2010-06-27 22:05:20
ГлавнаяПедагогика и психология — Использование изобразительной деятельности в психологической практике



Использование изобразительной деятельности в психологической практике


1. Изучение психологических особенностей с помощью рисуночных тестов.

Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике на первом месте стоят рисуночные методы. В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты. Наиболее известные из них: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», «Красивый рисунок», а также новые методики «Рисуночный тест Сильвер», «Человек, срывающий яблоко с дерева» и др.

Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. При нарушениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от одной стадии к другой. Эта закономерность и позволяет оценивать умственное развитие с помощью рисуночных тестов.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно, передает свое отношение к нему. Рисунок - это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога - расшифровать его, понять, о чём говорит обследуемый. Рисуночные методики очень информативны, т.е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека, а именно:

• общее умственное развитие;

• преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;

• психомоторный тонус (повышенная или пониженная активность, астения);

• недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;

• повышенную эмоциональную лабильность или, напротив, ригидность;

• тревожность (как личностную черту) и тревогу (как состояние на момент обследования);

• страхи;

• депрессивные тенденции;

• особенности реакции на стресс;

• агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы, как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия);

• экстравертность или интровертность;

• демонстративность;

• неудовлетворенность потребности в общении;

• аутизацию, избегание общения;

• степень социализированности и конформности;

• антисоциальные тенденции;

• отношение к сексуальной сфере;

• отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи.

Наличие органических поражений мозга, нарушений обучаемости (ЗПР), умственной отсталости, невротического состояния, психического заболевания.

Искусство интерпретации рисуночных тестов, приходящее с опытом требует знакомства с большим количеством разных вариантов выполнения заданий.

2. Преимущества и недостатки в применении рисуночных тестов. Основное преимущество рисуночных тестов в том, что они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов кроме карандаша и бумаги. Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные тесты применяются особенно часто. Возраст от 3 до 11 лет - это «золотой век» детского рисунка. В данный период уровень развития невербальных форм общения выше, чем вербальных (3, с. 4). Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Рисуночные тесты применимы к клиентам самого разного возраста - от дошкольного до взрослого. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода.

В последние годы все больше подчеркивается психотерапевтическое значение рисования, как и художественной деятельности вообще. Таким образом, благодаря применению рисуночных методик стирается грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом. Все это и сделало рисуночные методики самым распространенным инструментом в работе практического психолога.

Основной недостаток рисуночных тестов - относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких, как I тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых производятся интерпретации рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, характерных для формализованных тестов. Из-за этого научными методами сложно подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.

Однако психологов-практиков мало смущает недостаточная научность рисуночных методов. Для них оказывается более важной та польза, которую они приносят в работе с клиентами.

Все же применение рисуночных тестов имеет ряд ограничений. Во-первых, следует крайне осторожно относиться к их использованию в статистических научных исследованиях. Необходимым условием такого использования является привлечение нескольких (как минимум, двух) независимых экспертов, хорошо владеющих интерпретацией применяемых тестов. Во-вторых, делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных тестов не рекомендуется. Эти тесты дают основания для обоснованных предположений, но не для безапелляционных суждений. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении особенностей рисунков с другими показателями (например, с результатами наблюдений, данными клинической беседы или дополнительных более строгих тестов). И наконец, заключение не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере, двумя-тремя признаками, обнаруживающимися в рисунках.

3. Тесты, использующие рисунки для оценки когнитивных способностей.

Рисунки использовались для оценки интеллекта в течение более чем 50 лет.

Визуально-моторный гештальт-тест Бендер измеряет зрительное восприятие, зрительно-двигательную координацию и эмоциональные нарушения на основе срисовывания испытуемыми абстрактных изображений. Методика «пиктограммы» выявляет особенности мышления, опосредствованной памяти. Тест «рисунок человека» измеряет интеллектуальную зрелость. Невербальная батарея теста творческого мышления Е.Торренса измеряет беглость, гибкость, оригинальность и изощренность мышления (4, с. 121). Все это ценные инструменты диагностики, но они не предназначены для оценки способности решать концептуальные проблемы графически. Для этой цели можно использовать рисуночный тест Сильвер.

4. Рисуночный тест Р. Сильвер.

Рисуночный тест Сильвер (далее РТС) представляет собой новую методику для оценки когнитивной и эмоциональной сфер. Автор теста Роли Сильвер, американская художница и арт-терапевт, почетный член Американской арт-терапевтической ассоциации. Адаптация РТС на российской выборке проводилась «Лабораторией по адаптации и внедрению новых методов рисуночной диагностики» под руководством А.И.Копытина.

Тест в первую очередь рассчитан на диагностику невербального интеллекта и тех когнитивных способностей, которые при использовании вербальных тестов могут остаться незамеченными.

Теоретические основы РТС.

Джером Брунер определил познание как способ организации стимулов, поступающих из внешнего мира. Наша мыслительная деятельность связана с опосредствованным и экономным отражением действительности. Мы отражаем ее при помощи «интеллектуальных протезных устройств», таких, как речь, но как утверждает Брунер, «тысяча слов едва смогут выразить то, что может выразить один образ», поэтому мы можем отражать действительность и с помощью образов.

Роль речи в мышлении.

Речь связана с мышлением, но, этот вопрос еще недостаточно исследован. Постоянная тема в письмах Пиаже - это то, что мышление появляется прежде языка, где-то в середине второго года. Еще до того, как дети начинают говорить, они способны к повторению и обобщению своих действий. Большинство психологов полагают, что язык и мышление развиваются независимо и язык скорее следует за развитием мышления, чем ему предшествует. И несмотря на то, что язык расширяет возможности мышления и облегчает его, зрелое мышление может протекать и без использования речи. Именно поэтому, большинство психологов предлагает использовать курсы английского языка или другие языковые формы обучения, для развития гибкого мышления. Если это так, то предположение о причинных отношениях между речью и мышлением не соответствует действительности. Обычно считают, что улучшение языковых навыков детей с нарушениями слуха улучшает их мышление, но более совершенное мышление может быть как следствием, так и причиной улучшения навыков речи, и невербальные процедуры могут способствовать развитию речи.

В мышлении слышащих детей речь служит для того, чтобы связать ощущения, организовать опыт и осуществлять некоторый контроль над когнитивными процессами. Обозначая ощущения словами, дети могут использовать их снова и снова и, испытывая фрустрацию, заменять слова визуальными образами и символами, формируя в воображении то, что им нужно.

Могут ли рисунки обеспечить те же самые функции? Подобно символам языка, художественные символы могут обозначать опыт и представлять специфические предметы или их классы. Детям с недостаточным словарным запасом трудно обозначать свои мысли эффективно, но при этом они могут хорошо представлять свои мысли в рисунке.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Время как ресурс развития личности
Человек говорящий как субъект коммуникации
О возможности экспертной психодиагностики серийных маньяков-убийц
Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности
Общая педагогика
Вернуться к списку публикаций