2011-08-22 21:53:53
ГлавнаяПедагогика и психология — Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования



Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования


Социальная психология понимает социализацию как процесс, обеспечивающий включение в ту или иную социальную группу или общность. Социализация представляет собой развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе которого он усваивает социальный опыт и активно реализует себя, изменяя и жизненные обстоятельства. Социализация осуществляется с помощью общения, а также путем идентификации человека с обществом и обособлением личности в нем.

Психолого-педагогический взгляд на социализацию раскрывает содержательную конкретику этого процесса, обосновывает механизмы, связанные с условиями социализации (среда, пространство) и позицией личности в этом процессе (активность, пассивность, приспособление), подчеркивая демократический (добровольный) гуманный характер социализации как педагогического феномена. Так, социализация личности есть, с одной стороны, усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство социальных связей и социального опыта, усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

С другой стороны, в контексте формирования и развития личности, на первый план выдвигаются собственная активность субъекта социализации, процессы обретения социального опыта в ходе активного самопостроения личности, включение детей и подростков в жизнь сообщества на демократических принципах совместной деятельности в образовательной среде - (позитивная социализация, по О.С. Газману), расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие, самореализация в том обществе, к которому он принадлежит. Подчеркивается активный характер социализации человека, в ходе которой он не только усваивает социальный опыт, но и полноценно реализует себя, влияя, в том числе, и на жизненные обстоятельства.

В нашем исследовании процесс целенаправленного воспитания, осуществляемого в семье и в специально созданных воспитательных учреждениях, чрезвычайно важным является выделение двух форм социализации, которая может происходить как в условиях стихийного воздействия на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни. В отличие от воспитания, которое представляет собой намеренное формирование личности в соответствии с принятым идеалом, социализация охватывает процесс и результаты взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний на человека.

Так, выделяют основные направления (сферы) социализации, которые дают название ее видам: поведенческая, эмоционально-чувственная, познавательная, бытийная, морально-нравственная, межличностная, полоролевая, профессиональная, семейная, политическая.

Известный французский юрист Ж. Тард рассматривает процесс социализации как включение индивида в нацию, в народ. Общество Ж. Тард характеризует как группы людей, одинаково воспитанных, обладающих одинаковыми средствами к жизни, взаимовлияющих друг на друга. Социализация понимается как «многосторонняя однообразность, к которой идет общество».

Исходя из данных позиций, видно, что термин социализации употребляется как синоним понятий «коллективный, общественный».

В 60-70-е гг. XX в. проблема социализации стала широко обсуждаться в западных научных исследованиях. В 1956 г. термин социализация был внесен в реестр американской социологической ассоциации. Это означало его официальное принятие и направило усилия на изучение данного процесса.

В социологических исследованиях зарубежных ученых наблюдается двоякий подход к теории социализации. Критерием разделения служит позиция самого человека в процессе социализации. Обозначим и проанализируем эти подходы. В рамках первого субъект объектного подхода можно выделить два направления:

1. Представителем первого направления является З. Фрейд. Его идеи основаны на принятии человека как биологического существа, которое лишь приспосабливается к условиям существования в обществе. Социализация сводится к согласованию внутренних потребностей человека, его инстинктов с внешним «табу».

2. В начале XX в. появляется второе направление в изучении понятия «социализация» с точки зрения социологов. В исследовании Э.А. Домбравского выделены и проанализированы ветви в рамках данного направления:

- культурологическое направление трактует социализацию как процесс усвоения культуры. Культура - предпосылка, цель и результат социализации. Процесс социализации - это механизм трансляции духовной культуры от поколения к поколению ( Дж.Уайтинг, И. Гайлд).

Школа структурно-функционального анализа, которая берет начало от школы Эмиля Дюркгейма. В своих известных исследованиях отношений человека и общества он неоднократно обращался к вопросам социализации и воспитания подрастающего поколения. Практически не разводя эти термины, Э.Дюркгейм использовал их как синонимы, понимая под воспитанием «постоянно испытываемое ребенком давление социальной среды, стремящейся сформулировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками родителей и учителей». Смысл позиции Э. Дюркгейма сводится к признанию приоритета общества над личностью, что человек в процессе социализации занимает пассивную позицию, а сам процесс социализации - это адаптация человека к обществу, которое формирует его в соответствии со своей культурой.

