2010-06-27 22:05:20
ГлавнаяПедагогика и психология — Психосоциальный аспект личностно-ориентированного образования



Психосоциальный аспект личностно-ориентированного образования


• целенаправленность;

• системность;

• интеграция;

• целостность;

• преемственность;

• опережающее (прогностическое) событие;

• субъектная ориентация;

• гибкость и вариативность;

• диалогизация отношений субъектов образовательного процесса;

• персонализация;

Посредством этих принципов определяются следующие цели и задачи в подготовке специалистов:

1. Формирование социальноактивной личности с высоким самосознанием, способной к саморазвитию, самоуправлению, самосовершенствованию и самореализации в условиях рыночных отношениях и конъюнктуры рынка на протяжении всей жизни.

2. Создание оптимальных условий для обеспечения развития личности будущего специалиста с учетом его потребностей, мотивов, воспитания ценностных ориентации и развития творческих способностей, Выбранной профессии:

• обеспечение комплексного развития образовательного процесса (организационно-профессиональное, научно-методическое, информационное, научно-техническое и т.д.);

• создание условий для включения обучающихся в реальную профессиональную практику и формирование способностей к деятельностному самоопределению, самоорганизации, саморазвитию;

• развитие способностей к исследовательской деятельности в сфере выбранной специальности;

• организация научно обоснованной систематической диагностики качества образовательного процесса, процесса развития способностей студента к проектированию, научному обеспечению и анализу собственной профессиональной и научно-исследовательской деятельности;

• разработка математических моделей по измерению некоторых показателей качества подготовки выпускников университета;

• разработка контрольных измерительных материалов по всем дисциплинам (как по процессу, так и по результату образования).

Качество образования в условиях динамично меняющейся социальной, технологической и информационной реальности должно решаться на всех этапах обучения: от организации приема в университет до постдипломного образования, что позволит обеспечить условия и возможности получения высококачественного образования. Все вышесказанное позволяет определить условия, необходимы для обеспечения качества образования и психосоциальной поддержки всех участников образовательного процесса:

1. Создание маркетинговой службы с целью изучения и анализа рынка, конкурентоспособности выпускников университета, а также связи с потенциальными заказчиками.

2. Создание службы мониторинга качества, имеющей в составе психологическую службу.

3. Создание консалтинговой методической службы для преподавателей.

4. Совершенствование образовательной, информационной, научной и культурно-просветительской среды университета.

5. Подведение номинаций среди студентов и преподавателей по различным направлениям образования, науки и воспитания.

6. Создание мотивационной среды для обеспечения качества образования.

7. Участие в управлении качеством всего персонала университета.

8. Определение статуса контроля и испытаний (плановость, обоснованный выбор объектов, разумная периодичность, оптимальная частота контроля, система предупреждающего контроля).

9. Идентификация и прослеживаемость в образовательном процессе.

10. Работа с выпускниками на предприятиях и организациях.

11. Своевременное выявление факторов отрицательных эффектов
(перегрузка, состояние здоровья и т.д.).

12.Проведение анализа заказов и контрактов на подготовку специалистов.

13.Создание системы разумных требований к учебной документации.

Для обеспечения всех компонентов качества необходимы и новые подходы в подготовке специалистов.

Разработка моделей образования, ориентируемых на развитие личности, приобретает статус важнейшего методологического принципа, определяющего общую направленность в деятельности преподавателя, работающего в современной школе, СПО, вузе, в системе постдипломного образования, о чем свидетельствуют труды большой группы отечественных и зарубежных исследователей, среди которой Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.И. Генецинский, В.В. Давыдов, В.В. Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, О.С. Якунина, А. Маслоу, Дж. Шваб и др.

