2010-06-28 22:05:20
ГлавнаяПедагогика и психология — Психологическая коррекция личности: применение художественных текстов



Психологическая коррекция личности: применение художественных текстов


Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкой базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.


Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной - непременно ;

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины,

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться - мне едино.


Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично, на каком

Не понимаемой быть встречным!

(Читателем газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен...)

Двадцатого столетья - он,

А я - до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все - равны, мне все - равно,

И, может быть, всего равнее ;


Родное бывшее - всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты - как рукой сняло:

Душа, родившаяся - где-то.


Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей - поперек!

Родимого пятна не сыщет!


Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все - едино.

Но если по дороге; куст

Встает, особенно - рябина...

(Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. М.: «Художественная литература», 1990. С.170-171.)


Примерный алгоритм:

1. Чтение по кругу.

2. Вербализация чувств: что чувствовали, когда читали сами, когда слушали других, на какие строки возникли особо сильные чувства или ассоциации?

3. Дискуссия в микрогруппах:

- Какие чувства переживает лирическая героиня?

- Как она относится к этим чувствам?

- В каких строках она обнаруживает психозащитность своих суждений?

- В чем суть переживаемого героиней внутриличностного конфликта?

- Чего героиня хочет?

- Какие вопросы могла бы героиня задать себе и какими могли бы быть на них ответы?


4. Представление итогов большому кругу.

5. Обобщение и работа по личным запросам с согласия круга.

Участники приходят к выводу, что лирическая героиня М. Цветаевой переживает внутриличностный конфликт, который состоит в столкновении двух ее «Я»: «Я - желаемого» - независимого, свободного от тоски по родине, и «Я - наличного» - тоскующего и страдающего.

Героиня переживает чувство одиночества, несвободы (плененный лев), отсутствия опоры и паники (медведь без льдины), унижения, отверженности (не уживается и не надеется ужиться), обиды на свою родину (мой край меня не уберег), бездомности (всяк дом мне чужд). Эти чувства - мучительны. Чтобы защититься от боли, причиняемой ими, героиня отрицает тоску по родине, объясняя, что ей все равно, где быть одинокой. Однако в недоговоренности двух последних строк зафиксирована бузуспешность такого отрицания: нет, не все равно, где быть одинокой, - тоска по родине пробивается из-под всех психозащит. (Тема ностальгических чувств актуальна и сегодня: психологическое сопровождение вынужденных переселенцев является одной из задач социальных служб).

Чего же хочет героиня? Она хочет:

- ощущать дом, в котором живет, как свой собственный;

- чувствовать себя свободной;

- чувствовать себя принятой средой, а не вытесняемой ею;

- уживаться с окружением;

- быть оберегаемой, защищенной.

Вопросы, которые возникли после составления списка желаний, и варианты ответов на них:

- От кого лучше хотеть: от себя или от других? Хотеть лучше от себя - от других можно не получить.

Только наши собственные шаги могут побудить других сделать ответные.

- Через что мы чувствуем, что дом - наш? Что дает ощущение СВОЕГО дома?

Дом нужно обжить, «приручить»: внести в него те житейские мелочи, которые связаны с традициями семьи, рода, этноса, а также то, на чем лежит отпечаток нашей личности.

- С чем связано ощущение плененности? Как его преодолеть?

Это ощущение связано с зависимостью от окружения, с центрацией на его оценках, реакциях. Децентрироваться - всегда во власти человека. Внутреннюю свободу отнять не может никто. Она обеспечивается принятием себя, в частности позволением себе любых чувств. « Это нормально - испытывать любые реальные чувства. У чувств нет моральности. Они ни плохи, ни хороши, они всегда этически нейтральны,» - писал Кавано (1974).

- Кого вытесняет людская среда и как уживаться?

Среда вытесняет тех, кто выше. Порой человек остается в такой среде за счет «эмиграции внутрь себя», порой - за счет «разведения» в людях их наличного «Я» и духовного «Я», которое принимается безусловно в каждом. Вытесняет среда и тех, кто транслирует отрицательные оценки ее обычаев, традиций.

- Когда мы чувствуем себя униженными и в нашей ли власти избежать этого чувства?

Мы чувствуем себя униженными, когда все негативное, идущее извне, принимаем на свой счет, то есть, когда мы центрированы на себе. В нашей власти «выставить» границы собственной личности и спросить себя: «А что о себе сообщает мне партнер, когда говорит это мне?». Более того, в нашей власти принять как драгоценный дар любые проявления. Другого, если мы переосмыслим эти проявления как выражение чего-то значимого и для нас, и для него.

- Когда нас не понимают и что мы можем сделать для того, чтобы поняли?

Мы имеем право ожидать понимания от окружающих, но мы берем на себя ответственность за то, чтобы быть ясными, понятными, за подачу обратной связи в ответ на реакцию непонимания, за запрос обратной связи - понимают ли нас? И, конечно же, желая, чтобы поняли нас, мы постараемся понять других, расположив их тем самым к усилиям по пониманию нас.

- Что значит: нас не уберегли? Какова степень нашей личной ответственности за нашу личностную неприкосновенность или творческую самореализацию?

Необходимо различать права гражданина и права личности. Общество в виде правовых гарантий обеспечивает лишь доступный большинству круг прав. Личность же как бы стремится все время выйти за пределы этого круга. Она настаивает на своем праве на непредсказуемость, которая является условием творчества. О личностной неприкосновенности, о реализации права на творчество кроме самой личности никто не позаботится - вот из чего надо исходить. Конечно, такая забота была бы желательна, но она не гарантирована социумом. Человек свободен в своем выборе: открыть ему личностные границы и обидеться на Другого или выставить границы, применив, например, техники корректной самозащиты при общении с эмоционально заряженным собеседником, отказаться от творческой работы в условиях непризнания социумом ее результатов или пожертвовать материальным благополучием ради творческого роста.

Одиночество - естественное переживание, относящееся к разряду экзистенциальных: человек рождается и умирает в одиночку. Это - трудно. И.Ялом пишет: «Даже если ты один в лодке, всегда приятно видеть огни других лодок, покачивающихся рядом» (1991).

Пытаясь избежать одиночества, человек может сливаться с другими, растворяться в них. Это - саморазрушение. На необходимость принятия одиночества указывает К.Витакер: «Поняв, что одиночество неизбежно и что можно быть одиноким с другими, ты учишься взаимному одиночеству, которое ведет ко все большей близости. И так становишься все в большей и большей степени самим собой».

Таким образом, ключевыми темами при анализе этого стихотворения являются следующие: права и ответственность личности, личность и группа, экзистенциальное одиночество. Какие темы окажутся доминирующими? Это нельзя заранее предвидеть: доминанта создается резонансом определенного содержания художественного текста и актуальных для большинства участников группы психологических проблем. Возможны и очень далекие ассоциативные ходы. В любом случае темы, на которые участники вышли или которые заявили благодаря обращению к архетипическим образам художественного текста, прорабатываются с высоким уровнем включенности, что делает достаточно вероятной последующую аутокоррекцию личностных нарушений. Об этом свидетельствует отсроченная обратная связь, получаемая нами от участников тренингов личностного роста - педагогов, социальных работников.

Л.К. Гаврилина



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Анализ отечественного и зарубежного опыта дистанционного обучения иностранным языкам
О диагностике агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста
Дополнительное образование как источник саморазвития, самоопределения и самореализации личности
Виды мышления
Эволюции менеджмента в производственной сфере - объективная предпосылка педагогического менеджмента
Вернуться к списку публикаций