2010-06-03 19:04:49
ГлавнаяПедагогика и психология — Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности



Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности


К компонентам адаптации к профессиональной деятельности, которые позволяют выявить уровень ее сформированности, мы относим следующие: профессиональная направленность; профессиональная компетентность; профессиональное поведение; профессиональная рефлексия.

В.В. Краевский считает, что понятие «уровень» выражает диалектический характер процесса развития, позволяющий познать предмет во всем его многообразии свойств, связей, отношений.

Следовательно, развитие определенных свойств и качеств осуществляется поэтапно, от низкого уровня к более высокому.

Опираясь на исследования отечественных психологов, раскрывающих противоречия в ходе развития личности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев. Л.С. Рубинштейн и др.), мы считаем, что адаптацию к профессиональной деятельности можно считать сформированной, в том случае, если:

- все компоненты адаптации представлены в единстве;

- учитываются факторы, оказывающие положительное влияние на изучаемый процесс;

- качества и свойства личности сформированы на высоком уровне.

Судить о степени подготовленности обучаемого к выполнению определенного направления профессиональной деятельности позволяют следующие критерии: ценностные ориентации студентов, интеллектуальные способности, рефлексивные способности, коммуникативные и организаторские способности.

Характеристика критериев выявления уровней адаптации студентов к профессиональной деятельности представлена нами в таблице 1.


Таблица 1.

Характеристика критериев выявления уровней адаптации к профессиональной деятельности

Компоненты адаптации

Критерии

Методы диагностики

Профессиональная направленность

- ценностные ориентации (осознание ценности профессиональной деятельности; включенность в теоретические и практические занятия; признание значимости профессии; адекватная самооценка; ориентированность на карьерный рост).

Наблюдение; беседы; самооценка; сочинение; анкетирование;

Профессиональная компетентность

- интеллектуальные способности (самостоятельность мышления, технологичность мышления, креативность, владение современной информационной техникой).

Тесты интеллекта Кеттела, Векслера и др.; тесты специальных способностей; тесты Люшера; тесты достижений; матрицы Равена

Профессиональная рефлексия

- рефлексивные способности (самооценка результатов деятельности; оценка своих профессиональных способностей; самоанализ уровня развития профессионально важных качеств личности; критичность мышления).

Анкетирование; тестирование; самоотчеты; автобиографический метод; методики самооценки.

Профессиональное поведение

- коммуникативные и организаторские способности (положительный эмоциональный настрой в процессе управленческой деятельности, проявление волевых усилий в процессе решения производственных задач, дисциплинированность, организованность, ответственность, мобильность).

Аналитическое наблюдение; тесты-опросники; цветовой тест Люшера; ТАТ; графические проективные методики.


Названные критерии мы рассматриваем как признаки профессиональной адаптации студентов, которые позволяют выявить уровень ее сформированности.

В процессе исследования нами были выявлены три уровня адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности, описание которых представлено ниже, в таблице 2.


Таблица 2

Характеристика уровней адаптации студентов к профессиональной деятельности


Уровни

Компоненты адаптации

Профессиональная направленность

Профессиональная компетентность

Профессиональная рефлексия

Профессиональное повеление

низкий

- не осознает ценности профессиональной деятельности

- нет устойчивой потребности,

- низкая включенность в теоретические и практические занятия;

- Интерес и потребности в профессиональной деятельности слабо выражены;

- неадекватная самооценка;

- слабая ориентированность на карьерный рост.

- низкая информированность;

- слабое знание нормативно-правовых положений;

- неосведомленность в источниках информации;

- слабое владение современной ннформ.техникой;

- коммуникативная некомпетентность.

- не всегда осознает мотивы своей деятельности;

- неадекватная оценка результатов деятельности;

- слабая оценка профессиональных способностей;

- низкое осознание потребностей к будущей профессиональной деятельности;

- некритическая оценка морально-психологических образований;

- слабый анализ уровня развития профессионально важных качеств личности;

- некритичность мышления;

- слабые прогностические способности.

- слабый уровень коммуникативных и организаторских умений;

- неустойчивый эмоциональный настрой в процессе управленческой деятельности;

- слабые волевые усилия в процессе выполнения профессиональных задач;

- неорганизованность;

- статичность.

средний

- осознание ценности профессиональной деятельности;

- наличие устойчивой потребности не наблюдается;

- средний уровень включенности в теоретические и практические занятия;

- интерес и потребности в будущей профессиональной деятельности выражены;

- признание значимости профессии;

- адекватная самооценка;

- ориентированность на карьерность.

- достаточная информированность;

- достаточное знание нормативно-регламентирующих положений;

- осведомленность в источниках информации;

- владение современной ннформ.техникой;

- коммуникативная компетентность.

- осознание мотивов своей деятельности;

- оценка результатов деятельности;

- недостаточная оценка профессиональных способностей;

- осознание потребностей к будущей профессиональной деятельности;

- критическая оценка морально-психологических образований;

- анализ уровня развития профессионально важных качеств личности;

- недостаточная критичность мышления;

- прогностические способности сформированы.

- наличие коммуникативных и организаторских умений;

- положительный эмоциональный настрой в процессе управленческой деятельности;

- проявление волевых усилий в процессе выполнения боевых задач;

- дисциплинированность;

- достаточная организованность;

- толерантность;

- достаточная мобильность.

высокий

- осознание ценности профессиональной деятельности;

- наличие устойчивой потребности в деятельность;

- высокая включенность в теоретические и практические занятия;

- яркий интерес и потребности в будущей профессиональной деятельности;

- признание значимости профессии;

- адекватная самооценка;

- высокая ориентированность на карьерный рост

- высокий уровень развития интеллектуальных способностей;

- хорошее знание нормативно-правовых положений;

- высокая осведомленность в источниках информации;

- совершенное владение современной информ.техникой;

- высокий уровень коммуникативной компетентности.

- осознание мотивов своей деятельности;

- адекватная оценка результатов деятельности;

- высокая оценка профессиональных способностей;

- осознание потребностей к будущей профессиональной деятельности;

- критическая оценка морально-психологических образовании;

- анализ уровня развития профессионально важных качеств личности;

- критичность мышления;

- высокий уровень прогностических способностей.

- высокий уровень коммуникативных и организаторских умений;

- положительный эмоциональный настрой в процессе управленческой деятельности;

- проявление волевых усилий в процессе выполнения боевых задач;

- дисциплинированность;

- высокая организованность;

- ответственность;

- высокий уровень мобильности.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Психологическая дистанция как критерий гибкости психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Подростково-молодежные группировки - общественная опасность и типология
Психическое здоровье детей, проживающих в различных районах Республики Коми
Общая характеристика социально-психологического тренинга развития лидерских качеств студентов - будущих менеджеров
Когнитивная дифференцированность
Вернуться к списку публикаций