2010-06-04 12:40:11
ГлавнаяПедагогика и психология — Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности



Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности


Результаты показывают, что подавляющее большинство студентов (84,6 - 89,3%) находятся на среднем уровне развития профессиональной компетентности. Низкий уровень развития профессиональной компетентности диагностирован у 13 студентов, что составляет от 10,7 до 14,8 % в каждой группе. Высокий уровень компетентности показал один студент, который характеризуется абстрактностью и аналитичностью мышления, сообразительностью, высоким творческим потенциалом, хорошей информированностью, склонностью к экспериментированию, умением выстраивать отношения с коллегами в достижении общей цели. Данный уровень развития профессиональной компетентности студентов можно объяснить тем, что они еще не изучали блок специальных дисциплин и недостаточно были включены в практическую деятельность.

Результаты развития профессиональной компетентности представлены в гистограмме 2.

Уровни развития профессиональной компетентности студентов (нулевой срез)

Гистограмма 2. Уровни развития профессиональной компетентности студентов (нулевой срез).


Таким образом, мы считаем, что выявленный уровень профессиональной компетентности студентов может быть повышен в процессе изучения специальных дисциплин и реализации второго педагогического условия.

Третье направление проведения констатирующего эксперимента связано с определением уровня сформированности профессиональной рефлексии и профессионального поведения, составляющих содержание третьего и четвертого компонентов исследуемой нами адаптации. Данные компоненты коррелируют с уровнем развития профессионально важных качеств. Под профессионально важными качествами мы понимаем индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее освоения, или постоянное, закрепившееся отношение к своей профессии, к себе, к труду, людям, природе, вещам; определенная система мотивов, форм и способов профессионального поведения, в котором эти отношения реализуются, т.е. понятие «профессионально важное» объединяет внутреннее и внешнее, выделяет и конкретизирует главное в предметном содержании и регуляции поведения будущего менеджера.

Для целей нашего исследования необходимо использование методики, достаточно информативной и совместимой с другими методами научного исследования.

Этим требованиям, на наш взгляд, наиболее полно соответствует многофакторный опросник личности Р.Б. Кэттелла (16PF - опросник), который широко используется в психодиагностической практике. Это наиболее популярное средство экспресс-диагностики личности, используемый в ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека.

Опросник позволяет составить достаточно полное представление о личности студента, но не изучает динамические факторы - мотивы, потребности, интересы, ценности - для этого мы используем другие методы.

При анализе данных исследования мы воспользуемся объединением отдельных факторов в блоки, предложенные в сборнике «Лучшие психологические тесты»:

1. Интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1.

2. Эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, О, Q3, Q4.

3. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Н, F, Е, Q2, N, L.

Использование методов психодиагностики и математической статистики позволило нам выделить уровни развития интеллектуальных особенностей студентов: низкий, средний и высокий.

Студенты, у которых диагностируется низкий уровень развития интеллектуальных особенностей характеризуются конкретностью и ригидностью мышления, практичностью, излишней внимательностью к мелочам, консервативностью, неприятием новых идей, недостаточная информированность по широкому кругу вопросов.

Для студентов высокого уровня развития интеллектуальных особенностей характерна абстрактность и аналитичность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость, развитое воображение, высокий творческий потенциал, хорошая информированность, склонность к экспериментированию. Результаты определения уровней развития интеллектуальных особенностей студентов отражены в табл. 6.

Таблица 6.

Сравнительные данные уровней развития интеллектуальных особенностей студентов на констатирующем этапе эксперимента.

Группа

Кол-во человек

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

КГ

28

0

0

25

89,30

3

10,70

ЭГ-1

26

1

3,8

22

84,60

3

11,50

ЭГ-2

25

0

0

22

88,00

3

12,00

ЭГ-3

27

0

0

23

85,20

4

14,80



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021222324




Интересное:


Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода
Содержание, функции коммуникации как системного педагогического процесса
Подростково-молодежные группировки - общественная опасность и типология
Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий
Психологическая дистанция как критерий гибкости психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Вернуться к списку публикаций