Особый интерес для нашего исследования представляют идеи Т. Парсонса. Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, по мнению Парсонса, происходит в семье. В семье, отмечает он, складываются фундаментальные мотивационные установки человека. Социализация в семье происходит благодаря действиям психологического механизма, который работает на основе сформированного Э.Фрейдом принципа удовольствия - страдания и приводится в действие с помощью награждения и наказаний.

Анализ словарно - справочной литературы, сделанный исследователем Ю.И. Кривовым, показал, что авторы (В.Ч. Гуд, Б. Уолтен) толкуют «социализацию как процесс усвоения человеком методов, идей, верований, ценностей, норм специфической культуры, в которой он живет, и адаптации их как часть собственной личности». Похожий вариант присутствует в международном словаре образовательных терминов Г. Герри Пейджа, Дж. Томаса, Алана Р.Маршалла: «Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развитие удовлетворительных связей с другими людьми».

Таким образом, данный подход на социализацию предполагает активную роль общества, выступающего доминантой, а личность является пассивным участником, который приспосабливается к условиям общества, в котором живет.

В рамках второго - субъект-субъектного - подхода действует школа символического интеракционизма. Символический интеракционизм основывается на теории межличностного общения Ч.Х.Кули, автор теории «зеркального я», считал, что индивидуальное «Я» приобретает социальное качество в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников), то есть в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Дж. Мид, разрабатывая направление, утверждал, что, «богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального «Я» реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых «Я» участвует. В то же время только активная роль индивида в процессе социализации будет способствовать формированию самостоятельной и способной к сотрудничеству личности».

Заслуживает особого внимания концепция «Социализация для социальных изменений» профессора отделения социологии Вашингтонского университета Ирвина Таллмена. Предмет интереса И. Таллмена - механизм семейной социализации в условиях нестабильной социокультурной среды. Полагая, что содержание, качество и результат социализации подростка во многом определяются условиями общины, в которой живет его семья, он положил в основу своей теории следующее положение: «Чем лучше человек учится разрешать проблемы в собственном окружении, будучи подростком, тем лучше он способен переживать стремительные изменения, непредсказуемость мира, когда становится взрослым». Он определяет социализацию как процесс, в котором живущие в данном социальном контексте индивидуумы осваивают определенные социальные роли, позиции (идентичность) через взаимодействие друг с другом.

Эволюционный подход к социализации характеризуют теории самоактуализации (К. Роджерс, А. Маслоу), в соответствии с которыми, совершенствование личности происходит благодаря преодолению кризисов, возникающих проблемных ситуаций. В процессе социализации изменяется структура «Я» личности; она становится более гибкой и открытой, способной к саморазвитию своей человеческой сущности; укрепляются вера, самоуважение, доверие к себе. На эволюцию «Я - концепции» влияет система восприятия и оценки личностью самой себя и своих отношений к миру.

Для нас важен выделенный Э. Эриксоном ранний возраст. «Успешное решение подрастающим поколением возрастных личностных « кризисов идентичности» приводит к обретению соответствующих социально - ценных качеств: доверия к окружающему миру, опыта, автономии, инициативности, потребности в освоения различных видов деятельности, идентификации со значимыми другими. Названные социально-ценные качества, по Эриксону, становятся личностными характеристиками в результате активности ребенка, его выбора соответствующего отношения к миру, себе и другим людям. Вместе с тем, благоприятный или неблагоприятный исход социализации зависит как от воспитательных возможностей среды, так и эмоциональной поддержки в процессе межличностного взаимодействия.

Идеи социальной обусловленности воспитания особенно характерны для социально-педагогической мысли России. Развитие концепции социальной детерминации обозначено в исследованиях С.Т. Шацкого, К.Н. Вентцеля, А.В. Луначарского, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого. К.Д. Ушинский подчеркивал значимость народных традиций, обычаев, культуры для нравственного воспитания ребенка.

По мнению П.Ф. Каптерева, суть педагогического идеала может быть высказана в следующих словах: «Прежде всего каждый воспитываемый должен быть образован как добрый общественник», поскольку «общественность есть второй воздух, которым мы духовно дышим», и состоит она «в обязанности и охоте работать с другими людьми совместно, сливать свое «я» в дружное сообщество с другими такими же «я». «Общественная среда есть духовный воздух, без которого, как и без обыкновенного воздуха, человек дышать, т.е. существовать, не может».

«Главная работа школы, - писал С.Т. Шацкий в 1922 г. работа над тем материалом, который дает детская жизнь, и ее цель - содействовать тому, чтобы дети жили лучше, т.е. полнее, здоровее в личном и общественном отношении. Тогда школа действительно будет нужна детям, нужна как воздух, которым они дышат».

