2010-06-27 22:05:20
ГлавнаяПедагогика и психология — Психосоциальный аспект личностно-ориентированного образования



Психосоциальный аспект личностно-ориентированного образования


Ориентация на студентов, имеющих разный уровень подготовки, а иногда и некоторый профессиональный опыт, учет их духовных способностей и возможностей предполагает совместное планирование образовательного процесса, сотрудничество при определении целей образования и оптимальных путей их достижения, что позволит более эффективно осуществлять процесс социализации будущего специалиста. Следовательно, становление личностно-ориентированного образования в профессиональных образовательных учреждениях обусловливается ещё и развитием рыночных отношений, тем более что выпускники самостоятельно выбирают себе вид труда и в силу высокой подвижности конъюнктуры рынка в течение жизни придется довольно часто менять не только место работы, но и специальность и профессию, т.е. специалист должен быть профессионально мобильным.

Итак, можно определить второй важный шаг психосоциальной поддержки студента, который состоит в построении траектории развития каждого выпускника, что несомненно окажется полезным как для студента, так и для преподавателей, организующих теоретическое и практическое обучение. Третий шаг в проектировании личностно-ориентированного образования состоит в выявлении потребностей студентов, диагностике их способностей, способов проработки материала, общеучебных умений (уровня развития психических процессов, познавательных интересов, остаточных знаний, ценностных ориентации и т.д.), что позволит сделать обучение личностно-ориентированным, целенаправленным. Следующий четвертый шаг проектирования личностно-ориентированного образования очень сложен, т.к. наработок практически нет. И основная задача состоит в том, чтобы переработать программы учебного материала с учетом выбора необходимого объема и содержания.

Проблемы разработки личностно-ориентированного образования в профессиональных учреждениях становятся крайне важными, так как многие школы уже вступили на этот путь и ими наработан определенный опыт, в то время как в профессиональном образовании проблемы только начинают рассматриваться. Особенности профессионального образования в отличие от школьного заключаются в первую очередь в том, что профессиональное самоопределение личности предполагает собственный выбор трудовой деятельности. Однако следует учитывать, что социальная активность невозможна без сопротивления, преодоления трудностей, сопровождающих достижение цели. Чтобы студент, а потом профессионал научились преодолевать эти трудности, необходимо создавать в профессиональном учебном заведении такие условия, которые вынуждали бы его проявлять волевые усилия, испытывать некоторые страдания от невозможности легкого достижения собственных целей, причем одновременно формируя в нем ценностные ориентации на основе гуманности, толерантности.

Подготовка человека к сложным и далеко не гуманным конкурентным отношениям, сложившимся сегодня, предполагает в качестве компонента воспитания личности такое педагогическое средство, как социальное закаливание. Для этого необходимо включать студентов в ситуации, требующие волевых усилий. В качестве психосоциальной помощи могут выступать упражнения-пробы, предполагающие выбор способа поведения в процессе освоения новых ролей и охватывающие все сферы жизни человека. В результате таких проб у молодых людей формируются позиция и ответственность, которые и становятся основой их социальной активности. Вопрос конкурентоспособности - это актуальная проблема во всех сферах социальной деятельности. Конкуренция - характерологическая черта отношений в условиях рынка и главная движущая сила развития. Важная составляющая конкурентоспособной личности - это самореализация. А.Маслоу в своей теории мотивации выделяет в качестве высших потребностей самоутверждение и самореализацию личности. Конкурентоспособного специалиста отличают и такие качества, как субъектная активность, компетентность, расчетливость, предприимчивость, готовность идти на риск, нести ответственность за свои действия. Для развития таких качеств необходимо применять современные педагогические технологии. Это еще один важный шаг психосоциальной поддержки студента как будущего специалиста. Именно активность - это то свойство личности, в отличие от приспособляемости к заданным условиям, которое отражает стремление выйти за пределы предписанного, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний. При этом основной проблемой преподавателя является согласование специальных потребностей и личных интересов студентов, раскрытие значимости образования для личности, для ее продвижения и развития. Высший уровень социальной активности личности - лидерство. Лидер - это человек действия, которого отличают предприимчивость, инициатива, живой характер, умение общаться с людьми, конкурентоспособность, самореализованность. Воспитание лидера требует конструирование поля лидерства, которое предполагает, по мнению М.И.Рожкова, следующее:

• построение оптимального стиля взаимоотношений в группе, с группой и лидером;

• создание в группе обстановки сотрудничества, сотворчества, позицию преподавателя «рядом» и «впереди»;

• использование вариантов и элементов методик коллективных творческих дел и деловых игр.

