2010-06-27 22:05:20
ГлавнаяПедагогика и психология — Психосоциальный аспект личностно-ориентированного образования



Психосоциальный аспект личностно-ориентированного образования


Особенностью социально-экономического и научно-технического развития общества в современных условиях является исключительная изменчивость содержания производительной деятельности и взаимоотношений между субъектами. Это требует перехода от сложившегося образования, ориентированного на получение определенного объема знаний и умений, к образованию, которое формировало бы способность человека к саморазвитию.

Сегодня слово «развитие» становится ключевым в педагогическом процессе, сущностным, глубинным понятием обучения и воспитания, так как выпускник школы, СПО, вуза будет жить и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, а для этого он должен обладать определенными качествами, в частности:

• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

• самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути их рационального преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены; быть способным генерировать новые идеи; творчески мыслить;

• грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации;

• самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Всё это определило следующие глобальные тенденции в мировой системе образования:

1. Стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны, и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям.

2. Значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма).

3. Увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей обучающихся.

4. Разрастание рынка образовательных услуг.

5. Расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим).

6. Поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией.

7. Образование - приоритетный объект финансирования в развитых странах мира.

8. Постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ.

9. Отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным, особенностям раскрытия и развития их способностей и средствами образования.

10. Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

Для формирования социально-активной личности с высоким самосознанием, способной к саморазвитию, самоуправлению, самосовершенствованию и самоорганизации в условиях рыночной экономики, к все более широкой интеграции в мировую образовательную систему наряду с множеством экономических и социальных преобразований, требуется необходимость достижения соответствующего качества образования.

В концепции модернизации образования в России одной из главных задач является повышение качества образования, которое необходимо обеспечить в современных условиях жесточайшего финансового дефицита, конкурентной среды.

Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».

Критерием качества подготовки выпускников высших учебных заведений, рассматриваемым с позиций ЮНЕСКО, является профессиональная компетентность, сущность концептуальных требований к которой включает расширение знаний, умений и навыков, необходимых непосредственно для повышения производительности труда, а также в сфере жизнедеятельности в целом. Это говорит о том, что необходим всесторонний учет интересов индивида и поддержание его в процессе развития. Одной из характерных черт концепции компетентности человека является повышение роли субъекта в социальных преобразованиях и усовершенствованиях.

Образовательная политика государства, заложенная в философско-образовательных парадигмах, основополагающих документах и государственных стандартах, нацелена на реализацию личностного и профессионального потенциала будущего специалиста с одновременным удовлетворением потребностей общества. Решение этих вопросов лежит в трех плоскостях:

1. Определение требований к будущему специалисту со стороны самой личности, отдельных хозяйственных субъектов, государства и общества.

2. Выбор образовательных технологий, соответствующих этим требованиям.

3. Маркетинг образования, обеспечивающий рыночный подход к специалисту.

Тенденции (основания), определенные выше, и государственный образовательный стандарт позволяют спроектировать конечный результат - требования к модели конкурентоспособности выпускника университета, что позволит проектировать и моделировать соответствующую образовательную деятельность, направленную на более качественное профессиональное образование.

Главные базовые элементы, обеспечивающие конкурентоспособность будущего специалиста, выпускника СыктГУ, следующее:

1. Содержание профессиональной подготовки, определенное в госстандарте для каждой специальности.

2. Требования к основной образовательной программе, определенные в госстандарте.

3. Основополагающие свойства конкурентоспособности специалиста:

• четкость целей и ценностных ориентации;

• трудолюбие;

• творческое отношение к делу;

• способность к риску;

• независимость;

• способность быть лидером;

• непрерывное саморазвитие;

• стремление к высокому качеству деятельности;

• стрессоустойчивость.

4. Общеучебные и общепрофессиональные умения:

• творческое мышление;

• ситуативная деятельность;

• демократический тип общения;

• использование и применение высоких технологий по своему виду профессиональной деятельности;

• использование компьютера;

• компетенция в работе с информацией;

• научно-исследовательская деятельность;

• знание иностранного языка (курсы иностранных языков, языковые школы);

• умение принимать решения, предвидеть;

• умение работать в командах;

• умения организовать свое дело и реализовывать свой проект.

5. Нравственная культура и личностные качества:

• гуманность (доброжелательность, эмпатия, толерантность);

• гражданская ответственность (оптимизм как философия жизни, критичность и целостность мышления);

• эмоциональная устойчивость;

• коммуникативность (культура общения, аутентичность, открытость, профессиональные переговоры);

• когнитивность (эрудированность, креативность).

6. Обобщенная социально-психологическая характеристика специалиста в сфере предстоящей трудовой деятельности и формирования будущей карьеры с учетом его потребностей, мотивов, личностных качеств:

• профессиональные умения (аналитические, проектировочные,
коммуникативные, аналитико-организаторские, аналитико-конструктивные);

• профессионально значимые качества (развитая интуиция, восприятие, быстрота реакции, инициативность, предприимчивость, способности к импровизации, релаксации, руководить и подчиняться, ответственность, охрана и улучшение своего здоровья);

Профессиональная компетентность выпускника в свете международных требований может быть достигнута при следующих условиях:

• новизне в управлении качеством процесса подготовки специалистов;

• подготовленности педагогических кадров;

• готовности профессорско-преподавательского состава к творческой научной деятельности по осуществлению качественного образования в условиях личностно-ориентированного подхода.

В условиях университета все студенты должны получить универсальное образование и выбрать сферу профессиональной деятельности не только по признаку значимости, но и по призванию, обеспечивающему самореализацию личности. Система качества подготовки конкурентоспособных специалистов должна быть ориентирована на успешную адаптацию к современному обществу и цивилизации. Это возможно при реализации нижеприведенных принципов:



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода
Общая педагогика
Использование изобразительной деятельности в психологической практике
Теоретические проблемы исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм
О возможности экспертной психодиагностики серийных маньяков-убийц
Вернуться к списку публикаций