2010-06-04 12:40:11
ГлавнаяПедагогика и психология — Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности



Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности


Реализация комплекса педагогических условий эффективности адаптации студентов к профессиональной деятельности

Рассмотрим организационно-методические аспекты формирующего этапа эксперимента.

Целью формирующего этапа эксперимента являлась проверка необходимости и достаточности комплекса педагогических условий адаптации студентов к профессиональной деятельности.

В соответствии с задачей формирующего эксперимента было сформировано три экспериментальные и одна контрольная группы. Группы студентов были выбраны приблизительно равные по успеваемости и начальному уровню профессиональной компетентности и развития профессионально важных качеств.

Экспериментальная работа в группах характеризовалась ориентацией на различные педагогические условия.

Реализация педагогических условий осуществлялась следующей группой методов (схема № 2):

В.И. Загвязинский определяет наблюдение как непосредственное восприятие явлений с помощью органов чувств или в их косвенном восприятии через описание другими, непосредственно наблюдавшими.

Наблюдение может быть непрерывным, дискретным, широким, узкоспециальным, невключенным и включенным.

Технологическая карта реализации первого педагогического условия

Схема 2. Технологическая карта реализации первого педагогического условия


В нашем исследовании наблюдение велось непосредственно, в течение нескольких лет. Именно метод наблюдения (а также опрос) позволил констатировать факт необходимости уточнения особенностей активизации процесса обучения.

Опрос - метод сбора первичной информации со слов опрашиваемых. Опрос бывает устный (интервью) и письменный (анкета).

В нашей работе использовались оба вида опроса. Результаты проведенных нами опросов подтвердили также необходимость качественного изменения подготовки студентов к профессиональной деятельности.

После количественного накопления материала проводилась его статистическая обработка с целью формирования конструктивных выводов по проблеме повышения эффективности процесса обучения.

Статистический метод подразумевает количественные характеристики изучаемого материала. Данные исследования признано считать достоверными, если соблюдены следующие условия: однородность обследуемых объектов; идентичность условий опыта; достаточное количество наблюдений; правильность подбора методов математической статистики.

В ходе опытно-экспериментальной работы все выдвигаемые условия были нами строго соблюдены.

Метод анализа является процедурой мысленного расчленения предмета, явления, процесса. Процедурой, обратной анализу выступает синтез.

В нашем исследовании метод анализа использовался на всех этапах работы. В процессе реализации первого педагогического условия анализ использовался на первой стадии, когда нам потребовалось перейти от нерасчлененного описания процесса обучения к выявлению и изучению его отдельных сторон.

Существует несколько видов анализа как приема научного мышления:

мысленное расчленение предметов, явлений, процессов;

анализ общих свойств и отношений между предметами;

формально-логический анализ.

В нашем научном исследовании этот метод был использован на этапе логического завершения редактирования отдельных сторон (явлений) функционирования современного процесса обучения для получения целостной картины.

Под абстрагированием мы понимаем мысленное отбрасывание тех сторон и свойств изучаемого объекта, которые препятствуют его рассмотрению в «чистом виде» как существа предмета.

Конкретизация, в нашем понимании, есть процесс воссоздания предмета из вычлененных ранее абстракций.

Следует отметить, что оба эти метода непосредственно связаны с анализом и синтезом (последние являются частными формами первых).

Метод прогнозирования мы определяем как процесс использования специальных методов и приемов для предсказывания развития и исхода каких-либо событий и явлений на основе имеющихся в науке и опыте данных.

В нашем опытно-экспериментальном исследовании прогнозирование являлось основным методом при реализации всех предложенных педагогических условий.

Метод моделирования представляет собой процесс трансформации сложного объекта в более простой по структуре и доступный для изучения. Нами использовался непосредственно при уточнении модели современного адаптации студентов к профессиональной деятельности.

Проектирование - деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть. Фактически в этом определении важны два момента: идеальный характер действий; нацеленность действия на появление (образование) чего-либо в будущем.

Метод проектирования использовался нами с опорой на полученные с помощью ранее описанных методов данные, после чего проводилось непосредственное описание спроектированной (уточненной) модели адаптации студентов к профессиональной деятельности

Описание всегда сочетается с экспериментом и наблюдением. Применяется при изучении единичных, индивидуальных объектов, чтобы получить полные и точные сведения о них.

В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) проверялась эффективность первого условия, а именно: активизация учебно-профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе вуза.

Данное условие существенным образом определяет эффективность процесса подготовки будущих менеджеров, так как важнейшей социальной функцией обучения в вузе является формирование личности, соответствующей социальным требованиям, и, следовательно, влияет на повышение уровня адаптации студентов к профессиональной деятельности.

Под активизацией учебной деятельности мы понимаем деятельность преподавателя, целенаправленную на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.

В современных условиях стратегическим направлением интенсификации и активизации обучения должно стать создание дидактических и психологических условий для осмысленности обучения, включения в этот процесс студентов не только на уровне интеллектуальной, но и социальной и личностной активности.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021222324




Интересное:


Реализация коммуникативного подхода в дистанционном обучении иностранным языкам
Содержание, функции коммуникации как системного педагогического процесса
К проблеме социально-психологической дезадаптации школьников
Абрахам Маслоу и психология самоактуализации
Виды мышления
Вернуться к списку публикаций