2010-06-03 19:04:49
ГлавнаяПедагогика и психология — Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности



Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности


В отечественной профессиональной педагогике достижения в области разработки профессионально важных качеств личности связаны с именами С.Я. Батышева, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.Е. Радионова, Е.Э. Смирновой, Г.В. Суходольского, Н.Ф. Талызиной и других. Большинство авторов, работая над моделью специалиста, выделяют две главные составляющие: профессиональные знания и личностные качества.

Существенные отличия в трудах различных научных школ обнаруживаются при рассмотрении учеными личностной составляющей образа специалиста. В качестве причин этого следует назвать специфику профессий и мировоззренческие установки, ориентирующие на выполнение определенной социальной функции.

Тем не менее, можно выделить безусловные личностные качества, которыми должен обладать выпускник любого вуза. О. Мельничук и А. Яковлева называют в качестве таковых следующие: ответственность перед делом и людьми, добросовестность, социопривлекательность, единство слова и дела, широкую культуру и т.д. Г.Б. Скок под общественно ценными личностными качествами понимает физическое, психическое и нравственное здоровье, образованность, «общекультурную грамотность». Э.Ф. Зеер выделяет в данном контексте креативность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др. Р. Петрунева относит к личностным профессиональным качествам все те, которые способствуют раскрытию и реализации возможностей человека, формированию его мотивов и интересов.

На основе анализа теоретических источников и опыта подготовки специалистов-менеджеров определим требования к профессиональной подготовке и личности будущего менеджера через призму адаптации к профессиональной деятельности. Такие требования к личностным качествам будущего менеджера, раскрывает содержание его знаний и умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Разделами разработанных нами требований к личностным качествам будущего менеджера являются:

1. Личностные характеристики, включающие профессиональную направленность личности и качества личности;

2. Требования к подготовке студента, включающие знания и умения. Профессиональная направленность личности менеджера характеризуется принятием ценностей профессиональной деятельности; принятием творческого характера труда; активностью в профессиональной деятельности.

Рассмотрим содержание каждого показателя профессиональной направленности личности будущего менеджера.

Принятие ценностей профессиональной деятельности. Ценности профессиональной деятельности обусловлены социальной функцией будущего специалиста, утверждением его личности в обществе. Взяв за основу характерные потребности личности, и, соотнеся их с профессиональной деятельностью, мы предлагаем следующую классификацию ценностей деятельности менеджера:

- ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в профессиональной и социальной среде (общественная значимость управленческой деятельности, ее престижность, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

- ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг общения (с подчиненными, коллегами и референтными людьми, переживание взаимопонимания и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

- ценности, ориентирующие на развитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к современной информационной технике, технологиям, постоянное самосовершенствование и др.);

- ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (творческий, вариативный характер профессиональной деятельности, прагматичность и увлекательность профессии менеджера, возможность решать общественно значимые и общественно одобряемые задачи и др.);

- ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможность получения достойной оплаты труда, создания собственного бизнеса и т.д.).

Принятие творческого характера труда. В современной психолого-педагогической литературе сущность творчества понимается как процесс создания новых способов воздействия на объект труда. В.А. Сластенин подчеркивает, что «...обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и оригинальных задач, учитель, также как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска».

Деятельность менеджера не терпит стереотипов, она связана с постоянным творческим поиском наиболее эффективных форм решения задач развития современного производства, рационального воздействия на личность подчиненных. Многие исследователи справедливо отмечают, что уровень творчества в профессиональной деятельности менеджера, являясь одной из основных характеристик его личности, отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей.

Анализ работ по проблеме изучения и развития творческих способностей специалистов показывает, что в стремлении личности к творческой реализации своих возможностей в профессиональной деятельности проявляется потребность в самореализации. Е.Н. Шиянов утверждает, что «творчество становится мотивом деятельности в том случае, если оно осознается и переживается как ценность». Мы считаем, что овладение этой ценностью является внутренним фактором активности самого менеджера не только в реализации предметной стороны будущей профессиональной деятельности, но и в развитии и совершенствовании личностных качеств. Таким образом, принятие творческого характера своего труда открывает перед будущим менеджером широкие возможности для постоянного самосовершенствования, для корректирования своих профессионально личностных качеств.

Активность в профессиональной деятельности выражается в активной деятельности по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, в стремлении к постоянному совершенствованию профессиональной подготовки, развитии профессионально значимых качеств личности.

Профессиональная деятельность будущего менеджера предполагает овладение методологическими основами социально-экономических дисциплин, знание специфики взаимодействия с коллегами и подчиненными в процессе профессиональной деятельности. С другой стороны, деятельность менеджера требует наличия таких качеств, как высокий уровень интеллектуального развития, способность к саморегуляции, дисциплинированность, терпеливость, ответственность, корпоративность и т.д. Способность к правильной самооценке, потребность в самосовершенствовании является необходимым проявлением профессиональной направленности личности. Источником самосовершенствования, по мнению Е.Н. Шиянова, является потребность в дальнейшем развитии, способности личности к саморазвитию, постоянная работа над собой.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Некоторые теоретико-методологические подходы к изучению субъективного образа
Образ мира и психологическое изучение мышления
Разработка модели дистанционного обучения иностранному языку будущих менеджеров
Реализация коммуникативного подхода в дистанционном обучении иностранным языкам
Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам
Вернуться к списку публикаций