2010-06-03 19:04:49
ГлавнаяПедагогика и психология — Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности



Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности


Ценностный подход в обучении позволяет рассматривать знания и способы их получения с позиции удовлетворения познавательных потребностей личности. Ценностные ориентации - важнейшее личностное образование, определяющее ее направленность. Зрелая личность отличается широтой личных ориентации, иерархией ценностей, наличием конкретных (предметных) ценностей.

Присутствие в структуре личности познавательных ценностей обеспечивает стремление человека к дальнейшему самообразованию, саморазвитию и профессиональному росту.

М.Е. Дуранов, В.И. Жернов и О.В. Лешер обусловливают ценностные ориентации как педагогический принцип, исходя при этом из того, что процесс обучения, воспитания и развития личности имеет два аспекта. Первый связан с осмыслением сущности предметов и явлений, её усвоением; второй - включает осмысление ценности предметов и явлений для личности и общества.

В условиях современных реалий процесса обучения можно говорить о системах диалога, объединяющих человека (преподавателя), ЭВМ, техническое, программное, методическое, информационное и лингвистическое обеспечение, общение с которыми обучаемый (пользователь) ведет в реальном масштабе времени. Системы диалога должны быть ориентированы на работу с обучаемыми («конечными пользователями») - людьми, которые должны справляться со своими задачами более эффективно и экономично, используя машинные средства, получают информацию от диалоговых систем и непосредственно пользуются терминалами. Диалог обучаемого с преподавателем, машиной означает контактный и интерактивный обмен информацией между пользователем и системой в соответствии с установленным языком диалога и формой диалога для достижения определенной цели.

Наиболее эффективны диалоговые системы в сфере обучения, где они позволят отказаться от традиционного подхода с ориентацией на способности «среднего обучаемого», сделать процесс более индивидуальным.

Доказано, что самосохранение и выживание человечества становится возможным только на путях воспроизводства интеллекта, как такового и его непосредственного носителя - творчески и критически мыслящего человека. Переход от традиционной модели обучения (репродуктивно-объяснительной) к новой (конструктивно-творческой) объективно подготовлен всем ходом общественно-экономического и социального развития и предполагает создание новой дидактической системы образования и современных интенсивных технологий обучения.

Однако следует отметить, что развитие у студентов познавательных, творческих способностей, воспитание самостоятельной активности, целеустремленности и результативной учебной и профессиональной деятельности не означает отказ от лучших достижений традиционного обучения. Наоборот - это путь его дальнейшего развития, а также создание и внедрение в образовательный процесс принципиально новых методов и форм обучения, обеспечивающих личностный рост студентов.

Вузом должны разрабатываться программы, определяющие создание в вузе условий для удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии (программы воспитательной работы, планы работы библиотеки, клубов, музеев, деловых офисов, организация встреч с наиболее успешными менеджерами и т.п.).

Важнейшим условием формирования профессиональной компетентности является включение студентов в активную практическую деятельность в различных образовательных и социальных ситуациях.

Непременным признаком профессиональной компетентности будущего менеджера выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности.

Основные тенденции развития общества выявляют все большую значимость человека как активного субъекта формирования самого себя и условий своей жизнедеятельности. Многообразие и альтернативность законов природы и общества обусловливает использование многовариантной методологии и познания, и деятельности, осознания наличия многовариантных решений на любом уровне их реализации - прогностическом, инновационном, преобразующем. Подобный подход к мышлению и деятельности человека должен формироваться в процессе такого профессионального образования, которое развивает способности личности действовать в режиме постоянного опережения существующего состояния, отвечая сущностной потребности человека в познавательной активности, обеспечивая готовность его к самосовершенствованию, самоактуализации, социально-профессиональной мобильности.

Данные позиции определили выбор второго педагогического условия: формирование профессионально важных качеств студентов в системе учебно-профессиональной деятельности вуза.

Н.В. Кузьминой и ее последователями было сформулировано существенное для нашего исследования положение о важной роли собственной личностной позиции к совершенствованию своего профессионального мастерства, установки на анализ и осмысление процесса и результата своей деятельности. Отмечается, что понимание человеком своей индивидуальности, достоинств и недостатков лежит в основе сознательного и целенаправленного управления им собственной деятельностью.

Создание внутренних потенций профессионального развития специалиста - результат активного взаимодействия личности с социально-профессиональными группами и средствами труда. При этом происходит обогащение психики. Результатом деятельности является не только создание материальных и духовных ценностей, но также и развитие личности.

Следует оговориться, что не любая профессиональная деятельность развивает личность. Есть много профессиональных видов труда, которые не обогащают личность, а, наоборот, деформируют ее.

Многое зависит от самой личности, от ее отношения к профессиональному труду. Выполняя ту или иную работу, определенным образом относясь к ней, личность воспроизводит в себе новые свойства и качества. В процессе профессионального становления они объединяются с уже имеющимися свойствами, а также между собой, образуя комплексы качеств.

По мнению Э.Ф. Зеера, образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Реализация потенциала зависит от многих факторов: биологической организации человека, социальной ситуации, характера профессиональной деятельности, активности личности, ее потребности в саморазвитии и самоактуализации. Но ведущим фактором профессионального становления личности является система объективных требований к ней, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые свойства и качества. Смена или перестройка способов ее выполнения, изменение отношения к ведущей деятельности обусловливают стадиальность развития личности.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Современная американская модель подготовки менеджеров
Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности
Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения
Реализация модели благотворительного ясли - сада
Использование изобразительной деятельности в психологической практике
Вернуться к списку публикаций