2010-06-03 19:04:49
ГлавнаяПедагогика и психология — Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности



Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности


Профессионально важные качества личности. Менеджер традиционно характеризуется такими качествами личности, как ответственность, высокий интеллектуальный уровень, честность, тактичность, дисциплинированность, самообладание, требовательность, коммуникативность, оптимистичность, профессиональная наблюдательность, интуиция, стрессоустойчивость.

Одной из важнейших особенностей личности будущего менеджера является его «Я-концепция», которая предполагает позитивные ожидания со стороны общества, положительную самооценку и положительное самоотношение.

Таким образом, на основании проведенного анализа литературы и исследований мы относим к профессионально важным качествам личности будущего менеджера:

1. Профессиональную направленность личности (принятие ценностей профессиональной деятельности, принятие творческого характера труда, активность в профессиональной деятельности);

2. Качества личности (чувство долга и социальной ответственности, готовность к сотрудничеству и принятию быстрых решений, напористость, справедливость, тактичность, высокий интеллект, самообладание, требовательность, терпеливость, прагматизм, оптимизм, профессиональная наблюдательность, интуиция, стрессоустойчивость).

Следующий раздел требований к профессиональной подготовке будущих менеджеров отражает теоретическую основу их деятельности, представленную в виде знаний и умений. Предметная и содержательная сторона деятельности характеризуется степенью обобщенности знаний, перехода от количественного характера (знания о явлениях, процессах, объектах) к качественному характеру (знания о методологии, методах и принципах). Причем количественный показатель определяет широту знаний, а качественный - глубину проникновения в сущность познаваемого явления или объекта.

Мы выделяем следующие умения будущего специалиста: аналитико-прогностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, оценочные.

Аналитико-прогностические умения: умение изучения процесса межличностного взаимодействия в производственном коллективе; умения прогнозирования развития ситуации производственной деятельности, умения планирования управления ситуацией взаимодействия, обоснованного выбора наиболее эффективных методов решения задач профессиональной деятельности, средств организационных форм воздействия; умения прогнозирования результатов решения производственных задач.

Конструктивные умения: обладать твердой и непреклонной волей, уметь контролировать свои эмоции и чувства, волю других людей в условиях опасности и риска, умения установления профессионально целесообразных отношений с коллегами и подчиненными; умения сотрудничества и налаживания партнерских отношений с коллегами; умения моделирования производственной ситуации; умения управления ситуацией (уточнения, изменения, дополнения ранее запланированного); умения регулирования взаимоотношений в системе «личность - профессия - общество».

Коммуникативные умения: умения установления контакта с начальством и подчиненными; умения налаживания оптимального характера взаимоотношений с коллегами; умения опираться на положительное в личности; умения сочетания требовательности с уважением личности другого человека, обладать культурой межнационального общения, уметь сплачивать коллектив для достижения цели, оптимистическое отношение к жизни.

Организаторские умения: умения организовать ситуацию профессионального взаимодействия; умения привлечения различных средств, для решения задачи; уметь принимать обоснованные решения в нестандартных условиях и организовывать их выполнение, самостоятельно действовать в пределах предоставленных прав; умения использования различных форм управления производственным коллективом.

Рефлексивные умения: умения оценки полученных результатов и постановки новых задач; умения анализа и использования передового профессионального опыта; умения анализа и обобщения своего опыта, стремлением к совершенствованию своих профессиональных качеств и практических навыков.

Разработанные нами требования к профессии менеджера, отражает требования к личности, необходимые для обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности и является программой формирования личности будущего специалиста. Теоретический анализ источников, социальный заказ общества, опыт практической деятельности позволили выявить интегративные характеристики, которые в своей совокупности могут создать умозрительный образ выпускника вуза:

- Высокое самосознание личности, ориентированной на человеческие ценности, переведенные в собственные убеждения и жизненные принципы.

- Физическое и нравственное здоровье как гармония телесного и духовного развития.

- Широкая образованность, не только свободное владение основами знаний, но и непрерывное самообразование, ставшее потребностью и привычкой на всю жизнь.

- Высокая воспитанность - интеллигентность, корпоративность, оптимистичность, трудовая этика.

- Положительная мотивация профессиональной деятельности.

Осуществляя подготовку студентов к профессиональной деятельности, мы должны быть уверены в том, что адаптация студентов будет проходить эффективно. С этой целью мы предлагаем проводить диагностику личностных особенностей студентов. Этим объясняется выбор первого педагогического условия - диагностика личностных новообразований, способствующих адаптации студентов к профессиональной деятельности.

Аналитический обзор психолого-педагогической литературы, теоретико-экспериментальные изыскания по исследуемой проблеме, а также опыт работы в вузе позволил нам сделать вывод о том, что наиболее удачным является подход, когда основным критерием служит такая характеристика, как продвижение студентов на более высокие уровни сформированности характеристик адаптации к профессиональной деятельности.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Наследие функционализма: прикладная психология
Теоретические проблемы исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Общая педагогика
Образовательные тенденции
Когнитивная дифференцированность
Вернуться к списку публикаций