствующая, уважаемая семья»), «дьоЬун, ньир-бааччы ыаллар» («благополучная семья»), «удьуордаан сис ыаллар», «терут уус дьон» («родовитые, унаследовавшие лучшие качества традиции»). Семьи, в которых успешно передают традиции своим детям, происходит социальное и духовное наследование. Самореализующее и саморазвивающее начало семьи как воспитательной среды проявляется в том, что стимулирует личностный рост ребенка: пробуждает его самосознание, актуализирует рефлексию, укрепляет сознательную саморегуляцию, учит духовному самоукреплению, помогает выработать самоэффективность в деятельности, адекватно обстоятельствам самореализовывать себя.

По мнению Н.Д. Неустроева, сохранение и использование воспитательных традиций, духовной культуры народов Севера, обусловленных особенностями региональной среды, оказывает большое воспитательное воздействие на формирование личности как представителя данного северного этноса.

Воспитание личности в традиционной семье северян включает в себя социализацию личности ребенка в микросреде. Так, У.А. Винокурова, исследуя проблему семьи, подчеркивает, что «семья призвана воспитывать человека, владеющего умением общаться с другими себе подобными, руководствуясь морально-нравственными устоями своей этнической общности». Адаптивные механизмы при социализации ребенка можно обнаружить в образцах фольклора, обычаях и верованиях, в традиционном мировоззрении. Особенно сильно выраженное адаптивное значение имели праздники и обряды. Они способствовали социальной консолидации рода, племени, закреплению социального статуса и престижа личности в обществе, созданию чувства равновесия в социальной среде, формированию ценностных ориентации и нравственности, норм и стереотипов поведения, выполнению охранительной, защитной функции по отношению к членам общины.

Особый интерес для нашего исследования вызывает исследование М.Г. Колодезниковой, которая раскрывает дидактические основы практики семейного воспитания народа саха:

1. С раннего возраста ребенок должен знать родственные отношения, имена родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, других членов семьи, нормы отношения к ним; здороваться, благодарить, обращаться с просьбой, отзываться на предложения, помогать близким, готовиться к семейным праздникам. Старшие дошкольники должны понимать, что жизнь семьи зависит от того, как все относятся к своим обязанностям, находят повод и способы выражения заботы о других.

2. У детей формируют представления о роде, о том, что род имеет историю, которую продолжает своей жизнью каждый человек. От того, насколько достойно он живет, зависит честь его рода. Это помогает детям осознать более сложное понятие Родины: у каждого человека кроме родных людей есть Родина - место, где родился и живет человек и его родители. Родина - такая же близкая, как родители.

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, в своих работах педагоги-исследователи выделяют разнообразные аспекты семейного воспитания:

- опора на гуманистические идеи семейной педагогики в рамках теории «свободного воспитания» (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, К.Н. Вентцель);

- использование принципов народности в системе общественного воспитания по теории К.Д. Ушинского (П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский);

- определение семьи как фактора социализации личности ребенка, как «комплекс условий и средств» (В.Г. Алексеева, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчева и др.);

- воспитание «свободоспособной личности» (Б.З. Вульфов, О.С. Газман, А.В. Петровский);

- применение теории психологической идентификации личности с этносом (Г.Н. Волков, И.С. Кон, B.C. Мухина);

- опора на народно-педагогические идеи в области воспитания детей (В.Ф. Афанасьев, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, М.Г. Колодезникова, Б.Н.Попов, И.С. Портнягин, К.С. Чиряев);

- социальное воспитание в рамках «туелбэнэн иитии (воспитание всем миром) (А.Г. Корнилова, Л.И. Омукова, Е.П. Чехордуна, А.П. Шамаева).

Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка осуществляется на основе применения личностно-ориентированного, системного, средового подходов.

Значительный интерес в связи с исследуемой нами проблемой представляет структура процесса социализации, которая позволит нам выстроить взаимодействие семейного и общественного воспитания. Мы полагаем, что процесс социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада должен включать в себя, во-первых, познавательную направленность, ориентированную на усвоение норм социальных отношений; коммуникативную направленность, ориентированную на умение строить отношения, самореализацию в деятельности; эмоциональную направленность, необходимую для выражения отношения к себе как субъекту деятельности, к собственной деятельности и другим людям, как субъектам совместной деятельности.

Таким образом, в ходе системного анализа социализации личности ребенка (в историческом и современном аспектах) нами было установлено, что в настоящее время недостаточно разработан механизм данного процесса на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, не определены условия эффективного функционирования системы социального воспитания дошкольников в условиях национального детского сада.


Сметанина Варвара Ильинична



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Об ассоциальном влиянии ролевых компьютерных игр на агрессивное поведение подростков
Анализ отечественного и зарубежного опыта дистанционного обучения иностранным языкам
Воспитание гражданина - основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации
Использование изобразительной деятельности в психологической практике
Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам
Вернуться к списку публикаций