2010-06-04 12:40:11
ГлавнаяПедагогика и психология — Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности



Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности


Какие бы методы обучения - активные, интенсивные или проблемные -ни применялись, важно для повышения эффективности обучения создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Дидактический принцип активности личности в обучении и профессиональном самоопределении обусловливает систему требований к учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя в едином учебном процессе. В эту систему входят внешние и внутренние факторы, потребности и мотивы, образующие иерархию. Соотношение этих характеристик определяет выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности.

В вузе функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекции, практические занятия в их разновидности - семинары, лабораторные работы, практикум, НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. В дидактике эти формы трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения определенных дидактических задач. В то же время лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа выступают как организационные формы обучения, т. к. являются способами осуществления взаимодействия студентов и преподавателей, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения. Процесс обучения сопровождается и завершается различными формами контроля.

На протяжении всей истории высшей школы с момента зарождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, именно лекция закладывает основу научных знаний цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Лекция необходима для объективного освещения разноречивых концепций. Лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями.

Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция - пресс-конференция.

Попытаемся кратко охарактеризовать новые варианты подачи лекционного материала, используемые преподавателями ЮУрГУ и ЧГАКИ направленные как на интенсификацию учебного процесса, так и на развитие личностных качеств обучаемых.

В отличие от информационной лекции, на которой студентам вводится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

Таким образом, процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие - реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции в форме диалогического общения. Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов.

Лекция вдвоем - эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.д. Необходимо, чтобы диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместное решение проблемы; активизировал мышление при обсуждении студентами изучаемого материала; побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Лекция с заранее запланированными ошибками призвана активизировать внимание студентов; развивать их мыслительную деятельность; формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов ит.д.

Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

Лекция - пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы.

В условиях современных реалий процесса обучения можно говорить о системах диалога, объединяющих человека (преподавателя), ЭВМ, техническое, программное, методическое, информационное и лингвистическое обеспечение, общение с которыми обучаемый (пользователь) ведет в реальном масштабе времени. Системы диалога должны быть ориентированы на работу с обучаемыми («конечными пользователями») - людьми, которые должны, справляться со своими задачами более эффективно и экономично, используя машинные средства, получают информацию от диалоговых систем и непосредственно пользуются терминалами.

Наиболее эффективны диалоговые системы в сфере обучения, где они позволят отказаться от традиционного подхода с ориентацией на средние способности, сделать процесс более индивидуальным Система требует определения уровня подготовки студентов, а затем предлагается комплекс задач и упражнений в объеме и темпе, приемлемом для каждого.

Процесс обучения в вузе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Они призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции и обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

В качестве примера приведем тематику практических занятий в процессе подготовки менеджеров: «Тактика деловых взаимоотношений», «Убеждение в деловом общении», «Психотехнологии управления партнером в деловом общении», «разрешение конкретных ситуаций», «Как правильно проводить деловую беседу» и др.

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности школы.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Так, бизнес семинары Москва по развитию навыков креативности, ТРИЗ, управленческим решениям позволяют получить практические знания, которые прошли опробирование в реальных условиях деятельности, что, несомненно, позволяет полученные теоретические знания применить на практике в самый короткий срок. Таким образом, главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха. Например, «Психология деловых встреч и переговоров», «Конфликт в управленческой деятельности», «Влияние на партнера по деловому общению», «Невербальное восприятие партнера по деловому общению» и т.п.

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке будущих менеджеров, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Из общепедагогических рекомендаций отметим следующие. Совместная групповая деятельность - одна из самых эффективных форм. Ее конкретная ориентация зависит от усилий преподавателя. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021222324




Интересное:


Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения
Образовательные тенденции
К проблеме развития творческого мышления будущего учителя
Психологическая дистанция как критерий гибкости психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Общая педагогика
Вернуться к списку публикаций