2010-06-27 22:05:20
ГлавнаяПедагогика и психология — Использование изобразительной деятельности в психологической практике



Использование изобразительной деятельности в психологической практике


Роль образов в мышлении.

Образы сыграли важную роль в научных явлениях, таких, например, как открытие Уолтоном структуры ДНК, когда он представил ее в виде спирали. Уиткин и его партнеры говорят, что стили мышления связаны с индивидуальными способами адаптации. Наиболее предпочтительные способы мышления формируются на ранних этапах индивидуального развития, и у некоторых субъектов мышление осуществляется в основном с опорой на визуальные образы.

Для детей или взрослых, имеющих сложности в обозначении мыслей словами или понимании сказанного, визуальное размышление является или может стать предпочтительным.

Теоретически эти испытуемые могли бы успешно пройти тесты для девочек, которые требуют использования визуального мышления, но они плохо справились бы с вербальными тестами, предназначенными для оценки интеллекта или достижений.

Как утверждает Р.Сильвер, «визуальные образы могут служить языком познания, а потому познавательные навыки могут быть оценены как с помощью вербальных, так и визуальных тестов». Эти навыки, традиционно идентифицируемые и оцениваемые через слова, могут также о».ль идентифицированы и оценены через рисунки.

Рисуночный тест Сильвер основан на признании того факта, что интеллектуальные способности некоторых детей часто скрыты из-за ограниченности их речевой функции. Уровень развития визуального мышления может превосходить, и в некоторых случаях весьма значительно, уровень развития речевых функций.

Таким образом, РТС востребован прежде всего в тех случаях, когда когнитивные способности маскируются плохим развитием речевой функции, нарушениями слуха и др.

РТС может с успехом использоваться в дифференциальной диагностике олигофрении, задержки психического развития и нижних границ нормы. Основываясь главным образом на работах Пиаже и Ильхельдер, Р.Сильвер утверждает, что основным конструктом РТС является пространственное мышление, которое может быть оценено как способность строить последовательности и представлять гипотетические ситуации.

В то же время РТС учитывает взаимосвязь и взаимовлияние когнитивных и эмоциональных процессов, в связи с чем включает два компонента: когнитивный и эмоциональный. Оценка эмоционального компонента позволяет не только уточнить механизмы когнитивных нарушений, но и получить важную дополнительную информацию клинического характера.

Сильвер утверждает, что РТС построен таким образом, что может обеспечивать всестороннюю оценку невербального мышления. Тест включает 3 основных субтеста:

I. «Задание на прогнозирование»; цель - измерить представление о горизонтальности, вертикальности и построении последовательностей. Субтест I состоит из 3 заданий.

Понятие последовательности.

Способность сохранять устойчивое представление о предмете, несмотря на изменения в его внешнем виде, является основой логического мышления. Способность видеть один и тот же предмет в разных обличиях является чрезвычайно ценной не только в науке, но и в повседневной жизни. Приблизительно до семилетнего возраста дети неспособны разместить вещи в правильной последовательности или сохранять о них устойчивое представление. Задание 1 в I субтесте направлено на определение способности к правильному построению последовательности.

Понятие горизонтальности.

Согласно Пиаже и Брунеру, первая естественная система координат включает понятия горизонтальности и вертикальности и является наиболее устойчивой основой повседневного опыта. Взрослые так привыкли мыслить в терминах горизонтальности и вертикальности, что эти понятия им кажутся очевидными, однако у детей в возрасте 4-5 лет понятие горизонтали еще не сформировано. Они начинают рисовать горизонталь в возрасте примерно 9 лет. Чтобы определить, приобрели ли испытуемые способность сохранять устойчивое представление о горизонтали, несмотря на изменения во внешнем виде предмета, им предлагается задание 2.

Понятие вертикальности.

Когда пятилетних детей просят нарисовать деревья или дома на склоне горы, они имеют тенденцию рисовать их внутри контура, позже они рисуют их перпендикулярно основанию и только в возрасте 8-9 лет они начинают рисовать их вертикально. Задание 3 оценивает сформированность представления о вертикальности.

II. «Задание на рисование с натуры» позволяет оценить уровень развития пространственных представлений, в частности способности воспринимать предметы в определенных пространственных отношениях друг с другом, а именно отношениях высоты, ширины и глубины. При изучении развития пространственных представлений Пиаже и Инхельдер отметили, что маленькие дети воспринимают каждый объект отдельно от остальных и последовательно обращают внимание на его различные качества. Постепенно они начинают воспринимать предметы в связи с другими расположенными поблизости предметами, рассматривая их с разных сторон, чтобы связать их в единую систему. В конечном итоге, они формируют единую систему координат, позволяющую оценивать взаиморасположение предметов в трех направлениях: I слева-справа (горизонтальные отношения), сверху-снизу (вертикальные отношения) и спереди-сзади (отношения по глубине).

III. «Задание на воображение» позволяет оценить не только когнитивный, но и эмоциональный компонент, творческие способности, активность фантазии и отношение к другим и самому себе (образ «Я»).Данное задание основано на концепции базисных когнитивных операции, таких, как выбор, комбинирование и представление. В соответствии с этим когнитивный компонент данного задания оценивается по основным критериям: содержание рисунка (способность выбирать), его форма (способность комбинировать) и творческий потенциал (способность представлять).

Способность выбирать (содержание рисунка).

