2010-06-03 19:04:49
ГлавнаяПедагогика и психология — Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности



Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности


Резюме

Подведем итоги анализа проблемы относительно педагогических условий, обеспечивающих эффективность адаптации студентов вуза к профессиональной деятельности и разработанной нами модели развития адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности.

При выявлении педагогических условий эффективности адаптации студентов вуза к профессиональной деятельности мы учитывали социальный заказ общества, официальные документы, степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе, критерии и уровни сформированности профессиональной адаптации с опорой на личностно-деятельностный подход.

1. Разработанная в ходе теоретико-экспериментального исследования модель адаптации студентов к профессиональной деятельности представляет собой взаимосвязанные блоки: целевой (отражающий цели и задачи данного процесса); содержательно-процессуальный (теоретический, методический и технологический процесс учебно-профессиональной деятельности студентов); результативно-оценочный (нашедший отражение в объективной оценке результатов своей деятельности). Для реализации представленной модели необходимо разработать и реализовать комплекс педагогических условий.

2. Под педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность адаптации студентов вуза к профессиональной деятельности мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит процесс адаптации студентов к профессиональной деятельности. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов и учитывались при построении образовательного процесса вуза.

3. Для выявления и создания педагогических условий, способствующих эффективности адаптации студентов к профессиональной деятельности, мы использовали личностно-деятельностный подход; руководствовались государственным образовательным стандартом для выпускников вузов; выявили специфику педагогического процесса в вузе; определили компоненты профессиональной адаптации студентов.

4. Активизация учебно-профессиональной деятельности субъекта образовательного процесса ориентирована на изменение когнитивной структуры личности: когнитивного опыта, опыта практической деятельности, опыта творчества и опыта отношений личности к профессиональной деятельности, - это первое педагогическое условие.

5. Формирование профессионально важных качеств студентов в учебном процессе способствует их адаптации к профессиональной деятельности. Данное второе педагогическое условие направлено на формирование профессионального менталитета и потребностей к овладению знаниями и умениями профессиональной деятельности; морально-волевых качеств, что способствует развитию профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессиональной рефлексии и профессионального поведения студентов.

6. Третьим условием является проведение диагностики личностных новообразований, способствующих адаптации студентов к профессиональной деятельности. Обобщенные материалы диагностики и выявленные критерии (ценностные ориентации, познавательные способности, рефлексивные способности, коммуникативные и организаторские способности), позволили определить уровни (низкий, средний, высокий) адаптации студентов.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Когнитивная дифференцированность
Реализация коммуникативного подхода в дистанционном обучении иностранным языкам
Виды мышления
Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности
Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий
Вернуться к списку публикаций