2010-06-04 12:40:11
ГлавнаяПедагогика и психология — Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности



Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности


Деловая игра способствует не только активизации познавательной деятельности студента, но и формированию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности будущего менеджера новой формации, удовлетворяющей требованиям времени.

Перечисленные формы активизации учебно-профессиональной деятельности студентов отрабатывались со студентами первой экспериментальной группы (ЭГ-1) в ходе образовательного процесса в вузе.

Во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) проверялась эффективность второго условия, а именно формирование профессионально важных качеств студентов в системе учебно-профессиональной деятельности вуза.

У выпускника вуза по специальности «Менеджмент», должны быть сформированы такие черты характера как:

- высокая дисциплина и исполнительность, внутренняя собранность;

- инициатива и самостоятельность, готовность идти па разумный риск;

- стремление к сотрудничеству и конкуренции;

- склонность к риску и трезвый расчет;

- независимость и острота суждений;

- настойчивость при реализации решений;

- умение анализировать и готовность учитывать мнение подчиненных;

- ориентация на перспективные цели;

- способность создать сплоченный коллектив.

В процессе реализации второго педагогического условия применялись различные формы как групповой, так и индивидуальной деятельности, но особенно значительная роль принадлежит активным методам обучения, где основной акцент делается на активности обучаемого. Необходимо, чтобы каждый студент самостоятельно или с помощью преподавателя прошел, пережил, осмыслил все этапы познания в организованных определенным образом условиях, сам получил знания и сформировал необходимые навыки. Наиболее интересным для студентов, результативным и популярным методом является социально-психологический тренинг (СПТ), направленный на развитие различных профессиональных умений, личностных качеств, повышения социально-психологической стрессоустойчивости, разрешение межличностных и групповых конфликтов, принятия решения в условиях мотивационного конфликта.

При разработке программы СПТ мы использовали научно-методические разработки Н.П. Аникеевой, А.А. Бодалева, А.Б. Добрович, Г.И Марасанова, Е. Мелибруда, А.С. Прутченкова, Е.Т. Соколовой, В.В. Столина и др.

Эффективность программы СПТ отражают три этапа обученности:

1 .Способность после прохождения курса СПТ повторять, имитировать новые способы коммуникативного поведения, в отличие от простого знания о них.

2. Использование новых форм поведения в различных ситуациях.

3. Способность находить, замечать ошибки в своем поведении и поведении окружающих; способность создавать новые эффективные модели поведения.

Основным средством закрепления новых профессионально-адекватных форм поведения в СПТ являются ролевые игры, в процессе которых новые приемы межличностного взаимодействия автоматизируются и становятся естественной формой поведения.

Алгоритм построения программы СПТ отражает последовательность вовлечения участников тренинга в процесс социально-психологического обучения «эмоциональное - интеллектуальное - волевое». Исходя из вышеизложенного, главная цель СПТ - научить студента адекватному поведению на основе развития у него способности выражать и воспринимать чувства и социальный контекст как своего поведения, так и поведения окружающих людей. Тренеру необходимо создать условия, которые обеспечивают: формирование и развитие группы; самодиагностику участниками тренинга особенностей своего поведения в различных ситуациях общения; обучение основным приемам профессионального, делового, партнерского общения; развитие психической саморегуляции и социальной восприимчивости к состояниям, мнениям других людей; формирование адекватной и стабильной самооценки.

В зависимости от профессионально-психологических потребностей членов группы в программу тренинга включаются психологические упражнения, направленные на развитие соответствующих умений. Цели упражнений предусматривают:

- влияние на динамику развития группы или коррекцию ее структуры;

- обеспечение условий для самодиагностики личностных качеств и поведения каждым конкретным участником или группой в целом;

- коррекцию поведения, самооценки, статуса отдельных участников в групповой структуре;

- обучения приемам оптимального общения - профессионального, делового, межличностного и т.д.;

- развитие социальной восприимчивости и психической саморегуляции.

В процессе разработки программы мы стремились использовать актуальный жизненный опыт студентов, в случае его отсутствия создавали его с помощью игровых форм, ролевых игр и т.п. Периодичность проведения упражнений должна соответствовать этапам развития способности к пониманию мотивов поведения окружающих и способности учитывать эти мотивы при выборе моделей собственного поведения. Упражнения должны актуализировать или повторять основные этапы развития механизмов взаимопонимания:

- идентификацию - понимание через уподобление;

- стереотипизацию - умение соотносить свое поведение и поведение окружающих с социальными стереотипами, нормами, ценностями, традициями групп, общества, государства;

- рефлексию - способность осознавать свои действия, поступки с помощью партнеров по общению и коррекция, в случае необходимости, собственного стиля поведения или формы общения.

СПТ - это активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта. По нашему убеждению, СПТ является одним из перспективных и результативных активных методов оптимизации процесса адаптации студентов к профессиональной деятельности.

Заключительным этапом процесса развития профессионально-рефлексивных качеств будущего менеджера является аналитический этап, на котором студенты соотносят уровень собственных возможностей с достигнутыми результатами, совершенствуют себя в процессе «внутренней соревновательности с самим собой», анализируют и исследуют собственную деятельность, продвигаются по пути самовоспитания и самообразования.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021222324




Интересное:


Идея свободной причинности в психологии
Психическое здоровье детей, проживающих в различных районах Республики Коми
Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам
Время как ресурс развития личности
Программа эмпирического исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Вернуться к списку публикаций