По мнению Л.Н. Толстого, ребенок располагается намного ближе, чем взрослый, к тем идеалам гармонии, правды, красоты и добра, до которых его хотят возвести. Поэтому учить и воспитывать ребенка в традиционном смысле просто невозможно. Ему лишь только следует предоставлять материал, чтобы он мог «пополнять гармонически и всесторонне», а также создавать условия для свободного самовыражения.

Известный русский педагог К.Н. Вентцель раскрывает триединую взаимообусловленную целостность социализирующего воздействия: «Три великие задачи, согласно теории свободного воспитания, ложатся на современного человека. Это - освобождение ребенка, освобождение самого себя и освобождение общества. И все эти три задачи находятся в теснейшей связи друг с другом, и все они могут быть разрешены только одновременно, потому что разрешение каждой из них предполагает разрешение двух остальных». По его мнению, цель социального воспитания заключается в том, чтобы индивидуум осознал свое единство с некоторой социальной группой, все более расширяющейся по своим размерам и поднимающейся в своем развитии ко все более и более высоким формам. В конечном итоге, эта социальная форма имеет стать всем человечеством».

Специальное изучение проблемы социализации в нашей стране относят к 60-м гг. XX в. хотя психологические аспекты рассматривались значительно раньше Л.С. Выготским, Л.И. Божович, Д.Б. Элькониным. Так, Л.С. Выготский поднимает вопрос о взаимодействии личности и среды. Он подчеркивает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития - натурального и социального. Л.С. Выготский предостерегает от ошибки принятия среды за обстановку развития. Он считает ошибкой, когда среда «рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребенку, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него условий. Человек в любом возрасте активен в среде и избирателен, преломляет среду через себя.

Ретроспективный анализ исследований по социализации личности в советское время свидетельствует о разноаспектном изучении этого феномена социологами, социальными психологами, педагогами (Л.П. Буева, И.М. Даниленко, Н.П. Дубинин, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Л.Н. Столович, С.Л. Рубинштейн и др.).

Фундаментальные исследования проблем социализации личности ребенка И.С. Коном представляют философские, социологические, этнографические, культурологические, педагогические основы для дальнейшего изучения и развития теории и практики этого процесса. Социализацию ученый рассматривает как процесс формирования целостной личности, обусловленной совокупностью общественных отношений, происходящих как в социально контролируемых, так и в стихийных, спонтанных формах.

Нам близка точка зрения А.В. Мудрика, который определяет сущность процесса социализации личности многофакторностью влияющих условий и обстоятельств. В работах А.В. Мудрика представлены педагогические характеристики факторов социализации: мегафакторы (космос, планета, мир); макрофакторы (страна, этнос, общество, государство); мезофакторы (регион, село, город, поселок, средства массовой информации, субкультура) и микрофакторы (семья, соседство, микросоциум: группа сверстников, воспитательные организации, общественные организации).

Н.И. Шевандрин считает, что факторами социализации могут выступать взаимоотношения в семье, в дошкольном образовательном учреждении, школе и др. По мнению ученого, социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы «факторами»: целенаправленное воспитание, обучение и социальное воздействие в деятельности и общении.

Особое внимание в процессе социализации следует уделять воспитанию свободной личности, способной делать выбор, принимать ответственные решения, уважать выбор других, уметь противопоставлять внешнему давлению свое волеизъявление.

По мнению Б.З. Вульфова, «к важнейшим механизмам социализации школьника можно отнести: социальную адаптацию, которая обеспечивает не только преемственную связь поколений, но является осуществляющей способностью к физическому, нравственному, социальному выживанию как готовность выбрать верные способы существования, сохраняя активную позицию как в существующих, так и ожидаемых или непредвиденных обстоятельствах. Педагогическую апперцепцию, суть которой в том, что осуществленная вследствие собственного выбора и запечатленная в предметном опыте ребенка ситуация успеха и связанное с этим положительное восприятие своего «Я» (синдром победителя) определяют все последующие восприятия и поступки в аспекте позитивного взгляда на мир, общество и самого себя.

Кроме того, механизмами социализации считаются: подражание, желание, биологические потребности (психические факторы) и престиж, повиновение, практическая выгода (социальные факторы) (по Г. Тарду); идентификация и обособление личности (B.C. Мухина). Обширный спектр механизмов социализации свидетельствует о чрезвычайной сложности самого процесса социализации личности как производного от структурно- содержательного богатства человека, а также обуславливает, со своей стороны, педагогическую возможность социализирующего влияния на личность с максимальным учетом обусловленных факторов.

