2010-06-27 22:05:20
ГлавнаяПедагогика и психология — Использование изобразительной деятельности в психологической практике



Использование изобразительной деятельности в психологической практике


Итак, РТС измеряет способность выбирать, комбинировать, представлять, сохранять и формировать концепции горизонтального и вертикального положения, высоты, ширины и глубины.

Из таблицы видно, что наибольшее количество баллов по субтесту получил испытуемый 3. У него хорошо развита способность представлять горизонтальность, вертикальность и строить последовательности. Можно предположить хорошие предпосылки к формированию логического мышления. Хотя испытуемому 6 лет, у него уже сформированы представления о горизонтальности и вертикальности (хотя в литературе отмечается, что дети рисуют горизонталь и вертикаль в 8-9 лет). Высокий уровень развития показали все испытуемые кроме 6 и 9.

По II субтесту высокие результаты выявлены у испытуемых 1,2,5 и 6. Можно предположить, что у них сформирована единая система координат, позволяющая оценивать взаиморасположение предметов в трех направлениях: слева-справа (горизонтальные отношения), сверху-снизу (вертикальные отношения) и спереди-сзади (отношения по глубине), что является основой пространственного мышления. У остальных испытуемых способность представлять пространственные отношения между предметами по высоте, ширине и глубине выражена хуже.

По III субтесту высокие баллы выявлены у испытуемых 6,7,8,9. У остальных оценки, ниже среднего уровня. В 1 задании испытуемый 6 проявил способность к абстрактному выбору, что является высоким уровнем способности выбирать. У остальных выбор основан на группировке по функциональным свойствам предметов, что является средним показателем. В задании 2 проявили способность комбинировать, т.е. рассматривать предметы по отношению к другим соседним предметам, испытуемые 6,7,8,9. У остальных способность комбинировать развита слабее. В 3 задании наиболее творчески представили свои рисунки испытуемые 2,8,9, что говорит о способности творчески представлять мысленные образы.

При оценке эмоционального компонента рисунков у испытуемых 2 и 3 наблюдается негативное эмоциональное содержание рисунков. В остальных рисунках преобладают нейтральные и положительные темы. По шкале оценки образа «Я» также обращают на себя внимание испытуемые 2 и 3. Их эмоциональная сфера требует дополнительного изучения.

В целом, средние показатели, полученные при обследовании детей, совпадают с нормативными данными, представленными в РТС.

6. Применение художественной деятельности в психокоррекции и психотерапии.

Необходимо заметить, что художественное искусство можно использовать как в диагностике, так и в психотерапии, а также в обучении, улучшая когнитивные навыки человека.

Первые попытки использовать в работе с детьми и подростками изобразительные приемы в качестве психотерапевтического и психо-коррекционного инструмента, а также стимулятора их психического развития, имели место еще в первой половине XIX в. На Западе всестороннее обоснование подобная практика получила в работах Г.Рида (Read К, 1943), Э.Крамер (Kramer Е., 1958, 1971) и др. Воздействие изобразительного искусства на человека называется art-therapy. Имеется определенный опыт такого рода работы и в России. Известно, что therapia переводится с латыни как «лечение», однако психологи и педагоги, работающие в этой области, не склонны считать, что используемые ими формы изобразительной работы ребенка имеют отношение к «лечению». Они предпочитают пользоваться терминами «эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», «развитие творческого начала» и т.д., более точно отражающими направленность их деятельности. Эти специалисты, чтобы не вызывать у персонала школ и самих детей каких-либо ассоциаций своих форм работы с «лечением», предпочитают называть проводимые ими индивидуальные и групповые занятия уроками или группами «художественного самовыражения». Методы арт-терапии используются для общей активизации детей, развития навыков социального взаимодействия, тренировки практических навыков, мобилизации креативности, самовыражения и развития когнитивных возможностей (включая навыки принятия решений) и т.д. Арт-терапевтические методы можно успешно применять в работе с детьми с различными видами психических отклонений. Их использование во многих случаях выполняет психотерапевтическую функцию, помогает ребенку справиться психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушения поведения, способствует воспитанию детей, их гармоничному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Существуют разные формы арт-терапевтической работы с детьми, перенесшими сексуальное насилие. Можно проводить работу с детьми, имеющими речевые нарушения, личностные расстройства, высокую степень умственной отсталости, задержкой психического развития и серьезными психическими заболеваниями, а также аутентичными детьми.

Существует большой арсенал арт-терапевтических методов, которые можно с успехом использовать для решения конкретных задач.

Таким образом, художественная деятельность занимает важное место в психологической практике и широко используется в диагностике, психокоррекции и психотерапии.

Ю.Н. Тяповкин



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Программа эмпирического исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм
О возможности экспертной психодиагностики серийных маньяков-убийц
Реализация модели благотворительного ясли - сада
Психологическая дистанция как критерий гибкости психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности
Вернуться к списку публикаций