Согласно Р.Якобсону, способность разговаривать начинается с выбора слов и объединения их в предложения. Он описывает нарушения речи как нарушения способности объединять части в единое целое, а нарушения в восприятии речи - как нарушения способности делать. Хорнсби выделил три уровня способности выбирать: самый низкий - перцептивный (выбор предметов на основе перцептивных свойств, таких, как цвет или форма), промежуточный - функциональный (выбор предметов, основанный на функциональных свойствах предметов (что предметы делают или что с ними можно сделать)), и самый высокий - абстрактный.

Собность комбинировать (композиция рисунка).

До семилетнего возраста дети обычно воспринимают предметы отдельно друг от друга, а не как часть единой системы. Постепенно они начинают рассматривать предметы по отношению к другим, соседним предметам. В конечном счете, рисунки становятся более скоординированными, поскольку дети узнают расстояния и размеры.

Способность представлять (творчество).

Как установлено Пиаже и Инхельдер, дети могут узнать круг задолго до того, как они научатся рисовать его. Чтобы нарисовать круг, когда перед ними его нет, дети должны быть способны вызвать изображение круга в уме. Торренс говорил, что есть много творчески ода-ренных детей, которые отстают по уровню развития вербальных способностей.

Это задание позволяет выявить у таких детей творческие способности. Например, в рисунках детей, в которых представлена оригинальность, выразительность и игровое начало, проявляются высокий уровень творческой способности (что оценивается в 5 баллов) и более низкие уровни, основанные на имитации и стереотипах (также могут быть оценены).

Эмоциональный компонент.

Это задание может обеспечить доступ к фантазиям и облегчить раннюю идентификацию детей или подростков с эмоциональными нарушениями.

Инструкция к субтесту I.

1. «Вот стакан. В нем лимонад. Представьте, что вы отпиваете пару глотков. Как будет изменяться уровень воды в стакане, если вы отпили несколько глотков, затем еще немного, и еще немного пока не выпьете всю воду? Отметьте уровни на рисунке».

2. «Предположим, что вы наклонили бутылку, наполовину заполненную водой. Вы можете нарисовать линии в бутылках, чтобы показать, как выглядела вода»?

3. «Предположим, что вы поместите дом на том месте, где отмечен крестик. Вы можете нарисовать, как он выглядел бы?

Инструкция к субтесту II.

«Вот несколько предметов, которые нужно нарисовать. Посмотрите на них внимательно и затем нарисуйте то, что вы видите».

Инструкция к субтесту III.

«Посмотрите на стимульные изображения формы А. Вы видите перед собой несколько изображений людей, животных и неодушевленных предметов. Выберите из них две картинки и придумайте, что может происходить между изображенными на них персонажами или предметами. Нарисуйте то, что вы представили. Покажите, что происходит между персонажами. Вы можете внести изменения в то, что вы видите, и нарисовать дополнительные предметы? Сделайте так, чтобы ваши рисунки изображали историю».

Оценивание результатов теста.

Время оценивания каждого субтеста занимает от 3 до 6 минут. В процессе оценивания каждому рисунку присваивается определенный балл (от 0 до 5, в зависимости от результатов выполнения задания). Правильно оценить результаты теста помогает приложение к рисуноч-ному тесту Р.Сильвер - «Атлас рисунков». Атлас содержит различные рисунки с уже присвоенными им баллами, что облегчает оценивание новых рисунков. Затем по каждому рисунку подсчитывается общая сумма баллов по каждому из 3 заданий.

Не рекомендуется ориентироваться только на результаты выполнения отдельных заданий. Некоторые испытуемые получают низкие оценки по одним заданиям и высокие - по другим. Вследствие этого общая сумма баллов может завуалировать сильные и слабые стороны. РТС содержит приложение «нормативные данные», где даны средние значения показателей РТС детей и взрослых (здесь предусматривается возможность перевода баллов в процентильные показатели).

5. Апробация РТС.

Для проверки рабочих возможностей теста нами было проведено
обследование группы детей возраста 6-7 лет детского сада г. Сыктывкара. Группа состояла из 7 девочек и 3 мальчиков.

Субтест

Показатель

Ср. знач. РТС

Ср. балл

Оценки испытуемых в баллах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Последовательность

1.6

0

0

3

3

1

0

4

4

0

1

Горизонтальность

2.9

3

3

5

4

3

1

1

3

2

4

Вертикальность

2.2

3

3

4

2

1

3

3

I

1

1

Всего по субтесту

4.82

6.7

6

6

12

9

5

4

8

8

3

6

2.

Влево-вправо

2.2

4

4

0

1

4

4

1

2

0

2

Сверху-снизу

2.4

2

2

3

3

3

3

2

2

2

2

Спереди-сзади

1

1

1

0

3

3

1

0

0

0

Всего по субтесту

6.27

5.6

7

7

4

4

10

10

4

4

2

4

3

Выбор

2.4

3

2

3

3

3

4

3

3

3

1

Комбинирование

2

1

1

1

1

1

4

3

4

3

1

Представление

1.9

2

3

2

2

0

2

2

3

3

0

Всего по субтесту

7.56

6.7

6

6

6

6

4

10

8

10

9

2

Эмоц. содержание

3.1

3

2

3

2

3

4

4

3

3

3

Шкала оценки образа «Я»

3.3

3

2

3

5

3

4

4

3

3

3

Всего по тесту

18.91

18.7

18

18

22

18

19

24

20

22

14

12




← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Идея свободной причинности в психологии
Виды мышления
Подростково-молодежные группировки - общественная опасность и типология
Когнитивная дифференцированность
Концептуальные основы и технология диагностики сформированности лидерских качеств у студентов - будущих менеджеров
Вернуться к списку публикаций