2010-06-03 19:04:49
ГлавнаяПедагогика и психология — Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности



Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности


Профессиональное образование будущего менеджера можно рассматривать как основу самоопределения личности, так как оно обеспечивает стандарт подготовки к профессиональной деятельности. Общеобразовательная подготовка должна быть направлена на достижение оптимального уровня информированности, действенности, глубины, осознанности знаний, на стимулирование самообразования в профессиональной сфере.

Как утверждают В.В.Давыдов, И.И. Ильясов, Д.Б. Эльконин, знания не сами по себе являются целью и результатом, предметом и продуктом деятельности, а личность обучающегося, его опыт, интеллект и личностные качества, измененные благодаря полученным знаниям, приобретенным умениям и навыкам. Главным результатом учебной деятельности студента должно стать умение мыслить и действовать на основе научных знаний.

Психология учебной деятельности (М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин) позволяет строить обучение студента как формирование его собственной познавательной деятельности, помогает студенту самостоятельно строить свою учебную деятельность. Правильное обучение приводит в результате не к простому накоплению знаний и умений, а дает развитие интеллектуальных способностей.

Следовательно, психолого-педагогическая особенность учебно-профессиональной деятельности студентов ориентирована на изменение когнитивной структуры, их когнитивного стиля. Результатом учебно-профессиональной деятельности являются изменения, новообразования в интеллектуальном, нравственном, личностном развитии студентов, приобретение социального опыта и ориентация студентов в ценностях профессионального образования.

В традиционной педагогике, по мнению Е.Н. Шиянова, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных целей, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных способностей и практической подготовки, которые должны быть достигнуты в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к содержанию образования. Такое образование способствует социализации индивида и с такой точки зрения является жизнеобеспечивающей системой.

Однако при знаниево-ориентированном подходе знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека.

В последнее десятилетие в свете гуманизации образования все более утверждается личностно ориентированный подход к содержанию образования, отраженный в работах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, B.C. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского. Идея развития целостной человеческой личности, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность определяет содержание современного образования.

Понятие содержания образования включает ряд компонентов: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Социальный опыт, фундаментальные научные знания и теории лежат в основе определения структурных элементов содержания вузовского образования. Содержание профессионального образования в вузе определяется Государственным стандартом образования, который представляет собой:

- обязательную минимальную совокупность учебно-образовательной информации;

- адекватную систему способов обучения, обеспечивающую усвоение учебно-образовательной информации и освоение способов познавательной деятельности;

- обязательный минимальный набор методик, позволяющих идентифицировать степень выраженности каждого параметра интеллектуальной, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер личности.

Любой изучаемый материал можно представить в виде трех типов задач, связанных с жизненно смысловой сферой студентов:

1) предметных, включающих фактический материал, связанный с гуманитарно-ценностной сферой;

2) конструктивных, направленных на поиск способов приобщения студентов к профессиональной культуре;

3) личностно ориентированных, связанных с выявлением ценностно-смыслового компонента изучаемого материала.

Личностно ориентированное обучение в современном образовательном учреждении, развивающее познавательные способности студентов, приобретает в целостной образовательной системе новое качественное содержание, которое определяет уровень профессиональной компетентности выпускников.

Анализ квалификационной характеристики и требований Государственного образовательного стандарта показывает, что основные профессиональные действия и действия контроля и оценки, указанные в структуре профессиональной деятельности, соответствуют определению творческой деятельности.

Требования Государственного образовательного стандарта и сама структура профессиональной деятельности предполагают наличие у выпускника, специалиста - менеджера критического и творческого мышления

М.М. Поташник считает, что творчество в деятельности проявляется в нестандартных подходах к решению проблем, в разработке новых методов, форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний, в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях, в совершенствовании, рационализации и модернизации известного в соответствии с новыми задачами, в удачной импровизировании.

Творческая характеристика профессиональной деятельности указывает на необходимость развития творческих технических способностей будущих специалистов для развития интереса к профессиональной деятельности у студентов.

Кроме того, изучение структуры профессиональной деятельности специалиста-менеджера показывает, что формирование профессиональных целей, выполнение профессиональных действий, а также действий контроля и оценки напрямую зависит от уровня сформированности ценностного отношения к профессиональной деятельности. В свою очередь, ценностное отношение к профессиональной деятельности зависит от уровня развития творческого потенциала будущих специалистов.

Процесс профессионального образования как процессуальная система имеет два аспекта. Один из них связан с овладением знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

Другой - с осмыслением их ценности для развития личности и будущей профессиональной деятельности.

Ориентация студентов в ценностях профессионального образования, на наш взгляд, необходима в связи с тем, что молодые люди не всегда сознательно выбирают профессию. В том случае, если интересы, склонности, мечты самого будущего студента не учитываются (а это происходит, как показало наше исследование, примерно в 30 % случаев), то молодой человек и учиться продолжает тоже «для родителей». Это выражается в пассивности познавательной деятельности, учебе ниже уровня своих возможностей и т.д.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Использование изобразительной деятельности в психологической практике
Программа эмпирического исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Содержание, функции коммуникации как системного педагогического процесса
О возможности экспертной психодиагностики серийных маньяков-убийц
Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения
Вернуться к списку публикаций