2010-06-04 12:40:11
ГлавнаяПедагогика и психология — Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности



Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности


Результаты успеваемости студентов показывают недостаточный уровень овладения дисциплинами учебного плана, что отражается на уровне профессиональной компетентности.

Компетентность многокомпонентна, многие ее компоненты относительно независимы друг от друга и могут быть оценены только в связи со значимой для человека деятельностью. Воспользуемся «Моделью компетентности» Дж. Равенна.

В Модели по горизонтали указаны некоторые ценные для людей аспекты поведения. Они объединены в три группы (Достижение. Сотрудничество, Влияние), которые в 1958 году выделил McClelland. По вертикали перечислены компоненты поведения, способствующие успешному завершению деятельности. Эти компоненты компетентности разделены на когнитивные (разработка плана или определения препятствий на пути к достижению цели), аффективные (например, удовольствие от работы или желание, чтобы необходимая, но неприятная ее часть была выполнена) и волевые (такие, как настойчивость, решительность, воля). Там же приведен и ряд других факторов, способствующих эффективной деятельности, вроде получения поддержки от других или убежденности, что твое поведение соответствует как твоим собственным представлениям о необходимости подобных действий, так и представлениям об этом значимых для тебя людей.

Модель может быть использована для выявления типов поведения, которые люди ценят, а также компонентов компетентности, которые они склонны проявлять в этом поведении. В отношении любого конкретного человека оценивающий мог бы (после соответствующих наблюдений) пометить клеточки, соответствующие субъективно значимым для человека типам поведения. Просуммировав пометки по любой колонке, оценивающий может получить индекс вероятности того, что аттестуемый будет в состоянии эффективно осуществлять поведение определенного типа. Просуммировав пометки по соседним колонкам в пределах данного типа поведения, можно получить показатель вероятности того, что аттестуемый сможет достичь результата, успешно взаимодействовать с партнерами и (или) эффективно руководить. В основе модели компетентного поведения Дж. Равена лежит предположение о том, что поведение может быть лучше всего понято путем выявления ценностей человека, его нравственных обязательств, его представлений и ожиданий, а также тех компонентов компетентности, которые он склонен спонтанно проявлять, стремясь к значимым для себя целям.

Анализ когнитивных компонентов профессиональной компетентности показывает, что испытуемые не предвидят препятствия на пути достижения цели, не всегда понимают характер ситуации, ее индивидуальных, личностных и общественных последствий.

Анализ аффективных компонентов профессиональной компетентности показывает, что студенты не умеют продуктивно использовать положительные и отрицательные эмоции, превращать чувство напряженности при столкновении с задачей в стимул для ее максимально быстрого решения.

Волевые компоненты также недостаточно сформированы: студенты не всегда могут прилагать дополнительные усилия для преодоления неудач, не проявляют настойчивость на протяжении длительного времени.

Поведенческие аспекты компетентности показали недостаточное понимание задачи, неумение поддерживать других в достижении общей цели, обеспечивать бесконфликтное взаимодействие, адекватно реагировать на нужды других. Результаты диагностики уровней развития профессиональной компетентности студентов отражены в табл. 5.

Таблица 5

Сравнительные данные уровней развития профессиональной компетентности студентов на констатирующем этапе эксперимента.

Группа

Кол-во человек

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

КГ

28

3

10,70

25

89,30

0

00,00

ЭГ-1

26

3

11,50

22

84,60

1

03,80

ЭГ-2

25

3

12,00

22

88,00

0

00,00

ЭГ-3

27

4

14,80

23

85,20

0

00,00



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021222324




Интересное:


Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности
Реализация модели благотворительного ясли - сада
Психологическая коррекция личности: применение художественных текстов
Индивидуальный стиль деятельности
О возможности экспертной психодиагностики серийных маньяков-убийц
Вернуться к списку публикаций