В последние годы появился целый ряд исследований по проблемам социализации детей и молодежи в условиях постсоветского периода, развития нашего общества и государства. Возрастной аспект социального становления личности представлен работами А.В. Волохова, Н.Ф. Головановой, В.М. Иванова, С.А. Козловой, А.Г. Корниловой, М.В. Крулехт, Д.И. Фельдштейна.

Основополагающими принципами являются идеи Д.И. Фельдштейна, что социализация и индивидуализация - это две стороны единого процесса развития социального в ребенке. Индивид может выступать на уровне высокого самоопределения и принятия его среди других в том случае, если он социально значим и индивидуально выражен.

В исследовании М.В. Крулехт социализация в единстве с индивидуализацией рассматривается как основной путь развития личности дошкольника в онтогенезе. Автор подчеркивает, что «в процессе социализации следует формировать свойства и качества, которых еще нет во внутренних структурах человека, но которые могут быть «сконструированы» в результате специально создаваемых педагогических ситуаций, опыта переживаний и деятельности, т.е. «снаружи», и присвоены на индивидуально-личностном уровне, т.е. перенесены «вовнутрь», после чего становится возможным их дальнейшее развитие.

Социализацию как процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, а также установления им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества, определяют ученые И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов.

Соглашаясь с данным суждением, С.А. Козлова подчеркивает, что «социализация - это не только процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но и преобразования его».

В исследовании А.В. Волохова разработана концепция социализации ребенка в детских общественных организациях. Под социализацией автор понимает «диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, освоения, присвоения, обогащения и передачи ребенком опыта социального взаимодействия детей и взрослых. При этом в процессе социализации у ребенка формируется готовность к социальным действиям.

В исследовании А.Г. Корниловой прослеживается зависимость позитивной социализации школьников от следующих факторов упорядочивания взаимообусловленного воздействия на личность организационных и стихийных факторов; направляемого взаимодействия воспитательных учреждений и других агентов социализации; создания условий для установления рациональных отношений в системе «личность - общество», «ребенок - среда».

Результат процесса социализации - непростой вопрос и требует отдельного рассмотрения, так как выводит нас на понятия критериев и показателей социализированности. Основной результат эффективной социализации по мнению большинства ученых - научение воспитанников быть «продуктивными членами общества», приобщение их к правам, ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества. В качестве критериев и показателей социализированности предлагается использовать отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности (А.В. Волохов); степень активности жизненной позиции (Т.Н. Мальковская); направленность личности на предмет социальных отношений (Б.А. Титов); степень сформированности социального опыта (Н.Ф. Голованова). При отслеживании результатов эффективной социализации в нашем исследовании мы основываемся на концепции М.И. Шиловой и разделяем ее мнение о том, что главное проявление эффективной социализации личности видится в том способе, каким регулируется поведение людей. Такое регулирование может быть внешним (социальные нормы - требования, общественное мнение) и внутренними (моральное сознание личности и добровольность поведения).

Одним из главных результатов социализации считается социализированность, понимаемая как сформированность черт личности, требуемая данным обществом, а также усвоение человеком соответствующих социальных установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать его на последующих стадиях развития. Американский исследователь А. Инкельс назвал это «заглядыванием вперед», т.е. изучением того, каким должен быть ребенок сейчас, чтобы добиться успеха, встав взрослым.

Значимым итогом социализации личности является развитие у него определенной системы качеств, которая фиксируется понятием «социальная зрелость» и включает в себе интеллектуальную, трудовую, профессиональную, мировоззренческую, политическую, нравственную и другие стороны личностной зрелости. Зрелость представляет собой определенный этап в развитии, какого-либо процесса или явления, который характеризуется высшими достижениями качественных и количественных параметров этого развития. Стадия зрелости характеризуется реализацией потенций и возможностей, которые были заложены в данном явлении ими процесса, превращением этих возможностей в действительность.

Более подробно хотелось бы остановиться на понятии «социальная адаптация». Умение ребенка дошкольного возраста адаптироваться к социальным условиям является важнейшей (наряду с активностью) стороной процесса социализации личности. Многие исследователи подчеркивают положительную сторону адаптации как показатель успешной социализации личности ребенка младшего возраста в обществе.