На смену традиционной образовательной системе приходит личностно-ориентированное образование как стратегическое направление мировой педагогической мысли конца 2-го и начала 3-го тысячелетий. Мы считаем, что с помощью такого образования можно осуществить более качественную подготовку специалистов. Понятие «личностно-ориентированное образование» обозначает обширное направление развития современной педагогической теории и практики, связанное с многообразными попытками противостоять традиционному (предметному, унифицированному) образованию, построить образование, которое было бы направлено на потребности развивающейся личности, а не только лишь на удовлетворение «государственных видов на образование». Последнее связано с тем, что, во-первых, объем знаний стал почти непостижимым, а во-вторых, жизненная практика уже не раз показала, что широта и энциклопедичность познания поразительно уживаются с недообразованностью человека в собственно человеческом аспекте. Личностный подход возник не как нечто противоположное широко известному в педагогике принципу деятельности, а напротив, личностная ориентация обучения включает в себя принцип деятельности как необходимое условие развития личности. Известно, деятельность - это основа развития личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубенштейн). В более широком смысле, развитие личности осуществляется в труде, познании и общении. Но личность не только продукт развития, происходящего в деятельности и общении, но и активный субъект такого развития, следовательно, деятельность с ее мотивами, целями, действиями, операциями функционирует не сама по себе, а как деятельность человека, личности.

Учитывая, что проблема развития личности достаточно противоречива, необходимо разобраться, что же представляет собой личностно-ориентированное образование, в чем его суть и отличие от других направлений развития современной теории и практики. Заслуживают внимания различные позиции по рассмотрению этого вопроса.

И.С. Якиманская считает, что ученика необходимо рассматривать как субъекта познания, и предлагает строить обучение на основе познавательного опыта ребенка, его способностей и интересов, предоставляя возможности реализовать себя в учебной деятельности и обеспечивая его интеллектуальное развитие.

В.В. Сериков рассматривает ученика как субъекта жизнедеятельности, предлагая строить обучение на основе жизненного опыта ученика (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.п.), т.е. так, чтобы он мог стать не только субъектом учебной деятельности, но и всей жизни - настоящей и будущей. Для этого необходимо обеспечить помимо интеллектуального развития и личностный рост, развивая способности к стратегической деятельности, креативности, критичности, смыслотворчеству, самоопределению, ( саморазвитию.

Е.В. Бондаревская близка к позиции В.В.Серикова в широком понимании субъектности ученика, но видит возможности её развития не только в обучении, но и в личностно-ориентированном целостном педагогическом процессе, а также настаивает на природосообразности (следование специфике конкретных возрастных периодов), и культуре сообразности педагогического процесса, т.е. ученик развивается не только как субъект познания, как субъект жизнедеятельности, но и как субъект культуры, ее носитель, хранитель, пользователь, творец.

Во всех этих позициях просматривается один существенный фактор развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающихся системах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, почти не учитывался, игнорировался субъектный опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Этот фактор еще более усиливается у студентов профессиональных учебных заведений. Именно субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным). Учет этого важнейшего фактора, по нашему мнению, - первый шаг психосоциальной поддержки студента в процессе подготовки к будущей профессии и конкурентоспособности на рынке труда.

Можно констатировать, что личностно-ориентированное образование не отрефлексировало себя полностью от других способов образования, поэтому имеется многообразие смыслов и значений, которые ученые и практики вкладывают в этот термин.

Не секрет, что сегодня в образовательном процессе профессиональных образовательных учреждений имеются противоречия, главным из которых является то, что студент не только недостаточно активен в образовательном процессе, но и подчас манкирует им, стараясь сдавать экзамен с помощью шпаргалок, избегая выполнения всех предпредписанных заданий и т.д., а личностный подход к образованию предполагает позицию активного и самостоятельного субъекта.

Изучение и анализ этого направления, в частности формирование субъектной позиции личности при организации личностно-ориентированного образования, позволили выявить следующие взаимосвязанные аспекты организации такого процесса:

1. Формирование нравственной культуры выпускника профессионального образовательного учреждения в условиях рынка, конкурентоспособности, через развитие нравственно-ценностных ориентации, скрытых в научном опыте каждой дисциплины. Интеграция естественно-научной и личностной картины мира, позволит сделать предметом изучения не только природный мир, но и человека в этом мире.

