2010-06-04 12:40:11
ГлавнаяПедагогика и психология — Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности



Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности


Выраженность изменений в уровнях адаптации студентов групп КГ и ЭГ-1 к профессиональной деятельности зафиксирована в гистограмме 7.

Изменение уровней адаптации студентов к профессиональной деятельности в результате активизации учебно-профессиональной деятельности

Гистограмма 7. Изменение уровней адаптации студентов к профессиональной деятельности в результате активизации учебно-профессиональной деятельности.

Таким образом, активизация учебно-профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе вуза способствовала повышению уровня их адаптации к профессиональной деятельности.

В группе ЭГ-2 проходила апробация второго педагогического условия, т.е. применялся комплекс мер по формированию профессионально важных качеств будущих менеджеров.

Одним из методов развития профессионально важных качеств будущих менеджеров мы избрали социально-педагогический тренинг, направленный на формирование профессионально-рефлексивного и поведенческого компонентов адаптации студентов к профессиональной деятельности.

Для выяснения основных эффектов социально-педагогического тренинга с точки зрения основных участников был проведен контент-анализ. Опираясь на принципиальное положение о том, что развитие компетентности в общении это, в первую очередь, саморазвитие индивида и его самосовершенствование средств организации коммуникативного взаимодействия, мы будем выделять как эффекты тренинга психологические новообразования, которые студенты получили за время участия в нем.

Новообразования, выделенные методом наблюдения, экспертной оценки из самоотчетов студентов, были объединены в когнитивные, эмоциональные и поведенческие.

Показателями познавательного компонента компетентности в общении мы считаем следующие высказывания студентов: «получил знания о себе»; «получил знания об особенностях профессионального общения»; «получил знания о других членах группы»; «возник интерес к психологии и профессиональной деятельности».

Показателями поведенческого компонента компетентности в общении стали такие высказывания студентов: «нашел друзей»; «решил проблемы общения»; «стал более открытым, доброжелательным».

Эмоциональный компонент компетентности в общении отразился в следующих высказываниях: «испытал сильные переживания в процессе тренинга»; «испытал опыт нового общения»; «познал ценность общения»; «получил толчок к саморазвитию»; «избавился от своих комплексов»; «изменился».

Последующая обработка проводилась способом частотного нахождения соответствий, когда применительно к каждому эффекту вычислялась частотность его нахождения во всех отзывах.

В результате анализа самоотчетов была получена следующая картина эффектов развития компетентности в общении: «получил знания о себе» - отметили 44% студентов группы ЭГ-2; «получил знания об особенностях профессионального общения» - 16% студентов данной группы; «получил знания о других» - 16%; «возник интерес к психологии и профессиональной деятельности» у 12% студентов ЭГ-2. В целом эффекты развития познавательного компонента составили 22% от общего числа эффектов СПТ.

Отличительной чертой самопознания в условиях СПТ является то, что информацию о себе субъект получает прежде всего от других и принимает ее за счет специально создаваемой атмосферы психологической безопасности. Это может оказать корректирующее влияние на его привычную «Я-концепцию», делая ее более гибкой и адекватной текущим обстоятельствам. В результате тренинга происходит включение человека в процесс самопознания, который он может самостоятельно осваивать уже за пределами тренинга.

Анализ результатов развития поведенческого компонента компетентности в общении показал, что «нашли друзей» - 16% студентов; «решили проблемы в общении» - 36%; отмечают, что «стали более открыты» - 40% студентов группы ЭГ-2.

В целом эффекты развития поведенческого компонента составляют 30% от общего числа эффектов СПТ. Дополнительным, но значимым результатом тренинга стало то, что группа студентов становится более сплоченной, меняется характер межличностных отношений.

Эмоциональный компонент отличается большим «удельным весом» показателей и их разнообразием. Анализ самоотчетов по данному показателю дал следующие результаты: «испытали сильные переживания» - 48% участников тренинга; «испытали опыт нового общения» - 16% студентов; «познали ценность общения» - 16%; «получили толчок к саморазвитию» -20%; «избавились от своих комплексов» - 12%; отмечают, что «изменились» - 8% студентов группы ЭГ-2.

В целом эффекты развития эмоционального компонента составляют 48% от общего числа всех эффектов СПТ. Вероятно, основным эффектом СПТ в группе является развитие компетентности, связанной с глубинными эмоциональными характеристиками общения, которые возникают на фоне сильных эмоциональных переживаний участников тренинга. Довольно часто студенты отмечают приобретение нового опыта общения. Новый позитивный опыт в сочетании с сильными эмоциями приводит к коррекции прошлого опыта, что повышает профессионализм человека в общении.

Эмоционально насыщенная атмосфера тренинга инициирует самоизменения участников тренинга и обретения потенциала для дальнейшего саморазвития. Прохождение участниками значительного объема средств современной активной подготовки к общению дает импульс к последующему самостоятельному изучению себя и своих отношений с окружающими, инициировать стремление человека к саморазвитию в области общения и межличностных отношений. Таким образом, мы видим, что СПТ является эффективным средством развития компетентности в общении.

Для развития профессионально важных качеств студентов мы использовали не только аудиторные занятия, но и период практики. В процессе анализа результатов практики студентам была предложена методика К.- Муздыбаева, позволяющая определить сформированность социальной ответственности студентов, на измерение этого качества направлена и шкала фактор G в опроснике Кэттелла.

Весомой вехой на пути адаптации студентов к профессиональной деятельности является стажерская практика студентов пятого курса, одной из задач которой является развитие профессиональной рефлексии, самодиагностика готовности к профессиональной деятельности. На решение этой задачи направлена система заданий, выполняемая студентами группы ЭГ-2.

Диагностика социальной ответственности студентов показала, что все студенты имеют средний и высокий уровень социальной ответственности, т.е. показывают готовность служить Отечеству, осознают долг хорошо выполнять свою работу, стремление хорошо закончить начатое дело, обязательность по отношению к другим людям и т.д.

Свои возможности в профессиональной деятельности на практике пятикурсники оценивают следующим образом:

- считают, что качество инженерной деятельности зависит от их собственных усилий 76% студентов, тоже относительно качества работы с личным составом составляет - 72%;

- считают, что качество учебной работы не зависит от их усилий 16% студентов, а качество работы с личным составом - 12% студентов.

Таким образом, большая часть осознает значимость инженерной деятельности и работы с личным составом во время практики, считают, что от их усилий зависит качество этих видов профессиональной деятельности и чувствуют свою личную ответственность за ее качество. Следует признать, что есть некоторая незначительная часть студентов (2 чел.), которая считает качество работы с личным составом незначимым фактором в своем профессиональном становлении и не признают своей ответственности за этот вид деятельности во время практики.

Оценивая свои личностные профессионально значимые качества, практиканты отмечают значение необходимых профессионально-педагогических качеств в профессиональной деятельности в 76% случаев, 24% студентов не задумывались о значении наличия профессионально важных качеств в профессиональной деятельности.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021222324




Интересное:


Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода
Психологическая коррекция личности: применение художественных текстов
Реализация модели благотворительного ясли - сада
Психологическая дистанция как критерий гибкости психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Образ мира и психологическое изучение мышления
Вернуться к списку публикаций