2010-06-04 12:40:11
ГлавнаяПедагогика и психология — Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности



Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности


Большая роль в процессе реализации задач данного этапа процесса развития профессионально важных качеств будущего менеджера принадлежит и экстремальным ситуациям, создаваемым на занятиях по дисциплине «Психология менеджмента». В процессе проработки практических задач студенты учатся принимать решения на основе теоретических знаний, творчески подходить к проблемам, связанным с организацией производства, а также с организацией и мобилизацией персонала на достижение цели. Использование экстремальных ситуаций служит не только формированию профессиональной компетентности, но и развивает комплекс профессионально важных качеств.

- Большая роль в процессе реализации задач развития профессионально важных качеств будущего менеджера принадлежит учебно-производственной практике, где студенты учатся соотносить свои цели, задачи, возможности с условиями приближенными к реальному производству; анализировать соотношение составляющих профессиональной деятельности; осознавать свои эмоциональные состояния, возникающие в процессе деятельности; оценивать уровни сформированности некоторых профессионально значимых качеств, актуализировавшихся в процессе практической деятельности.

Включение студентов в выполнение различных видов самостоятельной работы по развитию профессионально важных качеств, осуществлялось в процессе общетеоретической подготовки при изучении студентами цикла психолого-педагогических дисциплин, в процессе изучения дисциплин специализации, в процессе воспитательных воздействий и общения с преподавателями и сверстниками в различных ситуациях, а также в процессе учебно-производственной практики. Эффективность данных мер по развитию профессионально важных качеств зависит от систематичности, преемственности и последовательности их организации.

Третье условие - диагностика личностных новообразований, способствующих адаптации студентов к профессиональной деятельности реализовывалось во всех экспериментальных группах, т.к. своевременная диагностика не только дает представление об уровне развития профессиональных качеств студентов, но и выявляет успешность реализации других педагогических условий.

Данное условие существенным образом влияет на эффективность деятельности, как студентов, так и преподавателей. Диагностика предоставляет возможность субъектам учебно-воспитательного процесса судить об уровне эффективности протекания образовательного процесса или о его недостатках. Кроме того, систематическая диагностика позволяет проследить динамику развития каждого студента.

Итак, рассмотрев методические основы адаптации студентов к профессиональной деятельности, мы пришли к следующим выводам:

1. Выделенные аспекты введения педагогических условий эффективности процесса адаптации студентов к профессиональной деятельности нашли отражение на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы.

2. Рассмотрено, что на каждом этапе формирующего эксперимента происходило становление компонентов адаптации студентов к профессиональной деятельности: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессиональной рефлексии, профессионального поведения студентов.

3. Апробированные педагогические условия реализуются в процессе изучения дисциплин государственного образовательного стандарта, внедрения активных методов обучения, посредством развития профессионально важных качеств студентов, предполагающих как самостоятельную аудиторную, так и внеаудиторную деятельность, в том числе и прохождение студентами практики. Очень важным на данном этапе является организация анализа, результатов учебно-профессиональной деятельности студентов, их самооценки, выявление причин низкой работоспособности.

4. Основными формами активизации учебно-профессиональной деятельности студентов выступают практические занятия и семинары, различные виды дискуссий, индивидуальные и групповые формы защиты социальных проектов и решения творческих задач.

Итак, мы изложили реализацию педагогических условий развития процесса адаптации студентов вузов, используя основные компоненты моделирования этого процесса: целевой, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный.

Результаты реализации педагогических условий, обеспечивающие эффективность адаптации студентов к профессиональной деятельности представлены далее.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021222324




Интересное:


Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности
Психосоциальный аспект личностно-ориентированного образования
Некоторые теоретико-методологические подходы к изучению субъективного образа
Современная американская модель подготовки менеджеров
Человек говорящий как субъект коммуникации
Вернуться к списку публикаций