2010-06-03 19:04:49
ГлавнаяПедагогика и психология — Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности



Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности


Дадим более полную характеристику уровней адаптации студентов к профессиональной деятельности.

Первый, низкий уровень адаптации характеризуется:

- Профессиональная направленность - студент не всегда осознает ценности будущей деятельности, не имеет устойчивых потребностей в ней, на занятиях апатичен, низкая работоспособность, не проявляет интереса к знаниям, не понимает значимости будущей профессии, карьерных устремлений не наблюдается.

- Профессиональная компетентность - система знаний по основам экономических, психологических, специальных наук отсутствует, характерен незначительный набор стандартных знаний. Студент испытывает затруднения в поиске и применении современной информации, не использует современные информационные технологии. В практической работе характерно использование стандартных приемов и методов, владеет информационной техникой на репродуктивном уровне.

- Профессиональная рефлексия - студент слабо осознает мотивы выбора профессии, интериоризация ценностей профессиональной деятельности в личностные качества отсутствует, не задумывается над результативностью своей деятельности, не критичен в отношении своих способностей, личностных профессиональных качеств. Не может прогнозировать результаты деятельности, поведение импульсивное.

- Профессиональное поведение - у студентов слабо развиты коммуникативные умения и навыки, в коллективной деятельности выступают в роли исполнителей, безынициативны, будущая деятельность не вызывает положительных эмоций, для преодоления трудностей в выполнении профессиональных обязанностей волевых усилий не прилагает, может не выполнить свои обязанности, если нет должного контроля, действует по шаблону, не может перестроить способы поведения в изменившейся ситуации.

Второй уровень, средний - характеризуется следующим образом:

- Профессиональная направленность - студент осознает ценности будущей профессиональной деятельности, имеет потребностей в ней; на занятиях достаточно активен, работоспособен, проявляет интерес к управленческому делу, информационной технике; признает значимость будущей профессии, карьерные устремления присутствуют.

- Профессиональная компетентность - система знаний по основам социально-экономических наук сформирована, но не выходит за рамки программы. Студент использует современную информацию, пользуется современными информационными технологиями. В практической работе применяет различные приемы и методы при решении боевой задачи, хорошо владеет информационной техникой.

- Профессиональная рефлексия - студент осознает мотивы выбора профессии, ценности профессиональной деятельности интериоризированы в личностные качества, адекватно оценивает результативность своей деятельности, критичен в отношении своих способностей, личностных профессиональных качеств, может прогнозировать результаты деятельности и частично корректировать ее.

- Профессиональное поведение - у студентов достаточно развиты коммуникативные умения и навыки; в коллективной деятельности иногда выступают в роли организаторов, но предпочитают роль исполнителя; профессиональная деятельность принимается на эмоциональном уровне; для преодоления трудностей в выполнении профессиональных обязанностей прилагают волевые усилия; выполняют свои обязанности, дисциплинированы; могут перестраивать способы поведения в изменившейся ситуации.

Третий уровень высокий характеризуется следующими проявлениями:

- Профессиональная направленность - студент осознает ценности будущей деятельности, гордится своей принадлежностью к профессии менеджера, имеет устойчивые потребности в ней; на занятиях активен, работоспособен; глубоко интересуется будущей профессией; свойственны высокие карьерные устремления.

- Профессиональная компетентность - сложившаяся система знаний по основам социально-экономических наук, информированность по широкому кругу профессиональных проблем; студент не испытывает затруднений в поиске и применении современной информации, широко владеет и использует современные информационные технологии. В практической работе применяет творческие подходы, свободно владеет современной информационной техникой.

- Профессиональная рефлексия - студент глубоко осознает мотивы выбора профессии, ценности профессиональной деятельности интериоризированы в личностные качества; адекватно оценивает результативность своей деятельности; критичен в отношении своих способностей, личностных профессиональных качеств, постоянно работает над собой; прогнозирует результаты деятельности, корректирует ее.

- Профессиональное поведение - у студентов высоко развиты коммуникативные умения и навыки, в коллективной деятельности часто и успешно выступают в роли организаторов, инициативны; на практике проявляет творческий подход; для преодоления трудностей в выполнении профессиональных обязанностей прилагает волевые усилия; дисциплинирован, ответственен; легко может перестроить способы поведения в изменившейся ситуации, мобилен.

Названные уровни взаимосвязаны между собой и при этом каждый предыдущий обусловливает последующий, включаясь в его состав. При переходе от низкого уровня к более высокому, повышается уровень профессиональной адаптации студентов.

Выделенные уровни и критерии использовались нами как в ходе констатирующего, так и в ходе формирующего этапов эксперимента для проверки процесса адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности.

Для успешного решения проблем адаптации студентов к профессиональной деятельности необходимо установить взаимосвязи вычлененных компонентов адаптации студентов к профессиональной деятельности, определить условия и особенности протекания каждого этапа подготовки. Мы руководствовались положением о том, что поэтапное формирование определенных качеств и свойств личности возможно лишь на базе определенного арсенала знаний, умений и навыков каждого предыдущего этапа, что обеспечивает переход от низкого уровня к более высокому.

Разработанная нами модель адаптации студентов к профессиональной деятельности и педагогические условия ее реализации обеспечивают динамичность процесса профессиональной подготовки будущих менеджеров в условиях вуза, позволяет оперативно реагировать на изменения социального заказа и учебно-профессиональной деятельности студентов.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Время как ресурс развития личности
К проблеме социально-психологической дезадаптации школьников
Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних
Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности
Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода
Вернуться к списку публикаций