Отечественные педагоги понимают адаптивность как умение человека понять и оценить факторы окружающей действительности в связи не только с непосредственной ситуацией, но и планами на будущее. Поэтому адаптивность - это не только «приспособленчество», но и ощущение среды, места и времени. Если научить ребенка правильно ориентироваться в любых обстоятельствах, он сможет сделать гораздо больше полезного и избежит многих осложнений».

По мнению В.Г. Бочаровой, решение задач оптимального развития личности и социального развития общества вполне осуществляемо, если суметь ликвидировать имеющий место отрыв семьи, социокультурной среды от образовательного процесса, т.е. если обеспечить плодотворное, взаимообогащающее, гармоничное сотрудничество всех институциональных факторов социализации.

Социализация - это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и форм поведения. Синонимом слова «социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественна «окультуриванию» - присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений.

Анализ трудов зарубежных и отечественных ученых позволил выделить следующие положения, которые имеют значение для исследуемой нами проблемы:

- социализация - процесс непрерывный, длящийся всю жизнь, который распадается на периоды (в детстве ребенок овладевает нормами социальной жизни, отрочество - время индивидуализации и развития потребности «быть личностью», в юности идет приобретение черт и свойств личности);

- на основе социального опыта складывается внутренняя позиция личности, что говорит об ее активной позиции в процессе социализации;

- принятие, освоение социального опыта происходит только в процессе взаимодействия основных институтов социализации (семья, дошкольное образовательное учреждение, школа и т.д.).

Традиционный взгляд на семью основан на следующих положениях:

В социологии семья рассматривается как малая социальная группа, сложная структура, состоящая из отношений «доминирования - подчинения» (власти), ответственности, где все члены семьи автоматически участвуют во всех совместных делах».

В этнографии - как «общность людей, где создается атмосфера объективной потребности каждого в участии в труде», дети опосредованно или неопосредованно участвуют в производственно-трудовой деятельности родителей.

В антропологии - как биологическая заданность, наследственность и естественная природа человека, а в соционике - как «процесс брачно-супружеских взаимоотношений и влияния этих взаимоотношений на формирование эмоционального, нравственно-духовного становления человека».

В психологии семья, семейные взаимоотношения и взаимодействия рассматриваются как «процесс эмоциональной близости и влияния на психическое формирование личности, что обеспечивается атмосферой непрерывной, постоянной деятельности, обеспечивающей повседневное общение с людьми, с окружающим миром, природой, что обуславливает формирование психических процессов и развитие личности».

В педагогике - как «институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких, соседей».

Какими бы не были ценностно-целевые концепции образования, они имеют смысл лишь в том случае, если помогают выйти в сферу широко понимаемой в педагогической практике повышения роли семьи как социально-образовательного института. Взаимодействие социумов - семьи и детского сада объективная необходимость. Это реальность, существующая хотя бы потому, что педагогов и родителей объединяет одна и та же благородная цель воспитания духовно-нравственной личности ребенка. Вопрос взаимодействия социумов - взаимодействие ментальностей исследовался Б.С. Гершунским. Анализируя природу взаимодействия, он высказывает мысль о том, что «...взаимодействие социумов на основе знания, понимания и добровольной духовной конвергенции и интеграции их ментальностей - это нравственное взаимообогащение, взаимовыгодное сотрудничество, равноправное партнерство. Это - торжество Добра. Это - Мир».

Основными институтами социализации являются семья, дошкольное образовательное учреждение, школа, ВУЗ и другие общности людей, в которых протекает процесс социализации человека. Недооценка воспитательной роли того или иного социального института в формировании личности, влияния тех или иных сфер жизнедеятельности как фактора становления личности нарушает целостность, системность общественного воспитания. Объединение воспитательных возможностей среды и различных институтов воспитания в процессе социализации личности обозначается современной государственной и общественной ситуацией как императив.

Являясь важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание, образовательное учреждение призвано осуществлять руководство семейным воспитанием учащихся. Семья как фактор социализации обеспечивает непрерывность, устойчивость и систематичность воздействия главным образом в плоскости взаимоотношений, основанных на эмпатийно-родственных чувствах любви и взаимной ответственности. Семья обеспечивает возможность возрастания социального опыта составляющих ее субъектов на основе передачи - наследования и взаимного обучения. Кроме того, семья позволяет в максимальной степени учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Целенаправленное воздействие (воспитание) осуществляется примером родителей, их психолого-педагогической компетенцией и активностью в реализации целей воспитания.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Время как ресурс развития личности
Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий
Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения
Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности
Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности
Вернуться к списку публикаций