2010-06-04 12:40:11
ГлавнаяПедагогика и психология — Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности



Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности


Анализ данных исследования по шкалам показал следующие результаты. По шкале «Планирование» от 15,4% до 18,5% студентов находятся на низком уровне сформированности осознанного планирования деятельности. У таких студентов потребность в планировании развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель бывает редко достигнута, планирование малореалистично. Испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно не самостоятельно. Незначительная часть студентов (8-12%) показала высокие результаты. При высоких показателях по этой шкале сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы при этом реалистичны, детализированы, устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. Большая часть студентов показала средний уровень сформированности осознанного планирования деятельности, т.е. студенты обладают потребностью в планировании, но планы не всегда реалистичны, затрудняются в определении целей деятельности. Это свидетельствует о том, что требуются специальные условия для формирования соответствующих умений.

Рассмотрев данные по шкале «Моделирование», мы пришли к выводу, что только от 8 до 17,9% студентов показали высокий уровень. Испытуемые с высокими показателями по шкале способны выделять значимые условия, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем. Почти такое же количество студентов (11,1 - 19,2%) показали низкий уровень развитости представлений о системе внешних и внутренних значимых условий. У испытуемых с низкими показателями слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватности в оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что может сопровождаться резкими перепадами отношения к ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что часто приводит к неудачам.

Большая часть студентов (67,9 - 76%) находится на среднем уровне развитости представлений о системе внешних и внутренних значимых условий. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, смене образа жизни, переходе к другому виду деятельности такие испытуемые не способны гибко изменять модель значимых условий и программу действий, у них возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что может приводить к неудачам.

По шкале «Программирование» диагностируется индивидуальная развитость осознанного программирования человеком своих действий. Только 8-15,4% студентов выдали высокие показатели по этой шкале, что говорит о сформировавшейся потребности обдумывать способы своих действий, понимании необходимости разработки детализированных и развернутых программ для достижения намеченных целей. При несоответствии полученных результатов показателям производится коррекция программы действий до получения приемлемой для субъекта успешности. Низкие показатели по шкале у 12 - 16% студентов свидетельствуют о неумении и нежелании продумывать последовательность своих действий. Такие испытуемые предпочитают действовать импульсивно и не могут самостоятельно сформулировать программу действий, действуют путем проб и ошибок. Большая часть студентов от 69,2 до 76% находится на среднем уровне индивидуальной развитости осознанного программирования своих действий. Студенты обдумывают способы своих действий, понимают необходимость разработки программ для достижения намеченных целей, но не всегда программы разрабатываются самостоятельно, при несоответствии полученных результатов ожидаемым показателям, не производится коррекция программы действий.

Анализ шкалы «Оценивание результатов» показал, что индивидуальная развитость и адекватность оценки студентом себя и результатов своей деятельности и поведения находится на несколько более высоком уровне по сравнению с другими шкалами.

Высокие показатели по этой шкале показали от 12 до 17,9% студентов, что свидетельствует о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки успешности достижения результатов.

К сожалению, почти такое же количество студентов (11,1 - 14,3%) показали низкие результаты. При низких показателях испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что приводит к ухудшению качества результатов или возникновению внешних трудностей.

Значительная часть студентов (67,9 - 76%) находится на среднем уровне индивидуальной развитости и адекватности оценки себя и результатов своей деятельности и поведения. Студент не всегда адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, испытуемый иногда не замечает своих ошибок, не всегда критичен к своим действиям. Таким образом, у значительного большинства студентов не развита адекватность самооценки и оценки своей деятельности.

Анализ данных по шкале «Гибкость», диагностирующей уровень сформированности способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий, показал, что только 7,1 -12% испытуемых с высокими показателями по шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действии и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования, вносят коррекцию в регуляцию.

Значительно больше испытуемых (20 - 25%) с низкими показателями по шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, смене обстановки и образа жизни. В таких условиях несмотря даже на сформированность процессов регуляции, они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценивать рассогласование полученных результатов с целью деятельности и вносить коррекции. У таких студентов возникают регуляторные сбои и неудачи в выполнении деятельности.

От 64,9 до 72% студентов находятся на среднем уровне сформированности способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые не легко перестраивают планы и программы исполнительских действии и поведения, не способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. Недостаточная гибкость регуляторики не позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска.

Рассмотрим шкалу «Самостоятельность», которая характеризует развитость регуляторной автономности.

Высокие показатели по шкале характерны для 10,7 - 12% студентов, что свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, оценивать промежуточные и конечные результаты деятельности.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021222324




Интересное:


О возможности экспертной психодиагностики серийных маньяков-убийц
Процесс подготовки менеджеров в высшей школе США
Образование как способ трансляции ценностей в русской культуре
К проблеме социально-психологической дезадаптации школьников
Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий
Вернуться к списку публикаций