Итак, в наше сложное время перемен общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В профессиональном образовании - это переход к новым, наиболее оптимальным психолого-педагогическим системам - креативным технологиям обучения. Такие изменения в обществе, системе образования требуют совершенствования в первую очередь преподавателей, ибо в основе психосоциальной поддержки конкурентоспособности будущего выпускника лежат умения педагога организовывать и осуществлять личностно-ориентированное профессиональное образование.

Превращение системы образования из непродуктивной в непрерывно развивающуюся, открытую, включение обучающихся в решение собственных образовательных и социокультурных проблем требуют изменения отношения к своей деятельности главных действующих лиц образовательной системы - преподавателя и обучающегося. У преподавателя высшей школы, по мнению ряда исследователей, можно выделить три основных функции: научно-предметную, психолого-педагогическую и культурно-просветительскую. Мы считаем, что нужно добавить еще одну - воспитывающую, которая имеет огромное значение в современных условиях нестабильности, потери нравственных ориентиров.

Профессиональную культуру преподавателя как сущностную характеристику его личности в сфере профессиональной деятельности можно представить в виде следующих взаимосвязанных компонентов:

• гуманистическая педагогическая позиция по отношению к обучающимся;

• культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности общения;

• образованность в сфере преподаваемого предмета на уровне интегративных знаний по специальности, а также владение современными педагогическими технологиями;

• психолого-педагогическая компонента и развитое педагогическое мышление;

• опыт творческой деятельности;

• готовность работать в условиях личностно-ориентированного образования, что требует следующих умений:

- устанавливать субъект - субъектные отношения;

- формировать позицию, что преподаватель - старший товарищ, друг, сотрудник, коллега, фасилитатор;

- отдавать предпочтение диалоговому общению, персонализировать общение;

- индивидуализировать обучение, устанавливать приоритет научного или группового общения;

- учитывать психологическое состояние студентов и их физическое здоровье.

Как выше упоминалось, использование личностно-ориентированных технологий требует и другой организации деятельности студентов на занятии, а именно:

-выявлять и использовать субъектный опыт студента на основе диагностики;

-преобразовывать учебный материал на основе обучения студентов вариативным, проблемным, внутренне неоднозначным заданиям.

-предоставлять студентам право выбора содержания, формы предоставления и способ в проработки задания;

-стимулировать инициативы студентов по изменению форм и методов обучения;

-поощрять самооценкой исследовательскую деятельность студентов.

- вести диалог не просто в вопросно-ответной форме, а как невербальное эмоционально-эстетическое переживание и вхождение студента в своеобразную ауру педагога-мастера.

Такой подход к обучению создаст условия для полноценного саморазвития всех субъектов образовательного процесса и, в конечном счете, приведет к более качественной подготовке специалиста, его умению представлять себя на рынке труда.

Говоря о психосоциальном аспекте личностно-ориентированного образования, необходимо отметить, что в такой поддержке нуждается и преподаватель. Среди основных психологических трудностей и проблем при моделировании личностно-ориентированного образования можно выделить следующие:

• неумение анализировать компоненты своей педагогической деятельности и себя как личность и индивидуальность;

• недостаточное понимание индивидуально-психологических особенностей студентов и неумение, а может быть и нежелание, их учитывать;

• неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры;

• недостаточный учет необходимости выстраивания системы знаний и умений студентов в соответствии с госстандартом по преподаваемой дисциплине;

• слабый учет межпредметных связей;

• непризнание необходимости формирования личностно-ориентированного подхода в образовании, а отсюда и нежелание пробовать новые технологии.

Выше упоминалось, что важным направлением в моделировании личностно-ориентированного образования является воспитательный компонент, которому в последнее время внимания почти не уделялось, особенно в профессиональных образовательных учреждениях. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание личности.

В связи с этим, можно выделить следующие управленческие действия:

• разработку, освоение и умение на практике применять критерии и инструментарий оценки качества образовательной деятельности преподавателей «по результату» и «по процессу»;

• формирование коллективного субъекта - носителя личностно-развивающейся деятельности;

• проведение инноваций, связанных с личностно-ориентированным подходом;

• соразмерность и согласованность всех подсистем образовательного учреждения;

• создание соответствующей мотивационной среды образовательного учреждения;

• совершенствование культуры организации; своевременное научно-методическое обеспечение преподавателей;

• разработка новых систем контроля качества образования;

• создание обязательной психологической службы.

Итак, моделирование личностно-ориентированного образовательного пространства очень сложный и многообразный процесс, требующий пересмотра педагогической деятельности всего коллектива образовательного учреждения, каждого преподавателя и руководителя.

О. В. Уваровская



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Обеспечение позитивного психологического климата в учреждениях начального профессионального образования
Воспитание гражданина - основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации
Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности
О диагностике агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста
Концептуальные основы и технология диагностики сформированности лидерских качеств у студентов - будущих менеджеров
Вернуться к списку публикаций