2. Первый аспект определяет второй, а именно - необходимое изменение организации образовательного процесса и технологий обучения, в основе которых:

• свобода выбора у студента;

• непосредственное участие его в образовательном процессе;

• проблемность в изложении материала;

• сотрудничество преподавателя и студента на основе совместной и индивидуальной работы;

• учет и использование субъектного опыта студента;

• диалогичность;

• переход к получению интегративного знания;

• создание гуманистического климата в образовательном учреждении, атмосферы защищенности, интереса к общей удаче. Взаимоподдержка, взаимное уважение и доверие между участниками учебного процесса, отсутствие пристрастных суждений и угроз со стороны преподавателя.

3. Необходимость формирования общеучебных и общепрофессиональных умений, профессиональнозначимых качеств как основы конкурентоспособности будущего выпускника.

4. Специальное конструирование содержания материала (включение субъектного опыта обучающего и его преобразование в процессе обучения, стимулирование обучающего через самооценку, возможность выбора изучения и закрепления материала, выделение общелогических и специфических приемов учебной работы, контроль процесса обучения, и т.д.).

5. Психологическое сопровождение личностно-ориентированного образования обусловливает необходимость отслеживания процесса становления специалиста через построение индивидуальной траектории развития студента. Организация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженным в госстандартах образования, и требований к самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в учебно-профессиональных видах труда. В этом случае стандарт образования выступает не как цель, а как средство, определяющее направления и границы использования содержания образования как основы профессионального развития личности на разных ступенях образования. Но если не организовывать соответствующую образовательную среду, то вряд ли обучение станет личностно-ориетированным, поэтому одним из главных аспектов является нижеследующий.

6. Готовность преподавателя работать в условиях личностно-ориетированного образования, выступать в роли фасилитатора, строить личностно-ориентированное педагогическое общение.

Залогом полноценной организации профессионального образовательного процесса становится сотрудничество преподавателей и студентов. Обучение представляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности. Принципиально важно положение о том, что личностно-ориентированное образование создает условия для полноценного развития и саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Таким образом, можно констатировать, что условия, обеспечивающие личностно-ориентированное образование, по сути дела являются психосоциальной поддержкой в развитии личности студента не только как продукта развития в деятельности и общении, но и как активного субъекта такого развития. Если рассматривать личностно -ориентированное образование в психосоциальном аспекте, то необходимо учесть проблему развития личности в деятельности, которую можно представить тремя уровнями:

Процессуальным - проблема развития личности выступает прежде всего как проблема структуры, уровня и качества процессов решения задач данного предметного содержания, что обеспечивает освоение необходимых знаний и способов решения, уровень сформированности интеллектуальных процессов: внимания, памяти, мышления, а также механизмов мотивации и самореализации деятельности;

Функционально-ролевым - проблема развития личности связана с анализом качества выполнения определенного вида деятельности, прежде всего профессионального, компетентности, основанной на соответствующих знаниях и практическом опыте работы, роста профессионального мастерства;

Творческим - проблема развития личности, ее общей жизненной позиции, потребностей и интересов, взглядов и убеждений, что решающим образом сказывается на эффективной жизнедеятельности человека. Творческий потенциал личности - это обобщенная способность человека осваивать различные конкретные виды деятельности: теоретическую, практическую, трудовую, учебную, общественную и профессиональную, что позволяет относиться к своему образованию, интеллекту, физическим силам как к богатству, которое необходимо постоянно развивать и совершенствовать.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Концептуальные основы и технология диагностики сформированности лидерских качеств у студентов - будущих менеджеров
Подростково-молодежные группировки - общественная опасность и типология
Аксиологические основы воспитания
Воспитание гражданина - основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации
Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних
Вернуться к списку публикаций